12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Муралева Ирина Николаевна317
Моя педагогическая деятельность началась с 1993 года. В настоящее время работаю учителем музыки в МОУ "Оршанская средняя общеобразовательная школа" (Республика Марий Эл), имею первую квалификационную категорию.
Россия, Марий Эл респ., пгт.Оршанка

Конспект открытого урока музыки в 3 классе.

Тема: «Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке»

Цель: Познакомить с понятием «Танцевальность»; расширить представления о характерных особенностях танцевальной музыкальной речи.

Задачи:

1.Создать условия для нового понимания детьми жанровых характеристик музыки

   (танцевальность).

2.Развивать умение дифференцировать понятия "танец" и "танцевальность".

3.Воспитание интереса к изучаемому предмету.

Формируемые УУД:

Личностные:

- развивать личный интерес к новому учебному музыкальному материалу;

- воспитывать позитивное отношение к искусству;

-воспитывать чувство ответственности за качество выполненной работы;

-формировать умение самоорганизации на занятиях;

-на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к танцевальной музыке, потребность в общении с искусством;

формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться.


Предметные:​​​​​​​

-Способствовать формированию представлений о специфике проявления характерных особенностей танцевальности в вокальной и инструментальной музыке;

- Формировать умение слушать и слышать музыку, анализировать средства музыкальной выразительности;

- познакомить с творчеством советского композитора Родиона Щедрина, Михаила Ивановича Глинки

- развивать у детей фантазию и образно-пластическое восприятие музыки;

- развивать вокальные навыки при разучивании и исполнении песен;

- учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;

-развивать чувство ритма;

-совершенствовать умения инструментального музицирования и пластического интонирования.

Метапредметные:

Регулятивные:

-развивать умение определять тему урока

-совершенствовать умение самостоятельно выполнять работу

-развивать умение самостоятельно оценивать себя

Познавательные:

-Развивать внимание и любознательность

-Расширять кругозор учащихся

-Обогащать словарный запас

Коммуникативные:

-Развивать умение слушать своих товарищей

-Совершенствовать коммуникативные навыки

-Развивать умение принимать чужую точку зрения, и соглашаться с ней

ХПИ: Раскрытие тайны развития танцевальной музыки через произведения М.И.Глинки, Р.Щедрина

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы работы на уроке:

1. Метод наблюдения за музыкой.

2. Метод размышления о музыке.

3. Метод музыкального обобщения.

4.Метод эмоциональной драматургии.

5. Пластическое интонирование.

Музыкальный материал:

песня «Три кита» музыка А.Пряжникова, слова И.Резника, https://my.mail.ru/mail/ianaborman/video/_myvideo/64636.html

песня «Хорошее настроение» музыка В.Осошник, слова Н.Осошник. http://wssmedia.ru/minusy-pesen/volshebniki-dvora-allo-minusovka-pesnya.html

распевка «Звуковые жабки» https://www.youtube.com/watch ?v=0iSUH28Ldfs

распевка «Петь приятно и удобно» https://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/videorolik_logopedicheskaja_raspevka_pet_prijatno_i_udobno/32-1-0-60206

увертюра «Арагонская хота» М.И.Глинки, https://www.youtube.com/watch?v=TjU06JmqwGA

Фонохрестоматия к урокам музыки 3 класс;

Фрагмент балета Р. Щедрина “Конек-Горбунок” - “Золотые рыбки”, https://www.youtube.com/watch?v=n95BjiBFbPU

Список использованной литературы: Музыка. 3 кл.: учеб.для организаций, осуществляющих образовательную деятельность/ В.О.Усачева, Л.В.Школяр. – М.: Баласс, 2017. – 80 с.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, детские шумовые музыкальные инструменты: бубны, барабан, кастаньеты. ​​​​​​​

Ход урока:


Этапы урока

Содержание этапа урока

Формируемые УУД


1.Организационный момент.



Музыкальное приветствие.

-Ну, здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

-Как ваше настроение?

-Очень хорошо!

