Моя педагогическая деятельность началась с 1993 года. В настоящее время работаю учителем музыки в МОУ "Оршанская средняя общеобразовательная школа" (Республика Марий Эл), имею первую квалификационную категорию.
У. Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Они пришли посмотреть, чему вы научились на уроках музыки. Давайте поздороваемся с гостями, повторяем за мной:
- Здравствуйте, гости дорогие. (Наигрываю мелодию) Поворачиваемся к гостям и здороваемся.
- Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.
«Здравствуйте, ребята!»
Личностные:
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Коммуникативные:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
2.Актуализация знаний
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Ребята, назовите 3 кита в музыке.
-Песня, танец, марш.
Какие важные качества музыки могут вырасти из трех музыкальных китов?
-Песенность, танцевальность, маршевость.
С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Назовите композитора.
Слушание (фрагмент симфонии)
-Симфония № 5, 3 часть Л.Бетховена.
В каком исполнении звучит симфония?
-В исполнении симфонического оркестра.
Вспомните группы инструментов симфонического оркестра.
Работа на интерактивной доске.
Выполним следующее задание: «Убери лишнее»
На слайде вы видите три музыкальных инструмента. Какой из них лишний и почему? К какой группе принадлежат эти инструменты?
Дайте характеристику музыке симфонии №5 Бетховена, какая она?
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
Коммуникативные:
умение грамотно строить речевые высказывания
5.Реализация построенного проекта.
-Чтобы узнать фамилию известного композитора, вам предстоит расшифровать ее.
На доске:
fjzdЩjkhsЕjfkДukРjugИgyjkliНjkfxdkzlf
-Это Родион Щедрин.
Послушаем фрагмент из произведения Р.Щедрина.
1.Слушание.
(аудиофрагмент)
Как он называется?
-«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок».
Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент из балета, обратите внимание на то, как танцуют балерины, как звучит музыка.
2.Просмотр видеофрагмента из балета «Конек-горбунок»
3.Анализ музыки
-Какая была музыка?
Посмотрите на слайд и выберите слова для характеристики музыки. Если выбор сделан правильно- это слово увеличивается, если не верно – слово исчезает со слайда.
Каким качеством обладает музыка: она песенная, танцевальная или маршевая?
-Танцевальная.
Танцевальная музыка привела нас в балет. Продолжите мое высказывание:
Балет-это музыкальный спектакль, где все действующие лица…
-Танцуют.
Какие инструменты солируют в этом фрагменте из балета?
Струнные и духовые.
Нежная мелодия скрипок изображает волшебную картину: будто солнце отражается в воде и разноцветные лучи его рассыпаются вокруг.
Вы заметили, как необычно звучат струнные инструменты? Какой прием игры использовал композитор для создания танцевального характера музыки?
3.Знакомство с новым понятием.
Струнные пиццикато. Это прием игры щипками пальцев.
4.Просмотр фрагмента, игра на воображаемых скрипках.
Я предлагаю вам отправиться в балетный спектакль и побывать в роли танцоров балета, музыкантов симфонического оркестра. Мальчики возьмут в руки воображаемые скрипки и будут играть на скрипках пиццикато или смычком. А девочкам я предлагаю исполнить танец золотых рыбок. Можно танцевать так, как балерины, можно исполнить свои движения.
5.Пластическое интонирование.
Большое спасибо балеринам и оркестру, вы молодцы!
6.Распевание.
Ребята, вспомните, какие вы знаете песни с веселым, танцевальным характером музыки.
Что нам нужно сделать, для того, чтобы песни звучали красиво?
-Распеться
-Какие правила пения вы знаете?
-При пении хорошо открывать рот, четко произносить слова, прислушиваться друг к другу в хоре.
-Сяду прямо, не согнусь, и за пение возьмусь.
Распевки: «Петь приятно и удобно»,
«Звуковые жабки».
7.Исполнение песни «Три кита»
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания;
самоопределяться при выборе роли в процессе музицирования;
осознавать особенности деятельности музыкантов на примере собственных индивидуальных и коллективных опытах музицирования.
Познавательные:
повторение ранее изученного материала.
Регулятивные:
размышлять, отвечать на вопросы
уметь осмыслить полученную информацию.
Коммуникативные:
грамотно строить речевые высказывания
6.Первичное закрепление.
Сегодня на уроке мы отправимся в яркую, экзотическую страну, расположенную в горах, омываемую морями и океанами, с незабываемой архитектурой, наполненную музыкой, танцами. Сейчас вы услышите музыкальную подсказку, постарайтесь ответить, что это за страна.
Слушание Despacito Луис Фонси,
Танец «Макарена» Los del Río
Предлагаю вместе станцевать этот танец, который получил популярность не только в этой стране, но и по всему миру.
Физкультминутка «Макарена»
Учитель: Перед нами Испания. Какая она? Что видите? Что слышите?
