Урок мужества «Нас называли ночными ведьмами» (4 класс)

8
6
Материал опубликован 20 April 2020

                                                      Пояснительная записка

Тема живой памяти всегда актуальна. Она помогает рассмотреть предпосылки формирования патриотизма. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Для полноценного воспитания подрастающего поколения неизменным является гражданско–патриотическое воспитание.

Технологическая карта мероприятия

ФИО учителя

Лукина Светлана Владимировна

Наименование ОУ

МБОУ «Карагайская СОШ №2»

Форма мероприятия

Урок мужества.

Направление

Гражданско-патриотическое воспитание.

Актуальность

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, особенно в современной политической ситуации, когда мы наблюдаем попытки переписать историю ВОВ. Воспитание патриотических чувств и любви к Родине невозможно без знания истории и трепетного отношения ко всем ее переломным моментам. Важно донести до молодежи всю значимость тех военных лет. Квест-игра, основанная на материале данной тематики, может стать интересным дополнением к комплексу мероприятий, посвященных ВОВ.

Условия проведения игры

проведение игры не требует предварительной подготовки учащихся.

Аудитория

4 класс

Тема

«Нас называли ночными ведьмами»

Цель

Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны.

Задачи

Воспитывающие: содействовать воспитанию личности гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Развивающие: развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности.

Познавательные: познакомить с героями Великой Отечественной войны –женщинами-лётчицами; повысить познавательный интерес к событиям Великой Отечественной войны.

Формирующие: способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к истории Родины и её героям.

Прогнозируемый результат

Формировать УУД:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться работать по плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Методы

воздействие примером (герои женщины-лётчицы), поручение (при подготовке), методы формирования сознания: рассказ, убеждение.

Оборудование

ПК, проектор, экран, презентация. Ночные ведьмы.mp4 ,

Приложение ТЕКСТ.docx, Приложение УЧЕНИЯ.docx ,

Однажды вечеромминус - из кф Небесный тихоход.mp3,

Самолёты Великой Отечественной войны.pptx

Информационные материалы

Золотые Звезды Прикамья. 3-е изд., доп. Пермь, 1974. / с.103-105.

Кравцова Наталья Федоровна. От заката до рассвета. М., 1967.

«Ночные ведьмы». 3-е изд. Саратов, 1983.

Ракобольская, Ирина Вячеславовна, Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. — М.: Издательство МГУ, 2005. — С. 336.

https://enciklopediya-tehniki.ru/nevydumannyy-podvig-letchicy-kravcovoy.html

http://gazetacrimea.ru/news/bolshe-vsego-boevih-viletov-nochnie-vedmi-sdelali-nad-krimom-29608

https://marichi-moda.ru/nochnye-vedmy-nochnye-vedmy-sovetskie-letchicy-kotoryh-boyalis-nemcy/ © marichi-moda.ru



Этапы урока


Деятельность


учителя

обучающихся


Вступительная часть


9 мая наша страна отмечает самый главный праздник – 75-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Наш народ трепетно и бережно относится к этому празднику и передаёт его из поколения в поколение. Для наследников великой победы Великая Отечественная война это уже история. В истории войны есть особые страницы – они посвящены женщине на войне.

Постановка проблемного вопроса, создание кластера

Женщина и война… Оба эти слова женского рода… Но они несовместимы.

Какие ассоциации возникают у вас со словами «женщина» и «война»?


Чтение стихотворения учителем.

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зёрнышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зёрнышко колосом мужества.

Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

Какого человека можно назвать мужественным?



Сегодня мы с вами поговорим о мужестве... женщин.

Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей…















Создание кластера.

Жены, матери, дочери, сестры, Родина-мать, солдатки, вдовы, фронтовички, зенитчицы, партизанки, санинструкторы, медицинские сестры, МУЖЕСТВО, подвиг.












Выслушиваются предложения детей.

Один ученик ищет значение слова мужество в толковом словаре.

МУЖЕСТВО - ХРАБРОСТЬ, ПРИСУТСТВИЕ ДУХА В БЕДЕ, ОПАСНОСТИ.


