12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна36

Муниципальное казенное учреждение

«Ругозерская СОШ»





Методический сценарий урока ИЗО


«В мире сказочных героев карело-финского эпоса Калевала»



2 класс

УМК «Школа России»




Составитель: Самойлова Татьяна Николаевна,

учитель высшей категории МКОУ «Ругозерская СОШ»



t1677693242aa.jpg














с. Ругозеро


2023 г.





Пояснительная записка


Урок разработан в рамках рабочей программы «Искусство (изобразительное искусство)», базирующейся на образовательной линии «Школа России» Б.М. Неменского, рабочей программе С.А Шейкиной под редакцией Е.С. Галанжиной и Основной образовательной программе начального обучения МКОУ «Ругозерская СОШ». Урок предполагает использование регионального компонента, как обязательной части воспитания гражданственности и патриотизма. В уроке присутствует принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Раздел программы: «О чём говорит искусство»

Тема урока: «В мире сказочных героев карело-финского эпоса Калевала»

Подтема урока: в изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.

Предметная область – Искусство. Изобразительное искусство.

Надпредметные связи – химия, литература, история

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Цель урока: получение знаний учащихся о взаимодействии трех видов деятельности – изображения, украшения и постройки через изображение образа мельницы «Сампо» из карело-финского эпоса «Калевала»; развитие естественнонаучной грамотности через художественно-творческую и опытно-экспериментальную деятельность учащихся.

Задачи:

Обучающие:

Дать понятие о мельнице «Сампо», как мистическом предмете из сказочного мира, не имеющего определённого изобразительного образа через картины разных художников.

Формировать основы научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов, а именно определять свойства обычной и уплотнённой воды.

Дать первоначальные сведения об изобразительной технике рисования на воде «Эбру»и способствовать накоплению опыта практической художественной деятельности через новые техники рисования.

Развивающие:

Развивать эстетический кругозор, эстетическую культуру личности, интерес к художественной культуре Карелии, эмоционального восприятия произведений искусства родного края.

Развивать художественные способности учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти через арт-терапевтический приём – техника «Эбру» (рисование на воде);

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к карельской культуре, её знаковым произведениям.

Воспитывать умение планировать свою деятельность и культуру труда.

Методы работы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские

Формы работы: фронтальная

Используемые технологии:

Технология проблемного обучения

Технология развития критического мышления

ИКТ





Материалы:


Оборудование:


краски «эбру», краски гуашевые, акварельные

компьютер

листы бумаги

мультимедийная доска

вода для «эбру»

веб – камера

вода обыкновенная

Пробирки, штатив

салфетки для очистки палочек

поддоны для «эбру»


кисти, зубочистки, палочки



Источники:


Методическое пособие к примерной рабочей программе начального общего образования «Изобразительное искусство» / под ред. Е. Н. Князевой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 56 с.


Гуманитар – Медиа (развлекательно – познавательный интернет-журнал о культуре, истории)

http://gumanitarmedia.ru/sampo/


Национальная электронная детская библиотека. Диафильм «Про чудесную мельницу «Сампо»

https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/41067#page/17/mode/2up

Художественный фильм «Сампо» (1958 год, реж. А. Птушко)

https://www.youtube.com/watch?v=8G7Y8JSG53Y

Видеоуроки по рисованию на воде

https://ebru-profi.ru/video


Структура урока:


Этапы урока

Продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Организационный

Слайд 1

1 мин.

-Урок изобразительного искусства особенный, он отличается от других учебных дисциплин. На этих уроках у нас особая роль. Какая? Какой деятельностью мы занимаемся?

-Сегодня мы продолжим узнавать новое о мире искусства и красоты, узнаем много нового и интересного о

мире сказочных героев, узнаем, как в изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру и попробуем сами изобразить необычные сказочные вещи.

-Занимаемся творческой работой, исполняем роль художников, мастеров.



2.

Мотивация к учебной деятельности. Обозначение темы и целей урока.

Слайд 2







Слайд 3













Отрывок из диафильма (ссылка в презентации)

17 – 20 стр.


























Слайд 4

4 мин.

-Как вы думаете, мы будем сегодня рисовать? Почему вы так думаете?

- Кем мы будем?

Правильно.

- Посмотрите на свои столы. Как вы думаете, что ещё мы будем сегодня делать? Какую роль исполнять?


- А теперь давайте поговорим о том, что мы будем рисовать.

