12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Yulia74Юлия44
Россия, Челябинская обл., Челябинск
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Преподаватель: Журавлева Юлия Викторовна


Учебная дисциплина

Химия, в том числе выполнение индивидуального проекта

Дата урока

12 января 2023 год

группы, профессия/специальность обучающихся

105

43.01.09 Повар, кондитер

Раздел/тема Программы

Органическая химия. Карбоновые кислоты

Тема урока

Карбоновые кислоты

Цели урока


Обучающая: изучить строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы, классификацию и номенклатуру, физические свойства: рассмотреть значение и применение некоторых карбоновых кислот.

Развивающая: формировать способность к самостоятельному приобретению знаний, развивать медиакомпетенции, умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи «строение – свойства - применение», а также практические навыки.

Воспитательная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки студентов, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Технологии, методы, приёмы обучения

Проектно-исследовательская, информационно-коммуникативная, технология обучения в сотрудничестве.

По источнику получения знаний – информация на слайдах, учебник, диалог «преподаватель – студент»; по характеру познавательной деятельности – постановка проблемы, частично-поисковые с элементами исследования; интерактивные – работа в малых группах.

Формы организации деятельности обучающихся

Урок, имитирующий деятельность: следствие

Основные понятия, термины

Изомер, изомерия, гомолог. гомология, валентность, структурная формула, молекулярная формула

Оснащение урока

Раздаточный материал (образцы уксусной, лимонной, аскорбиновой, никотиновой кислот, кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир; конструкторы моделей органических веществ или пластилин).

Презентация «Карбоновые кислоты», Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С. А. Сладков– М.: Просвещение, 2021. – 402 с.


Планируемые результаты

Общие компетенции

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


Уметь: классифицировать неорганические и органические вещества и химические реакции, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых химических объектов;

характеризовать состав и важнейшие свойства веществ, принадлежащих к определенным классам и группам соединений

Знать: основополагающие понятия: химическая связь («о» и «п-связь», кратные связи), структурная формула, изомерия (структурная, геометрическая (цис-транс-изомерия).

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Уметь: осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать ее и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей;

подтверждать на конкретных примерах характер зависимости реакционной способности органических соединений от кратности и типа ковалентной связи («о» и «т-связи»), взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах; а также от особенностей реализации различных механизмов протекания реакций;

Знать: наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия веществ

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Уметь: анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);

- работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать

Знать: что участники образовательного процесса имеют равные права, - о необходимости участия во всех видах коллективной деятельности, - что отношение с уважением к мнению других, доброжелательность проводит к продуктивной деятельности

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Уметь: прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; использовать полученные знания для принятия грамотных решений проблем в ситуациях, связанных с химией;

Знать: фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека;


Личностные результаты

ЛР

Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки , испытывать чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки.

Использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности

ХОД УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап.

( 1-2 минуты)

1.1. Организационный момент 1.2 Мотивационный

Сконцентарировать внимание студентов;

создать психологически комфортную атмосферу;

обеспечить мотивацию к изучению темы


- проверяет готовность студентов к уроку, настраивает на продуктивную деятельность;

-создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке;

- приветствует учеников;

Предлагает провести следствие: найти вещества повсеместно окружающие нас и составить их характеристику.

- предлагает решить задачу на вывод формулы органического вещества.

Задача. Выведите формулу кислородосодержащего вещества содержащего 40% углерода, 6,7 % водорода и 53,.3% кислорода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 30.

- приветствуют преподавателя;

- настраиваются на предстоящую работу

- определяют своё эмоциональное состояние на уроке

- оценивают готовность к уроку

Решают задачу.

В результате решения задачи получается вещество состава С2Н4О2

1.2.Целевая установка

Девиз урока: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной только памяти» (Л.Н. Толстой).


устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.





понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость;






формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности

Делит студентов на группы по 4 человека и каждой группе предлагает построить модель получившегося вещества при помощи конструктора или пластилина.

Постановка проблемы:

К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество? Что значит изучить класс органических соединений?

Используя подсказки, сформулируйте тему, цель и задачи урока.

Составьте план изучения темы «Карбоновые кислоты»





Работают в группах. Собирают модель молекулы.



Возникает противоречие: данной формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений.





Формулирование названия темы, цели и задач.


Определение плана изучения темы:

Дать определение,

Выяснить образование названия,

Рассмтреть классификаци,

составить структурные формулы гомологов,

Определить виды изомерии.

Рассмотреть представителей класса: их значение и применение


1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

заинтересовать, привлечь к изучению нового материала.


Показать многообразие кислот и показать связь с профессией4


умение слушать



































умение давать определение понятиям «кислоты», «классификация кислот», «функциональная группа».


умение использовать речь для регуляции своей деятельности.



организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира


Обращается к студентам:

С представителями этого класса мы достаточно часто сталкиваемся в повседневной жизни. Вспомните состав покупных соков – практически в каждом есть в составе лимонная кислота, маринады -содержат уксусную кислоту. Молочная кислота образуется при квашении капусты, при засолке огурцов, содержится в кефире, йогурте, сыре, в хлебе (при использовании способа приготовления из закваски), а так же в норме организм сам вырабатывает молочную кислоту, образуется это она при распаде глюкозы. Из коры дерева ивы (от лат. salix) была выделена салициловая кислота, которая используется в медицине, а ее производное ацетилсалициловая кислота это известный всем аспирин - обезболивающее, жаропонижающее, противовоспалительное средство. Много открыто кисло это и муравьиная, яблочная. щавелевая, винная, аскорбиновая. виноградная. стеариновая и много других. Но всели органические кислоты относятся к классу карбоновые?


Дайте определение карбоновым кислотам

Составьте общую формулу

Проблемный вопрос: почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»?

Как дают названия кислотам?

По какому признаку можно классифицировать кислоты?

Карбоновые кислоты классифицируют: а) в зависимости от числа карбоксильных групп в молекуле на одноосновные, двухосновные и многоосновные; б) в зависимости от природы радикала на предельные, непредельные и ароматические.








































Дают определение


Составляют общую формулу



Вспоминают номенклатуру, в том числе тривиальную.

Предлагают примеры классификации

Составляют схемы классификации, добавляют примеры кислот с составлением структурных формул и названий, в соответствии с признаками классификации.


2. Основной этап


2.1. Формирование (систематизация) новых знаний и умений

строить логические рассуждения,


устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять


сравнение, создавать обобщения,


устанавливать аналогии.


уметь слушать


воспитывать целеустремленность, трудолюбие.

Рассказ преподавателя с элементами беседы

Рассмотрение физических свойств карбоновых кислот удобно связать с особенностями строения карбоксильной группы. Объясняет. что карбоксильная группа не является простым сочетанием двух функциональных групп, а обладает особыми, только ей присущими свойствами.

Проблемный вопрос: Почему карбоксильная группа проявляет особые свойства?

На доске записывает схему перераспределения электронной плотности в молекуле карбоновой кислоты

Куда смещена электронная плотность двойной связи С=О? Обоснуйте ответ.

Объясняет, что происходит перераспределение электронной плотности (к большему оттягиванию электронов от атома водорода гидроксогруппы, в сравнении со спиртами и уменьшению положительного заряда атома углерода карбонильной группы в сравнении с альдегидами).

Может возникнуть вопрос: Почему перераспределение электронной плотности не происходит в обратном направлении? Объясняю, что поляризация двойной связи значительно больше, чем обычной.






Какие свойства будут характерны для карбоновых кислот в соответствии со строением?

Таблица «Физические свойства некоторых карбоновых кислота»


Как изменяется молекулярная масса в ряду кислот в таблице?

Как изменяется температура кипения, плавления, в связи с увеличением молекулярной массы?

Как изменяется сила кислота?

Как изменяется растворимость в воде у представленных в таблице кислот?


Слушают,

анализируют,

отвечают на вопросы преподавателя, задают свои вопросы















Предполагаемые ответы: Электронная плотность двойной связи С=О смещена в сторону кислорода, как более электроотрицательного элемента.

























Формулируют вывод: в результате объединения двух функциональных групп получается новая – карбоксильная, которая обладает специфическими свойствами.



Отвечают на вопросы. высказывают предположения.



Работа с таблицей «Физические свойства некоторых карбоновых кислота»







Записывают общие физические свойства карбоновых кислот.

2.2. Применение (закрепление, развитие, углубление) усвоенных знаний и освоенных умений

Работа с информационными источниками - поиск нужной информации.

Объясняет задание:

Дать характеристику двум карбоновым кислотам используя материал учебника

Заполняют таблицу


Метановая кислота

Этановая кислота

Молекулярная формула



Структурная формула



Другие названия



Нахождение в природе



Физические свойства



Действие на организм человека



Применение в пищевой промышленности, быту, на производстве



.

2.3. Выдача домашнего задания

Вспомнить способы составления изомеров, закрепить умение составлять название по номенклатуре IUPAC,


Отработать навыки решения задач на нахождение массовой доли


Понимать значимость химических знаний в практической жизни.


Отработать логическое изложение материала используя различные информационные источники.


Комментирует домашнее задание


1. Составить формулы изомерных карбоновых состава С5Н10О2, их называния по систематической номенклатуре;

3. Решить задачу: Вычислите массу соли, которая образуется в результате взаимодействия 20% -го раствора муравьиной кислоты массой 115 г и 10%-го раствора гидроксида калия массой 224г.




3. Приготовить презентацию/сообщение применение карбоновых кислот в пищевой промышленности и в быту.

Слушают, записывают, фотографируют.




3. Заключительный этап

3.1. Подведение итогов урока

Побуждение к анализу индивидуальных достижений.

Анализ достижения цели урока

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Предлагает студентам закончить предложения:

Сегодня на уроке …

Я узнал…..

Мне было легко…. Мне было сложно…


Благодарит за работу, прощается со студентами











Дополняют и проговаривают получившиеся предложения.

Оценивают свою работу на уроке

-




Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.