-Пора нам заниматься!

-Да, да, да!

-Мы будем все стараться!

-Так же, как всегда!

-Будем танцевать и песни распевать,

Прошу, ребята, вас

За мною повторять.

У. Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Они пришли посмотреть, чему вы научились на уроках музыки. Давайте поздороваемся с гостями, повторяем за мной:

- Здравствуйте, гости дорогие. (Наигрываю мелодию) Поворачиваемся к гостям и здороваемся.

- Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.

«Здравствуйте, ребята!»

Личностные:

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.


2. Актуализация знаний

и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Ребята, назовите 3 кита в музыке.

-Песня, танец, марш.

Какие важные качества музыки могут вырасти из трех музыкальных китов?

-Песенность, танцевальность, маршевость.

С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Назовите композитора.

Слушание (фрагмент симфонии)

-Симфония № 5, 3 часть Л.Бетховена.

В каком исполнении звучит симфония?

-В исполнении симфонического оркестра.

Вспомните группы инструментов симфонического оркестра.

Работа на интерактивной доске.

Выполним следующее задание: «Убери лишнее»

На слайде вы видите три музыкальных инструмента. Какой из них лишний и почему? К какой группе принадлежат эти инструменты?

Дайте характеристику музыке симфонии №5 Бетховена, какая она?

- Бодрая, строгая, четкая, решительная, мужественная, маршевая.

Верно, в симфонии мы услышали маршевую музыку.

С какой музыкой мы встретимся сегодня на уроке?

Личностные: формирование интереса к музыкальным занятиям

Познавательные: повторение ранее изученного материала

Регулятивные: умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы

Коммуникативные: умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения

3. Этап выявления места и причины затруднений


Внимательно послушайте вопрос-загадку и угадайте, о чем идет речь.

Я – очень важное и ценное качество, которое играет в музыке огромнейшую роль.

Я звучу легко, грациозно, игриво, задорно, зажигательно, так, что всем хочется танцевать.

-Танцевальность.

А теперь постарайтесь полностью сформулировать тему урока.

Сегодня мы будем говорить о танцевальности в какой музыке?

*Музыка для голоса, предназначенная для пения

* Музыка, предназначенная для игры на музыкальных инструментах

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

В каких музыкальных произведениях мы можем встретиться с танцевальной музыкой?

Как композиторы передают в музыке танцевальный характер?


Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

размышлять, отвечать на вопросы;

осмыслить полученную информацию.



Коммуникативные:

грамотно строить речевые высказывания



Что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?


4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации


Вспомнить…

Узнать…

Понять…

Исполнить…

Научиться…

Личностные:

проявлять внимание, желание узнать больше.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели;

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Коммуникативные:

умение грамотно строить речевые высказывания


5.Реализация построенного проекта.


-Чтобы узнать фамилию известного композитора, вам предстоит расшифровать ее.

На доске:

fjzdЩjkhsЕjfkДukРjugИgyjkliНjkfxdkzlf

-Это Родион Щедрин.

Послушаем фрагмент из произведения Р.Щедрина.

1.Слушание.

(аудиофрагмент)

Как он называется?

-«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок».

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент из балета, обратите внимание на то, как танцуют балерины, как звучит музыка.

2.Просмотр видеофрагмента из балета «Конек-горбунок»

3.Анализ музыки

-Какая была музыка?

Посмотрите на слайд и выберите слова для характеристики музыки. Если выбор сделан правильно- это слово увеличивается, если не верно – слово исчезает со слайда.

Музыка легкая, быстрая, подвижная.

Какой темп, ритм, динамика музыки?

-Темп – умеренный, спокойный, ритм-танцевальный, динамика – негромкая.

Каким качеством обладает музыка: она песенная, танцевальная или маршевая?

-Танцевальная.

Танцевальная музыка привела нас в балет. Продолжите мое высказывание:

Балет-это музыкальный спектакль, где все действующие лица…

-Танцуют.



Какие инструменты солируют в этом фрагменте из балета?

