12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дарья Осипова94
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Программа тренинга «Маски и лица»

Цель: формирование основ самопознания и саморазвития у старшеклассников как условие сохранения психологического здоровья личности.

Задачи:

повышение психологической культуры участников;

развитие бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью своему и окружающих;

создание мотивации к самопознанию, саморазвитию.

Условия проведения: просторная аудитория, стулья по количеству участников.

Требования к ведущему:

профильное образование (психолог, педагог-психолог);

знание групповых форм работы;

навыки активного слушания;

знание основ психологии личности.

Принципы реализации программы тренинга:

«принцип диалога» - доброжелательная и творческая атмосфера;

«принцип исключения критичной оценки» - безоценочное принятие;

«принцип гибкости» - при встрече с различными мнениями и высказываниями;

«принцип эффективности» - чуткое отношение к личностным изменениям.

В результате реализации программы тренинга повышается психологическая культура старшеклассников, формируются основы самопознания и саморазвития, развивается ответственное и компетентное отношение к психологическому здоровью, навыки сотрудничества.

Оценка результативности проводится при помощи тестовых методик, анализа продуктов учебной деятельности, умений и навыков, проявленных при выполнении заданий.

Формы и методы работы: мини-лекции, ролевая игра, групповая дискуссия, методики организации рефлексии.

Количество часов: 2 академических часа.

Участники: обучающиеся общеобразовательных учреждений.

Численность группы: 15 человек.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников тренинга, правила работы, бумага для записей, писчие принадлежности, материалы для изготовления масок (бумага, краски, кисточки, клей, ножницы), музыкальное сопровождение (спокойная инструментальная музыка) на любом типе проигрывателя, «Мишень» (описание см. в упражнении), стикеры-закладки.

Тренинг является частью тематического блока «Я-социальное» программы «Сам себе психолог».

Этапы тренинга

Создание доверительных отношений:

знакомство участников группы, представление ведущего;

информирование о целях и задачах тренинга;

введение правил работы в группе.

Создание мотивации участия:

сбор ожиданий участников тренинга;

определение уровня информированности по теме тренинга.

Этап изучения психологических особенностей своей личности:

мини-лекция;

психологические упражнения.

Этап завершения тренинга:

рефлексия участников;

обратная связь.

Программа работы

Блоки

Содержание

Время

Введение

Представление тренеров, программы. Тема, цели тренинга.

Создание мотивации участия: мои ожидания, мои опасения.

Принятие правил.

Упражнения для психологической разминки: «Здравствуйте», «Пчелы и змеи», «Бегущие огни».

20 минут

Я-социальное

Мини-лекция

Психологическое упражнение «Маски и лица»

10 минут

40 минут

Этап рефлексии

Рефлексия участников

Обратная связь: «Мишень», «Тепло», «Рукопожатие».

15 минут

5 минут

 Итого

90 минут

Представление тренеров, программы. Тема, цели тренинга

Участники сидят в кругу. Ведущий представляется, озвучивает тему тренинга и цель (формирование основ самопознания и саморазвития у старшеклассников как условие сохранения психологического здоровья личности).

Упражнение «Здравствуйте»: необходимо поздороваться с участниками тренинга любым оригинальным способом. Способы не должны повторяться (используются различные жесты, интонации голоса, языки и т.п.).

Спрашивает, как участники понимают термины «самопознание», «саморазвитие», «психологическое здоровье личности». При необходимости корректирует ответы.

Спрашивает, какими путями можно достичь этой цели (повышение психологической культуры, развитие бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью своему и окружающих, создание мотивации к саморазвитию, самопознанию). При необходимости корректирует ответы.

Озвучивает регламент работы и правила поведения в общеобразовательной организации.

Сбор ожиданий участников тренинга. Определение уровня информированности по теме тренинга: мои ожидания, мои опасения. Ведущий просит группу написать свои ожидания от предстоящей работы и опасения на листочках, а потом по кругу их зачитать.

Упражнение «Бегущие огни» Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-либо короткую приветственную фразу, например, «Доброе утро». Сосед должен как можно скорее встать и повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое и волна «вставаний» и повторений бежит по кругу. Ведущий просит выполнить это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна проходит пол круга, добавляется еще один элемент (хлопок, «Доброе утро, друзья» и т.д.).

Принятие правил (распечатаны, размещены на видном месте в аудитории)

Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить желаемый результат. Эти правила в равной степени относятся и к ведущему, и к участникам.

Для того чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

Правило участия. Подразумевает включение в работу всех участников.

Правило уважения к говорящему. Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая.

Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения «я чувствую», «мне кажется»).

Группа принимает правила (соглашается действовать в соответствии с ними). При необходимости в ходе тренинга ведущий может обращать внимание отдельных участников на лист с правилами.

