12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Неменок Ирина Николаевна21
Россия, Брянская обл., с. Туросна

7

 

Урок музыки в 6 классе

«Космический пейзаж» .

Тема полугодия: «Образы камерной и симфонической музыки»

Тема урока: «Космический пейзаж»

Художественное название урока: «Быть может, вся природа мозаика цветов?».

Вид урока: урок - путешествие

Цель урока: Познакомить обучающихся с миром космических образов через произведения Ч.Айвза и Э. Артемьева.

Проблемный вопрос урока:

- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?

-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?

Задачи урока:

1)Образовательная:

Познакомить обучающихся с выразительными возможностями электромузыкальных инструментов (синтезатора);

Учить анализировать прослушанную музыку, выделять главное; изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.

2)Развивающая:  Развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;.

3)Воспитательная: Пробуждать интерес к музыке, к другим предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству);

бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран.

Планируемые результаты УУД:

Личностные: Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Развитие у обучающихся эстетического чувства прекрасного, фантазии и творческого воображения, музыкального слуха и образного мышления, умения видеть необычное в обычных вещах и явлениях;формирование у детей целостного восприятия окружающего мира; воспитание у школьников доброты и патриотизма, любви и чувства ответственности за свои поступки, бережного отношения друг к другу и к окружающему миру;

Метапредметные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения,осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления.Рассмотреть интонационную природу музыкальных образов на примере произведения Ч.Айвза «Космический пейзаж»;

 -дать определение понятий «диссонанс», «консонанс»;

 - вспомнить понятие «музыкальный тембр»;

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, групповая.

Техническое оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Музыкальный материал: «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра Ч. Айвз «Мозаика». Пьеса для синтезатора
Э. Артемьев
.

Репродукции картин:«Геометрическая фантазия»А.Фоменко,«Нераздельная Мудрость Хранения»Е.Горовецкий,«Солнечная корона» Е.Леонов.

Ресурсы урока: портреты композиторов, раздаточный материал (таблицы для анализа, иллюстрации, презентация).

Методы: словесные (объяснение, фронтальный опрос, рассказ, беседа); наглядные; практические; репродуктивные; частично-поисковые. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; технология учебного диалога, технология проблемного обучения; технология деятельностного подхода, хоровое исполнение песни.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие. «Здравствуйте дорогие дети».

Учитель: Давайте с вами вспомним тему нашего прошлого урока? («Инструментальный концерт. Итальянский концерт»). Назовите композиторов, о которых шла речь на прошлом уроке? (А. Вивальди, И. Бах). С каким жанром мы познакомились? (концерт) Что такое концерт? (Концерт - музыкальное произведение, для симфонического оркестра и солирующего инструмента.) Какие произведения мы слушали? (А. Вивальди «Весна», из цикла «Времена года» И.С. Бах «Итальянский концерт».).

2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание:

Учитель: К. Бальмонт писал: 

 

Мы видим, мы слышим,

Как светят нам солнца,

Как дышат нам блики

Нездешних миров.

Учитель: Как вы думаете, о какой музыке пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О космической).

Учитель: Когда художник создает свое произведение и рисует на нем картину природы, как  называется эта картина? (Пейзаж).

Учитель: А какие разновидности пейзажа вы уже знаете? (Сельский пейзаж (деревенский), городской пейзаж, природный, морской пейзаж, парковый).

Учитель: А если художник нарисует картину космоса, может он ее назвать пейзажем? (Да).

Учитель: Верно. Ведь космос - это тоже природа.

Учитель: Скажите, как можно назвать сегодня тему нашего урока?

Ученики: « Космический пейзаж»

Учитель: Сегодня мы  попытаемся представить себе, какая же она – музыка космоса, музыка других миров. А значит, нам предстоит нарисовать свой космический пейзаж.

Проблемный вопрос урока:

Учитель: На какие вопросы мы должны с вами ответить?

можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?

познакомиться с композиторами, которые писали космический пейзаж

послушать музыку космоса

узнать, какие использовались для этого музыкальные инструменты

3. Актуализация знаний.

Учитель: Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.

Учитель: Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?

(ответы детей)

Учитель: Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит, какие? (Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре - самолете, Иванушка - дурачок на Коньке- Горбунке)

Учитель: Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели - фантасты: Ж.Верн, Г. Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др.

Учитель: Позже появляются фантастические фильмы: « «Звездные войны». «Армагеддон»… Какие можете назвать вы?

(ответы детей)

Учитель: Из какого фильма вы сейчас увидите фрагмент? (видео) ( «Гостья из будущего»)

Учитель: В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту. В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом? (1961г , космонавт - Юрий Гагарин.)

Учитель: Обычный весенний день  12 апреля 1961 года навсегда вошёл в историю человечества. В тот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.

(показ ролика «Полёт Юрия Гагарина»)

Учитель: Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле! Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.

Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полётов  человека в космическое пространство.

Учитель: Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе? (Астрономия).

Учитель: Что мы называем Вселенной? (Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики).

Учитель: Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

4.Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Какая же она, музыка космоса, музыка других миров? Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала 20 века Чарльза Айвза.

Свое произведение «Космический пейзаж» композитор создал  в начале  XX  в. —  в то  время,  когда  совершались  научные  открытия  в  области покорения  космоса  и  создания  летательных  аппаратов. Серьезным, чуждым всякой суетности отношением к музыке, возвышенным строем Мыслей и чувств Айвз впоследствии будет напоминать Баха.