Струнные и духовые.

Нежная мелодия скрипок изображает волшебную картину: будто солнце отражается в воде и разноцветные лучи его рассыпаются вокруг.

Вы заметили, как необычно звучат струнные инструменты? Какой прием игры использовал композитор для создания танцевального характера музыки?

3.Знакомство с новым понятием.

Струнные пиццикато. Это прием игры щипками пальцев.

4.Просмотр фрагмента, игра на воображаемых скрипках.

Я предлагаю вам отправиться в балетный спектакль и побывать в роли танцоров балета, музыкантов симфонического оркестра. Мальчики возьмут в руки воображаемые скрипки и будут играть на скрипках пиццикато или смычком. А девочкам я предлагаю исполнить танец золотых рыбок. Можно танцевать так, как балерины, можно исполнить свои движения.

5.Пластическое интонирование.

Большое спасибо балеринам и оркестру, вы молодцы!

6.Распевание.

Ребята, вспомните, какие вы знаете песни с веселым, танцевальным характером музыки.

Что нам нужно сделать, для того, чтобы песни звучали красиво?

-Распеться

-Какие правила пения вы знаете?

-При пении хорошо открывать рот, четко произносить слова, прислушиваться друг к другу в хоре.

-Сяду прямо, не согнусь, и за пение возьмусь.

Распевки: «Петь приятно и удобно»,

«Звуковые жабки».

7.Исполнение песни «Три кита»

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания;

самоопределяться при выборе роли в процессе музицирования;

осознавать особенности деятельности музыкантов на примере собственных индивидуальных и коллективных опытах музицирования.

Познавательные:

повторение ранее изученного материала.

Регулятивные:

размышлять, отвечать на вопросы

уметь осмыслить полученную информацию.

Коммуникативные:

грамотно строить речевые высказывания




























































6.Первичное закрепление.

Сегодня на уроке мы отправимся в яркую, экзотическую страну, расположенную в горах, омываемую морями и океанами, с незабываемой архитектурой, наполненную музыкой, танцами. Сейчас вы услышите музыкальную подсказку, постарайтесь ответить, что это за страна.

Слушание Despacito Луис Фонси,

Танец «Макарена» Los del Río

Предлагаю вместе станцевать этот танец, который получил популярность не только в этой стране, но и по всему миру.

Физкультминутка «Макарена»

Учитель: Перед нами Испания. Какая она? Что видите? Что слышите?

Дети: Видим красивое здание, море, музыкантов, танцоров, быков – бегущих по улице… Слышим шум моря, музыку, стук копыт бегущих быков, стук каблуков танцоров…

Учитель: Композитор М.И. Глинка очень любил путешествовать. Во время одного из путешествий по Испании, композитора очаровало исполнение хоты.

Посмотрите фрагмент и скажите, что такое хота и какие инструменты звучат?

Просмотр видеофрагмента «Арагонская хота»

Танцуют хоту парами, с кастаньетами (это испанский музыкальный инструмент)

Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный испанский танец.

Арагон – местечко в Испании.

Взяв за основу мелодию этого танца, М. И. Глинка создал яркую нарядную симфоническую музыку, которая звучит в концертных залах.

Слушание « Арагонской хоты»

-Какая была музыка?

Теперь это уже не танец. В какую музыку превратился танец?

В танцевальную.

-Какие инструменты исполняют музыку?

-Симфонический оркестр, кастаньеты.

-Для чего Глинка ввёл для исполнения “Арагонской хоты” в состав симфонического оркестра дополнительный музыкальный инструмент – кастаньеты?

- Для придания танцевального характера музыке, для создания чёткого ритма. Звучание кастаньет придаёт музыке испанский характер.

Что придает музыке этого танца такой задор и легкость?

-Акценты.

Вспомните, что такое акцент? ( Это ударный звук в музыке)

Мне очень хочется исполнить этот танец, но что за танец без испанских инструментов?

Вот так выглядят кастаньеты (показываю инструмент).