Упражнение «Пчелы и змеи» Участникам нужно разбиться на две группы - пчелы и змеи. Каждая группа должна выбрать своего короля. Оба короля выходят из кабинета и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе король подходит к «меду», тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к «ящерице», тем громче должно быть шипение. Во время игры вы не имеете права говорить.

Дискуссия

Сегодня вы находитесь на тренинге «маски и лица». Как вы думаете, почему у него такое название? Ответы участников

Личность создается только под влиянием общества. Вспомните, какие грани «Я», относящиеся к вашей роли в обществе, вы назвали в упражнении «Кто я». Сколько их было.

«Я»-социальное включает статусы, звания, дипломы, сертификаты, должности, награды, семейное положение (сын, дочь, муж, мать, дед, внучка, брат, племянник), друзья, деловые партнёры. Те роли, которые Вы разыгрываете в социуме.

Сколько всего ролей может быть в семье? А в школе? (в семье может быть несколько ролей: Я-дочь, Я-мать, Я-жена, Я-внучка, Я-сестра и т.п.). Профессиональные, семейные, религиозные, этнические роли – составляющие социального «Я».

Упражнение «Маски и лица»)

Каждое Я – это своеобразная маска, которую вы надеваете. Для общения с каждым человеком – своя маска. Сейчас я предлагаю вам сделать 4 «Маски для других», такие маски, которые показывают, какими вы предстаете перед людьми:

  • Родителями.

    Друзьями.

    Учителями.

    Маска для кого-то из Ваших близких (по желанию).

На изготовление масок вам дается максимум 20 минут.

Во время работы должна звучать музыка. Участники свободно распределяются по аудитории, готовят маски. По готовности возвращаются в круг.

Обсуждение

Вопрос создателю. Расскажите, какие это маски? Почему получились именно такие маски? Чем они отличаются? Какая из них ближе всего к вашему истинному состоянию? Как вы относитесь к каждой из них?

Вопрос группе. Сравните маски, есть ли сходства и различия? По мнению окружающих, какая маска подходит больше, почему? Были те маски, которые, по вашему мнению, совершенно не похожи на своего создателя?

Роли разные, значит, и маски должны быть разные. От каждой роли ждут определенного поведения. Каждая из масок не хороша и не плоха, она необходима для существования в социуме. Нужно понимать, что это маска, и уметь ее вовремя «снять» или сменить на более подходящую. И всегда помнить, что маска – это не «Я», не личность, а только ее часть.

Комментарий: бывают участники, которые в ходе упражнения осознают, насколько все их «маски» далеки от «истинного лица». В таком случае можно предложить сделать дополнительную маску, изменить одну из существующих или описать свое «истинное лицо» словами. Отпускать участника без «приближения» одной из масок к «лицу» не рекомендуется.

Если участник озвучивает, что все 4 маски не являются «лицом», далеки от него и что это его сознательный выбор, стоит спросить (оговорив, что ответ прямо сейчас не требуется) существуют ли ситуации проявления «истинного лица» и есть ли возможность расширить круг таких ситуаций.

Обе ситуации могут быть признаком слабого осознания себя как личности и указывают на необходимость более пристального наблюдения за участником (если это возможно).

Ситуация, когда участник отказывается делать маски («я всегда одинаковый») или говорит «я не знаю, какие маски делать» является поводом к индивидуальному обсуждению – всегда ли одинаково проявляешь себя с разными людьми? Всегда ли одинаково действуешь? Можно помочь выбрать несколько конкретных людей в жизни участника (попросить назвать имена), чтобы он мог показать на масках разницу во взаимодействии с ними, желательно из разных социальных кругов. Например, мама/папа/брат/сестра, самый интересный учитель, кумир/ровесник, на которого ты хочешь походить, самый близкий друг, случайный взрослый/продавец в магазине и т.п.

Снятие напряжения после завершения обсуждения

Сейчас в течение минуты, пока я не скажу «хватит», корчите друг другу рожи. Можно помогать руками, можно массировать лицо. Ваша цель – «снять маску», стать собой.

Рефлексия: «Наш тренинг подошел к завершению. Что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя?

Обратная связь «Мишень» Участникам предлагается оценить свою деятельность в тренинге, деятельность тренера, содержание тренинга, свое настроение (приклеить стикеры-закладки на «Мишень»). Мишень – круг на листе формата А5, разбит на 4 сектора в соответствии с оцениваемыми параметрами, на внешней части размещена цифра «0», внутри круга – «10».

Упражнение «Тепло» Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму своему соседу руку, он - следующему и т.д. Посмотрим, как мы дружно сработаем.

Упражнение «Рукопожатие» Ведущий: «Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.