Сегодня на классном часе мы говорили о нашем родном крае, о тех замечательных особенностях, что прославляют Карелию. Вспомните, как называется карело-финский эпос?

Какую мистическую волшебную вещь хотели иметь и жители солнечной Калевалы и жители сумрачной Похъёлы?

«Сампо» в «Калевале» представляется чудодейственным предметом, обладающим магической силой и являющимся источником счастья и благополучия. Образ «Сампо» издревле почитался у карел, считаясь символом богатства и благополучия.

Давайте посмотрим кадры из диафильма о появлении мельницы. (сайт национальной детской библиотеки)

https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/41067#page/17/mode/2up


-Чем замечательна была мельница Сампо?



- Можем ли мы «Сампо» считать волшебым предметом?


- Вопрос о том, как выглядит мельница «Сампо» остается открытым до сих пор.

На вопрос, как выглядит мельница «Сампо» и на что она похожа, художники и  кинематографисты, обращавшиеся к этому образу, отвечали по-разному.


В фильме «Сампо» 1959 года этот волшебный предмет напоминает скорее не мельницу, а светящуюся гору из драгоценных камней.

t1677693242ab.pnghttps://www.youtube.com/watch?v=8G7Y8JSG53Y


Нt1677693242ac.jpg а картинах и иллюстрациях разных художников «Сампо» иногда похоже на мельницу, а иногда совсем нет.

Например, максимально близко к «мельнице» изобразил Сампо художник В. Игнатьев.



Вt1677693242ad.jpgt1677693242ae.jpg есьма колоритно проиллюстрировала мельницу карельская художница Анастасия Трифанова: мельница похожа на бочонок или ларец.






Художник Владимир Фомин изобразил мельницу круглой формы.

t1677693242af.jpg



Финский художник Бьорн

Ландстрем изобразил

Сампо в

форме летающей тарелки.


- Какую же волшебную вещь, о которой мечтают все, мы будем рисовать? Это и будет нашей целью.


- Скорей всего, да.


-Художниками


- Будем проводить опыты.

- Мы будем исследователями, химиками.





- Калевала



-мельница Сампо









«Функционал» мельницы в эпосе описывается так: «Чтоб муку одним бы боком, а другим бы соль мололо, третьим боком много денег».

-Да.









Смотрят отрывок из фильма «Сампо» (1959 г. А. Птушко)













Рассматривают иллюстрации разных художников.































- Волшебную мельницу «Сампо»

3.

Повторение пройденного. Актуализация знаний. Выявление места незнания и причины затруднения.






Слайд 5













4 мин

- Теперь давайте определимся, чем можно нарисовать чудодейственный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья и благополучия.

Изобразительные материалы для рисования очень разнообразны.

Задание для уч-ся.

Согласны ли вы с этими утверждениями? Если нет, то почему?

Мельницу «Сампо» нельзя нарисовать:

Карандашами на бумаге

Гуашью на бумаге

Красками на воде

Фломастерами на руке

Акварелью на лице

Углём на бересте

Красками на снегу












Предполагают, выбирают, обосновывают своё мнение.


Предположительно будет 3 варианта ответов:

фломастерами на руке (вредно для кожи, нужно соблюдать чистоту кожных покровов);

акварелью на лице (гигиена кожи;

красками на воде (вода это жидкость, она льётся)


4.

Построение проекта выхода из затруднения. Алгоритм работы над проблемой.

Слайд 6

1 мин

- Что сделаем, чтобы найти ответ?


Правила работы в группе.

1. Внимательно слушай инструкцию учителя

2. Сначала посмотри, потом повтори.

3. Не толкай соседа во время работы.

4. Поддерживай порядок на рабочем столе, вытирай разлившуюся на стол воду.

- Поэкспериментируем

5.

Реализация построенного проекта выхода из области незнания.


Опытная работа.


Слайд 7














Слайд 8








Презентация техники «Эбру».


Слайд 9 – 13


10 мин





Эксперимент № 1 «Растворение краски в воде»

Выполнять работу будете вместе со мной. Посмотрите, перед нами стоят пробирки с чистой водой.

Берём пробирку с водой в руки.

Набираем кисточкой гуашь и опускаем её в воду.

Что наблюдаем?

Вывод: вода растворяет вещества

Если мы соединим ваши растворы, можно ли будет нарисовать?

Учитель соединяет растворы в одной ёмкости, предлагает детям палочками нарисовать круг.

- Получился рисунок?

Вывод: на воде рисовать нельзя


Эксперимент № 2 «Сохранение краски на поверхности воды »

Я принесла вам другую воду.

Учитель наливает в ванночки воду повышенной плотности и предлагает кончиком палочки положить краску.

- Что наблюдаем? Растворилась ли краска?


Учитель демонстрирует рисование в технике «Эбру» (простые круги нескольких слоёв)

Вывод: на воде рисовать можно


Рассказ о технике «Эбру» или видеоролик.






Дети работают под руководством учителя.


Краска растворилась в воде.


Ответы детей.






Нет.






Дети наблюдают.


Краска находится на поверхности воды, она не растворилась.


Дети наблюдают.




Просмотр видеоролика

6.

Первичное внешнее восприятие с проговариванием в речи.

Слайд 11

10 мин

А теперь попробуем сами рисовать на воде.

Работаем по алгоритму.

Алгоритм выполнения работы в технике «Эбру»

Учитель работает вместе с детьми (возможны варианта: учитель за одним столом с детьми, учитель работает через документ- камеру с воспроизведением на доску)

Подготовить лоток прямоугольной формы для эбру с водой.

Подготовить краски.

Набрать немного краски на кисть (достаточно несколько капель).

Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. 

Используя шило (спицу или зубочистку), выполнить рисунок на поверхности воды.

Затем на поверхность воды положить плотный лист бумаги. Расправить лист руками, чтобы не было образования пузырьков воздуха.

Через несколько секунд лист бумаги аккуратно приподнять, начиная с одной стороны. При этом рисунок на воде отпечатывается на бумаге, а в лотке остается прозрачная вода, на которой можно будет рисовать снова.

Давайте попробуем все вместе порисовать на воде.

Берем кисти, обмакиваем в синюю краску и брызгаем на воду, сделаем так несколько раз.

Теперь тоже само проделываем с белой краской. Итак, фон готов.

Берем палочку, обмакиваем в желтый цвет, делаем точку на воде, протираем палочку салфеткой, теперь обмакиваем в красный цвет, делаем точку в центре желтого круга. Затем палочкой проводим от внешней стороны круга к центру, тем самым получаем лепестки. Возьмем бумагу, она лежит у вас на столе, опускаем ее в наш волшебный раствор.

А теперь будьте внимательны. Как только края листа станут заворачиваться, можно этот лист перевернуть и положить перед собой. 
Дети экспериментируют самостоятельно. Учитель помогает тем, кому нужна помощь.






Дети работают синхронно с учителем.

7.

Самостоятельная работа (творческая работ уч-ся)

10 мин

А теперь попробуйте сами создать свою работу. Давайте вспомнить цель нашего урока:

- Какой волшебный предмет мы должны нарисовать?


- Какую форму он может иметь? (можно воспользоваться заготовками.


- Какую технику будем использовать?

Оказывает помощь учащимся.




Мельницу «Сампо»


Любую, никто не знает какая она была, каждый представляет её по-своему.

Эбру - рисование на воде.

Работают самостоятельно.

8.

Включение изученного в систему знаний, повторение, домашнее задание

1 мин

Рассматривание работ.

- Какими получились ваши работы?

- Знает ли каждый точно, как выглядит мельница «Сампо»?

-Правильно, мельница из эпоса «Калевала» это мистический сказочный предмет, который символизирует богатство и благополучие. Для каждого он представляется в разных видах.

Влажному рисунку потребуется некоторое время, чтобы высохнуть (от 1 часа и более). Полученное изображение может быть собственно рисунком (т.е. законченной работой) или служить фоном для дальнейшего творчества.

После того, как лист станет сухим, на нем можно продолжить рисовать (например, фломастерами или гуашью), или выполнить аппликацию из цветной бумаги.


Я предлагаю дома вам изобразить солнечную Калевалу или сумрачную Похъёлу в любой технике, которую мы использовали на предыдущем уроке при изображении букета цветов.и внедрить в работу мельницу «Сампо», изготовленную из ваших заготовок.



Разными.

Нет, каждый представляет её по-своему.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

4 мин

- Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

- Какие новые знания вы приобрели сегодня?

- Будете ли вы использовать эти знания?


У нас осталось ещё немного времени. У меня есть заготовки сердечек. Скоро придёт весенний праздник 8 Марта. Если вам хочется, подарить маме волшебное сердечко, у вас есть возможность это сделать сейчас.



Отвечают на вопросы.




Работают по желанию, проявляют интерес к новой изобразительной технике.























































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.