Сегодня на урок вы принесли шумовые музыкальные инструменты, и следующее задание – придумать ритмическое сопровождение к танцевальной музыке Глинки.

На кастаньетах будут играть…

А все остальные будут отмечать акценты хлопками. Попросим гостей, чтоб нам помогли.

Создание ритмического аккомпанемента к произведению.

Инструментальное музицирование.

-Вы сами, через собственное исполнение почувствовали яркость характера, особенность испанского танца. Какие особенности танцевальности в инструментальной музыке мы выделили?

- Танцевальный ритм, звучание кастаньет, яркие акценты.


Личностные УУД:

формирование интереса к музыке;

умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки



Познавательные УУД:

выделение элементов музыкальной речи, характеристика музыки, построение устного речевого высказывания об основных характерных особенностях танцевальной музыки

Регулятивные:

принимать музыкально-исполнительскую задачу, адекватно воспринимать предложения учителя;

составлять план действий при воплощении образного содержания муз. произведения, в коллективном музицировании на шумовых инструментах.

осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности

Коммуникативные:

Следить за действиями других участников в процессе хорового пения, пластического интонирования, умение взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности;

уметь соотносить свои действия и действия одноклассников при работе в группе.



Черты танцевальности мы встречаем не только в оркестровой или инструментальной музыке, но и в вокальной. Что значит вокальная музыка?

Это музыка, предназначенная для пения.

Вспомните песню, пронизанную танцевальными ритмами?

«Хорошее настроение»

Исполнение песни «Хорошее настроение».

Личностные УУД:

формирование интереса к музыке;

умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки

Познавательные УУД: структурирование знаний

Регулятивные:

принимать музыкально-исполнительскую задачу, адекватно воспринимать предложения учителя;

осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности

Коммуникативные:

Следить за действиями других участников в процессе хорового пения, пластического интонирования, умение взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности;

уметь соотносить свои действия и действия одноклассников при работе в группе.




7.Подведение итогов урока, оценивание.

Мы познакомились с различными музыкальными примерами, где сочетались песня и танец, и с большой музыкальной картиной танцевального характера «Арагонская хота». Танец часто перерастает в танцевальность, которая имеет свои особенности, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Назовите особенности танцевальной музыки.

- Легкая, энергичная, задорная, зажигательная, ритмичная, пронизана танцевальными ритмами.

Чем отличается от танца?

-Не обязательно под нее танцевать.

Какие приемы используют композиторы, чтобы передать танцевальный характер в музыке?

- Особые приемы игры на музыкальных инструментах (пиццикато), танцевальный ритм, быстрый темп, яркие акценты.

Сегодня вы были внимательными слушателями и замечательными исполнителями как вокальной, так и инструментальной музыки, а даже побывали в роли артистов балета. Все большие молодцы, справились на «отлично!»

Личностные УУД:

формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.

Познавательные УУД:

развитие умения осмысливать полученную информацию.



Регулятивные УУД:

умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном;

осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению;

оценивание качества усвоения.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы.

8.Рефлексия.

-Давайте соберем в эту волшебную шкатулку все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке.

(Дети выбирают и прикрепляют на доску смайлики: «Я сегодня – молодец», «Было трудно», «Я люблю петь», «Мне понравилось слушать музыку», «Буду стараться», «Мне понравилось играть на музыкальных инструментах», «Мне нравится балет», «Мне нравится танцевать», «Моё настроение»).

Мы познакомились с различными музыкальными примерами танцевального характера. Новое понятие танцевальность является тем золотым ключиком, который поможет нам открыть все двери в удивительный и прекрасный мир музыки.

Личностные УУД:

смыслообразование.

Регулятивные УУД:

осмысление своих действий и самооценка.

Коммуникативные УУД:

умение полно и точно выражать свои мысли.

9.Домашнее задание

Придумать вопрос-загадку по изученной теме.

Личностные: формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.

Познавательные УУД:

развитие умения осмысливать полученную информацию;

выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.