2. Основная часть


Больше всего женщин, заслуживших на фронтах ВОВ высшее звание страны, оказалось среди летчиц.

В авиации женских полков было 3, тогда как в других родах и видах войск подобные части почти не встречались.

На долю женщин-летчиц выпала одна из самых трудных задач: ночные бомбардировки на «небесном тихоходе» — фанерном биплане У-2. Из 34 женщин-летчиц, получивших звание Героя Советского Союза, 23 — «ночные ведьмы»: именно так прозвали героинь немецкие вояки, которые несли серьезные потери от их ночных налетов.

Просмотр видеоролика Ночные ведьмы.mp4

Приложение ТЕКСТ.docx

1. По призыву комсомола.

2. Бoeвoй caмoлeт "Нoчных вeдьм".

3. Боевое крещение.

4. Юные и отчаянные.

5. Боевой путь.

6. «Никто не забыт, ничто не забыто».

Декламация стихов.


Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

Игра «Учения «Миссия выполнима»»

Приложение УЧЕНИЯ.docx

Самолёты Великой Отечественной войны.pptx

Выполнение заданий.


3. Заключительная часть

Женщины отгремевшей войны… трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили.

Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти народной.

Не всем было суждено прийти с этой самой страшной войны. Но память о них, о героях и рядовых должна жить и передаваться из поколения в поколение.

Пока мы помним – герои бессмертны.


Чтец.

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!


Рефлексия

Почему говорят «У войны не женское лицо…»?

Почему называли лётчиц «ночными ведьмами»?

Почему мы об этом сегодня вели разговор?




Приложение УЧЕНИЯ

Игра «Учения «Миссия выполнима»»

Звучит музыка Однажды вечеромминус - из кф Небесный тихоход.mp3

Сегодня занятие по боевой подготовке будет проходить в форме учений. Кодовое название «Миссия выполнима».

Сейчас каждая команда получит военный пакет с маршрутным листком, по которому вы должны двигаться. На каждом перевалочном пункте вас будет ждать задание. Если задание выполнено, то команда получает медаль.

Ваша задача - заработать больше медалей и выполнить последнее задание.

Командирам, получить военные пакеты, маршрутные листы!»

Станция

Задание

«Авиаконструкторы»

1. Какой самолет фашисты хоть и называли «русс - фанер», но очень боялись этого «небесного тихохода». (По-2)

1. По-2

Как только не называли этот внешне невзрачный самолет конструкции Н.Н. Поликарпова — «самолет-долгожитель», «кукурузник», «небесный тихоход». Поначалу он именовался УТ-2, то есть учебно-тренировочный — одномоторный двухместный биплан из дерева и фанеры. Скорость УТ-2 в полете едва достигала 150 км/ч, он мог планировать даже с выключенным мотором и летать на высоте макушек деревьев. Все это как раз и пригодилось в боевой практике.

В 1944 году, после смерти Поликарпова, самолет в его честь переименовали в По-2. И он продолжал летать еще до начала 60-х годов, используемый в мирных целях.

2. О каком самолете говориться в приказе немецкого командования: «При встрече с этим новым советским истребителем от боя уклоняться!» (Як-3)

2. Як-3

Истребитель Яковлева Як-3 - самый легкий истребитель Второй мировой войны, созданный в 1943 году. Он появился на фронтах в разгар летних сражений этого же года. Немецкое командование вынуждено было разослать своим летчикам приказ: «При встрече с этим новым советским истребителем от боя уклоняться!» Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением.

3. Самый легендарный штурмовик Великой Отечественной войны - это... (ИЛ-2).

4. Самым популярным советским штурмовиком был Ил-2. Какое у него было прозвище? (Летающий танк).

Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 "бетонным самолётом". А по некоторым данным его даже звали "чумой".

5. Определить название самолета.


t1587382216aa.png

п/п

Самолёт

1

Истребитель Як-9

2

Истребитель И-16

3

Истребитель МиГ-3

4

Штурмовик Ил-2

5

Дальний бомбардировщик Ил-4

6

Фронтовой бомбардировщик Ту-2

7

Скоростной бомбардировщик СБ


«Летчики»

Разгадайте ребус.

t1587382216ab.pngt1587382216ac.pngt1587382216ad.pngt1587382216ae.png+ Ч

(Ответ: ЛЁТЧИК.)

Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А лётчики получали орден автоматически: стоило только дважды сделать именно это. Что?

(Сбить вражеский самолёт.)

1 заданиесбить вражеский самолет.

Сложить несколько самолетиков оригами, причем 1 из них из цветной бумаги - это вражеский самолет.

t1587382216af.png

Ведущий запускает вражеский самолет, а «лётчик» пытается его подбить. Это довольно сложно.

2 задание – прочитать шифровку.

После того, как вражеский самолёт сбит, развернуть самолет и прочитать секретный шифр.

9-1-17-1-5 ЗАПАД).

Код шифра:

А – 1 Б – 2 В – 3 Г – 4 Д – 5 Е – 6 Ё – 7 Ж – 8 З – 9 И – 10 Й – 11

К – 12 Л – 13 М – 14 Н – 15 О -16 П – 17 Р – 18 С – 19 Т – 20 У – 21 Ф – 22

Х – 23 Ц – 24 Ч – 25 Ш – 26 Щ – 27 Ъ – 28 Ы – 29 Ь – 30 Э – 31 Ю – 32 Я - 33

Звучит музыка Однажды вечеромминус - из кф Небесный тихоход.mp3

«Штурманы»

Штурман - специалист по проведению самолета по заданному курсу. Он отвечает за то, чтобы самолет не сбился с пути и ни с чем не столкнулся.

Задание. Найти, какого числа здесь нет:

t1587382216ag.png


(Ответ: 31. Числа от 1 до 33.)

Звучит музыка Однажды вечеромминус - из кф Небесный тихоход.mp3

«Механики»

Задача механика - в любое время дня и ночи держать машину в полной боевой готовности.

Задание – посчитать все «детали».

(Ответ: 4-7-7-5)

t1587382216ah.png

Звучит музыка Однажды вечеромминус - из кф Небесный тихоход.mp3



Звучит музыка Однажды вечеромминус - из кф Небесный тихоход.mp3

«Радисты»

Радист - специалист по передаче и приему сообщений по радио.

Задание: из 1-ой строчки карточки (см. игровые карточки) вычеркните название рыбы, из 2-ой — птицы, из 3-ей — фрукта, из 4-ой — цветка. Прочитайте пословицу времен Великой Отечественной войны.

t1587382216ai.png

Ответы:

1. Смелость города берет (вычеркнуть: навага, ласточка, апельсин, гвоздика).

2. Береги землю родимую, как мать любимую (вычеркнуть: судак, дрозд, гранат, жасмин).

3. Тучам солнце не скрыть, войне мир не победить (вычеркнуть: карась, синица, банан, нарцисс).

4. Слава к тому приходит, кто впереди ходит (вычеркнуть: сельдь, дятел, груша, георгин).

5. Хорош грибок белый, а солдат умелый (вычеркнуть: лосось, соловей, слива, лилия).

6. У фашистов шинели не по русской метели (вычеркнуть: чебак, орел, виноград, ноготки).

Звучит музыка Однажды вечеромминус - из кф Небесный тихоход.mp3


Дорогие ребята, совсем скоро наступит Великий для нашей страны праздник – День Победы.

Задание - вспомнить 5 песен о Великой Отечественной войне.

На выполнение задания - 3 минуты.

Если вы не сможете вспомнить необходимое количество песен – можете пропеть из 1 названной вами песни куплет и припев и задание будет засчитано.

Подведение итогов «Учений».

Звучит музыка Лев Лещенко - День победы (www.hotplayer.ru).mp3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Светлана Владимировна! С интересом ознакомилась, отличная работа!

20 April 2020

Благодарю, Раиса Поликарповна. Остались дискуссии.

20 April 2020

Очень хороший материал и большая работа проделана! Спасибо!

21 April 2020

Благодарю, Надежда Михайловна.

21 April 2020

Светлана Владимировна, поздравляю с победой в конкурсе!

29 May 2020

Благодарю, Раиса Поликарповна.

29 May 2020