Дети: Видим красивое здание, море, музыкантов, танцоров, быков – бегущих по улице… Слышим шум моря, музыку, стук копыт бегущих быков, стук каблуков танцоров…
Учитель: Композитор М.И. Глинка очень любил путешествовать. Во время одного из путешествий по Испании, композитора очаровало исполнение хоты.
Посмотрите фрагмент и скажите, что такое хота и какие инструменты звучат?
Просмотр видеофрагмента «Арагонская хота»
Танцуют хоту парами, с кастаньетами (это испанский музыкальный инструмент)
Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный испанский танец.
Арагон – местечко в Испании.
Взяв за основу мелодию этого танца, М. И. Глинка создал яркую нарядную симфоническую музыку, которая звучит в концертных залах.
Слушание « Арагонской хоты»
-Какая была музыка?
Теперь это уже не танец. В какую музыку превратился танец?
– В танцевальную.
-Какие инструменты исполняют музыку?
-Симфонический оркестр, кастаньеты.
-Для чего Глинка ввёл для исполнения “Арагонской хоты” в состав симфонического оркестра дополнительный музыкальный инструмент – кастаньеты?
- Для придания танцевального характера музыке, для создания чёткого ритма. Звучание кастаньет придаёт музыке испанский характер.
– Что придает музыке этого танца такой задор и легкость?
-Акценты.
Вспомните, что такое акцент? ( Это ударный звук в музыке)
Мне очень хочется исполнить этот танец, но что за танец без испанских инструментов?
Вот так выглядят кастаньеты (показываю инструмент).
Сегодня на урок вы принесли шумовые музыкальные инструменты, и следующее задание – придумать ритмическое сопровождение к танцевальной музыке Глинки.
На кастаньетах будут играть…
А все остальные будут отмечать акценты хлопками. Попросим гостей, чтоб нам помогли.
Создание ритмического аккомпанемента к произведению.
Инструментальное музицирование.
-Вы сами, через собственное исполнение почувствовали яркость характера, особенность испанского танца. Какие особенности танцевальности в инструментальной музыке мы выделили?
умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки
Познавательные УУД:
выделение элементов музыкальной речи, характеристика музыки, построение устного речевого высказывания об основных характерных особенностях танцевальной музыки
Регулятивные:
принимать музыкально-исполнительскую задачу, адекватно воспринимать предложения учителя;
составлять план действий при воплощении образного содержания муз. произведения, в коллективном музицировании на шумовых инструментах.
осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности
Коммуникативные:
Следить за действиями других участников в процессе хорового пения, пластического интонирования, умение взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности;
уметь соотносить свои действия и действия одноклассников при работе в группе.
Черты танцевальности мы встречаем не только в оркестровой или инструментальной музыке, но и в вокальной. Что значит вокальная музыка?
умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки
Познавательные УУД: структурирование знаний
Регулятивные:
принимать музыкально-исполнительскую задачу, адекватно воспринимать предложения учителя;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности
Коммуникативные:
Следить за действиями других участников в процессе хорового пения, пластического интонирования, умение взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности;
уметь соотносить свои действия и действия одноклассников при работе в группе.
7.Подведение итогов урока, оценивание.
Мы познакомились с различными музыкальными примерами, где сочетались песня и танец, и с большой музыкальной картиной танцевального характера «Арагонская хота». Танец часто перерастает в танцевальность, которая имеет свои особенности, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
Какие приемы используют композиторы, чтобы передать танцевальный характер в музыке?
- Особые приемы игры на музыкальных инструментах (пиццикато), танцевальный ритм, быстрый темп, яркие акценты.
Сегодня вы были внимательными слушателями и замечательными исполнителями как вокальной, так и инструментальной музыки, а даже побывали в роли артистов балета. Все большие молодцы, справились на «отлично!»
Личностные УУД:
формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.
Познавательные УУД:
развитие умения осмысливать полученную информацию.
Регулятивные УУД:
умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном;
осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению;
оценивание качества усвоения.
Коммуникативные УУД:
взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы.
8.Рефлексия.
-Давайте соберем в эту волшебную шкатулку все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке.
(Дети выбирают и прикрепляют на доску смайлики: «Я сегодня – молодец», «Было трудно», «Я люблю петь», «Мне понравилось слушать музыку», «Буду стараться», «Мне понравилось играть на музыкальных инструментах», «Мне нравится балет», «Мне нравится танцевать», «Моё настроение»).
Мы познакомились с различными музыкальными примерами танцевального характера. Новое понятие танцевальность является тем золотым ключиком, который поможет нам открыть все двери в удивительный и прекрасный мир музыки.
Личностные УУД:
смыслообразование.
Регулятивные УУД:
осмысление своих действий и самооценка.
Коммуникативные УУД:
умение полно и точно выражать свои мысли.
9.Домашнее задание
Придумать вопрос-загадку по изученной теме.
Личностные: формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.
Познавательные УУД:
развитие умения осмысливать полученную информацию;
выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала.