12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Черепанова109
Учитель истории, обществознания, изобразительного искусства
Россия, Барнаул

Технологическая карта урока

изобразительного искусства деятельностного формата

Проект урока разработан:

Черепанова Л.А.

МБОУ «СОШ №84», г. Барнаул

Класс 6

Предмет ИЗО

Тема урока «Изображение предметного мира — натюрморт»

 

Планируемые образовательные результаты/критерии успеха

Личностные

формировать осознанное, уважительное отношение к предметному миру, воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира

Метапредметные

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, самостоятельно планировать пути достижения целей, анализировать, понимать и принимать задачу групповой работы, участвовать в оценочной и презентационной деятельности

Предметные

приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов; осваивать простые композиционные умения организации плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа; уметь выделить композиционный центр; приобретать навыки художественного изображения способом аппликации

Цели урока

Личностные

создание условий для осознания ценности и красоты окружающего предметного мира, формирование эстетического чувства, «умеющего выделять» прекрасное в повседневности.

Метапредметные

развитие навыков самоорганизации, навыков работы в группе, навыков самопрезентации, аналитических и оценочных умений

Предметные

приобретение знаний по значению термина «натюрморт», его видах и умений по композиционному построению натюрморта

 

Замысел взаимодействия на уроке

Структура урока/этапы деятельности

Содержание взаимодействия

Примечания

(краткий комментарий относительно приёмов для включения в образовательный процесс обучающихся)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Орг.момент

 

Слушают учителя. отвечают на вопросы, участвуют в беседе, делятся личным опытом,

 

 

 

 

Натюрморт

 

 

Изображение предметов, вещей, цветов….

 

В музеях, на страницах учебника, на школьных выставках, …дома, на даче (они еще не картины, но мы уже чувствуем их красоту)

 

Бережное отношение к предметному миру.

Уважение к предметам быта, обихода, истории. Воспитание аккуратности.

 

 

«Если видишь на картине

Чашку кофе на столе

Или квас в большом кувшине,

Или вазу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это…»

 

 

Так, что же такое натюрморт?

 

Поделитесь личным опытом, где вы встречались с натюрмортом?

 

 

 

 

А зачем нам это знание, зачем нам видеть красоту в простых, иногда обыденных вещах?

 

 

Рифмованное начало урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

работают с учебником, выявляют противоречие, участвуют в дискуссии

 

 

Натюрморт – мертвая натура (фр.) или тихая жизнь вещей (голл.)???

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красоту мира видели и отражали художники разных стран и народов, разных эпох и направлений

 

Откройте учебник, стр. 60, прочитайте определение натюрморта.

Вы увидели некоторое противоречие?

 

Так, кто же все-таки прав в определении? «натюрморт» это:

1) механическое изображение неодушевленных предметов

2) изображение предметов, которые продолжают жить и в чем же эта жизнь?

3) или возможно какое – то иное мнение???

 

 

 

 

 

Столкновение противоречий

 

 

 

 

 

Постановка

учебной

задачи

 

Работа у доски желающих по очереди, остальные помогают с места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Много предметов, хватает на более чем 4 картины, расположены хаотично, они не выставлены композиционно, не указан главный предмет….

Вдохновение, идея, замысел, композиция,……

С терминами мы познакомились. Предлагаю поработать с видами натюрмортов.

Перед нами на электронной доске разнообразные изображения, необходимо разнести их в таблицу по номинациям натюрморт: аллегорический, со снедью, ботанический, бытовой

 

Предметы расставлены, а получились ли картины? (...почему нет?)

 

 

 

Определяем, что необходимо помимо набора конкретных предметов, для создания натюрморта.

 

Создай коллекцию

Решение

учебной задачи

Работа в группах

Задание группы в конвертах по тем же номинациям, что на доске (жеребьевка). Внутри листы для фона, шаблоны для аппликации.

 

 

Постараемся исправить ошибки, для чего поработаем в группах. На столе у каждой группы конверт с заданиями, из предложенных деталей, необходимо составить аппликацию на заданную тему, исключив лишнее, дополнив по желанию. Фон и композиция должны отражать вашу личную оценку, настроение. Также необходимо представить презентацию своего произведения на 1-2 минуты.

 

 

Я беру тебя с собой

Закрепление,

тренировка,

отработка

умений.

 

Оценки одноклассников, анализ, похвалы, критика, мнения по поводу того, что они видят на доске.

 

Собственная презентация работ.

Перед нами 4 аппликации, сначала послушаем мнение зрителей, а затем авторов работ: необходимо, чтобы критики отметили настроение, композицию, законченность произведения

 

Свои примеры

 

Повторение и

систематизация

изученного

 

Ученики участвуют в беседе, высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру (в этом помогают композиция, цвет…)

 

«Тихую жизнь» надо услышать, здесь требуется особая внимательность и труд души.

 

 

Скажите, было обидно, если зрители увидели иной смысл, содержание в вашем натюрморте? (…было приятно, что и иные смыслы можно прочитать в ваших работах)

 

Вернемся к нашей проблеме натюрморт –это мертвая натура, или вещи, живущие тихой жизнью?

 

В чем задача художника при создании натюрморта?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача зрителя?

 

 

Дом.задание

Предложения учеников: нарисовать натюрморт из дачных овощей, полевых цветов, добавлю веточки облепихи, рябины, грибы и ягоды…сделать аппликацию из природных материалов, найти информацию про алтайских художников, работающих в жанре натюрморта, выполнить натюрморты по группам и индивидуально….

Предлагаю вам сформулировать дом. задание, связав сегодняшнюю тему урока с

красотой и богатством родного края, фантазия приветствуется.

 

От себя напоминаю прочитать стр.58-60, помнить определения композиции и натюрморта

 

 

 

Рефлексия

учебной

деятельности

Группы советуются, арбитры выставляют оценки, ребята подсчитывают баллы и видят удачи и недоработки урока

Ребята, доска разделена на 3 зоны:

Теория (учебник, термины)

Практика (творческая сам. работа)

Общение в процессе творчества

Каждая группа должна разделить 5 баллов на эти 3 номинации, посоветуйтесь, делегируйте арбитров, они выставят оценки сегодняшнему уроку и мы поймем на что, следует обратить внимание на следующем занятии

 

Чек-лист для работы с эл. доской

Аллегорический натюрморт

Натюрморт со снедью

Ботанический натюрморт

 

Бытовой натюрморт

Скрипка, флейта, стеклянный шар, ноты, череп, часы, чернильница, трубка, лупа, кепка, трость, перчатки, грим, зеркало, кисти, палитра, мольберт, статуэтка, шахматы

Самовар, каравай, туесок, крынка, яблоки, грибы, клюква, баранки, пироги, рыба, яйца, ваза с фруктами, черный хлеб, стакан с чаем, морс в графине, яблоки, грущи, сливы

Цветы, колосья, веточки, папоротник, кувшинки, рыбки, птички, стрекоза, бабочка

Кастрюли, части сервиза, утюг, газета, очки, керосиновая лампа, лукошко, лапти, сапоги, удочка, ведро, тяпка, лопата, рубанок


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.