Учитель: Сейчас прозвучит  это интересное и необычное  произведения.

Учитель: Послушайте, насколько своеобразна, необычна музыка, как сама Вселенная, представьте этот необычный пейзаж.

Слушание фрагмента «Космический пейзаж»

Анализ прослушанной музыки (ответы детей)

Учитель: Сколько образов в произведении?

Два образа:

Первый - образ неизвестной планеты( струнные инструменты)

Второй - образ исследователей космоса (деревянно-духовые инструменты)

Учитель: Как меняется  музыка?

Учитель: Какие инструменты исполняют произведение? (Струнные, духовые, флейты, труба).

Учитель: Есть ли в музыке повторяющаяся интонация? (Да)

У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.

«Космический пейзаж» Ч. Айвза

Инструментальное воплощение

Музыкальный образ

Струнные

 

Духовые

 

Флейты

 

Труба

 

 

 

 

 

 

Учитель:Эта  пьеса,  построенная  на  диалоге струнных  и  деревянных  духовых  инструментов,  стала  философским  размышлением  о  месте  и  роли  человека во  Вселенной.

Струнные инструменты изображают неизведанные дали, звезды, планеты. Они  играют всё время одинаково тихо, в едином очень медленном  темпе, без пауз.

Духовые инструменты передают образ людей-космонавтов, а так же неизвестных нам жителей других планет.

Труба «интонирует „Вечный вопрос существования“, произнося его всегда одинаково»;

Флейты вступают каждый раз после окончания «вопроса», символизируют поиски «невидимого ответа» на него. В последней, наиболее беспокойной и продолжительной своей реплике, флейты пытаются передразнивать трубу. Звучащий следом «вопрос» трубы так и не получает ответа, и произведение завершается растворяющимися в тишине звуками струнной группы.

Учитель:  В заключительном варианте композитор назвал эту оркестровую пьесу «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете, почему?

Можно обратиться за ответом к М. Ломоносову…

«Открылась бездна, звёзд полна;

Звездам числа нет – бездне - дна…»

Учитель: Можно ли изучить бездну?(Нет)

Поэтому вопрос  композитор оставил без ответа.

 

Учитель:  Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным композитором, создавшим интересную и необычную музыку. Это ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ (1937 г.р.).

Учитель:  В 1960 году – был изобретен первый отечественный музыкальный электронный инструмент – синтезатор.

Учитель:  С появлением электро-музыкальных инструментов, синтезаторов значительно расширились возможности создания других внеземных цивилизаций.

Учитель:  Композитор - наш современник Эдуард Артемьев пошел по пути, на который, как говорят «не ступала  рука» композитора, избрав главным объектом своего творчества - звук.

Учитель:  Сейчас мы познакомимся с произведением, которое автор назвал «Мозаика» (читаются слова).

Быть может, вся природа - мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа – лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

                                                              К. Бальмонт

Учитель:  Что в изобразительном искусстве  означает слово мозаика? (Изображение или орнамент, составленный из разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов)

Учитель:  Прослушаем фрагмент из пьесы «МОЗАИКА» Э. Артемьева и попытаемся ответить на вопросы:

Какой образ создаёт в пьесе «Мозаика» композитор?

Какие зрительные представления (ассоциации) возникают у слушателей (зрителей) в процессе восприятия музыки?

Какие звуковые эффекты использует композитор?

Какими выразительными средствами достигает композитор этих эффектов?

Какую техническую задачу решает композитор?

СЛУШАНИЕ: фрагмент пьесы «Мозаика» Э. Артемьева

«МОЗАИКА» Эдуарда Артемьева

Музыкальный образ

Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной

Зрительные ассоциации

Музыка словно погружает в некое пространство, в сознании слушателя выступает образ непознаваемого мира

Звуковые эффекты

Гулы, шумы, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха

Выразительные средства

ТЕМБРЫ голосов и инструментов – звучание рояля на клавишах и струнах, поющий голос, шёпот из свистящих и шипящих фонем, конкретные звуки

Задача композитора

Электронное преобразование натуральных тембров голосов и инструментов

Учитель: Почему Артемьев назвал свое произведение «Мозаика»?

 

Учитель: Творческий поиск Э. Артемьева в пьесе «Мозаика» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нём себя.

5.Вокально-хоровая работа:

Упражнения по восстановлению дыхания.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Распевание.

Исполнение песни:

«Прекрасное далеко» муз. Е Крылатова. сл. Ю .Энтина.

7. Закрепление и рефлексия:

Учитель: Подведём итог урока. Сегодня мы знакомились с творчеством композиторов, раскрывающих в своих произведениях образ космического пейзажа, образ Вселенной.

Учитель: Произведения каких композиторов мы слушали? (Чарльз Айвз и Эдуард Артемьев)

 Учитель: Вспомните названия прослушанных вами произведений? («Космический пейзаж», «Мозаика»)

 Учитель: В чём сходство и отличие этих произведений? (СХОДСТВО – они раскрывают образ космического пейзажа; ОТЛИЧИЕ – произведение Айвза - оркестровая пьеса, произведение Э. Артемьева – произведение электронной музыки)

Учитель: Назовите музыкальный инструмент с помощью которого Э. Артемьев создавал свои произведения? (Синтезатор АНС)

Учитель: Мы решили поставленные задачи?

Значит мы раскрыли тему урока.

Какие эмоции вас наполняют?

И в продолжение ваших эмоций я предлагаю песню в исполнении группы «Земляне» «Трава у дома»

 

7

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.