12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра Алексеева57
Учитель начальных классов. Педагогический стаж -30 лет. Почётный работник общего образования РФ, Заслуженный Учитель Чувашской Республики.
Россия, Чебоксары
4

Урок по финансовой грамотности "История появления денег"



Тема урока «История появления денег»

Цель урока: выяснить причины появления денег.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения денег, с монетами, денежными единицами на Руси.

2. Развивать кругозор и речь обучающихся на основе национально-регионального компонента.

3.Учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций.
Ход урока.

1. Организационный момент.

Зt1713204710aa.jpg дравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы откроем очень важную финансовую тайну. Тему нашего урока нам поможет определить ребус.






Кто догадался, о каком предмете идет речь? (Слайд 2)

-А что такое деньги? (Монетки, купюры, которыми можно расплатиться за товар.)

2. Целеполагание и мотивация

- Чтобы вы хотели узнать о деньгах на этом уроке?

- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на нашем уроке?

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Вопросы:

1. Для чего нужны деньги?

2. Всегда ли существовали деньги?

3. Как люди обходились без денег?

4. Как появились деньги?

3. Активизация знаний учащихся

Вопросы:

1.Как называется мероприятие, во время праздника «Акатуй» (проводился после завершения весенне-полевых работ), где проводились гуляния и торговля? (Ответы детей.)

Правильно, это-ЯРМАРКА. (Выходят дети, одетые в костюмы купца и гончара. Они читают текст.)

Сведения из истории.

Купец: Традиционная Цивильская Тихвинская ярмарка славится не только в районе и в республике, на нее приезжают и из близлежащих регионов. Слово "ярмарка" в переводе с немецкого языка означает "годовой рынок", так как ярмарки проводились в год один раз в одно и в то же время. Не была исключением и Цивильская Тихвинская ярмарка. На ярмарку в Цивильск, зная об этом заранее, съезжались купцы всех гильдий из Казани, Нижнего Новгорода, Свияжска, Симбирска (Ульяновска), Чебоксар, а также жители разных волостей и уездов Чувашии с хлебом, продуктами, дровами, кустарными изделиями, живностью. Ярмарки служили не только центром купли и продажи, но и центром общения между людьми, местом встреч дальних родственников, источником получения новостей жизни из разных волостей и уездов, деревень. (Слайды 3-5)

Гончар: Новое дыхание приобрела Тихвинская ярмарка в XXI веке. Сегодня достоинство Цивильской Тихвинской ярмарки - это обширная программа культурных и спортивных мероприятий. Здесь до сих пор можно встретить изделия народных промыслов. Каждый может попробовать национальную чувашскую кухню. Как в давние времена, ярмарка- время встреч и общения, когда приезжают дальние родственники, друзья и знакомые.(Слайд 6)

4. Создание проблемной ситуации

- Ребята, а вы хотели бы оказаться сейчас на ярмарке? Давайте представим, себя в роли купца, ремесленника, охотника. Вам будет необходимо приобрести желаемый товар, обменяв его на имеющийся у вас.

Игра «Ярмарка»

Цель игры: путём обмена товарами, приобрести необходимую вещь.

Правила игры:

1. Класс разбивается на группы по 6 человек.

2. Каждый ученик получает роль: мельник, сапожник, гончар, кузнец, охотник, заморский гость.

3. Участникам игры выдаются карточки с товаром: мешок муки, сапоги, кувшин, подковы, шкуры животных, ракушки.

4. Каждому ученику даётся задание – какой товар он должен приобрести.

Ход игры:

Пока звучит музыка, играющие должны обменять свой товар на

необходимый.

Анализ игры:

- Кому удалось приобрести необходимые товары?

- Кто не смог выполнить задание? Почему? (Надо уметь договариваться)

Работа по карточкам.

Задание №1 (Приложение1.)

1. Раскрась картинку, которая расскажет о твоей профессии. Подпиши название профессии.

2. Выбери и раскрась товар, который ты обменивал.

3.Выбери и раскрась товары, которые тебе было необходимо приобрести.

4. Справился ли ты с заданием, подчеркни нужный ответ:

справился полностью справился частично не справился

5. Напиши, с какими трудностями ты столкнулся:

_____________________________________________________________

Вывод: Не всегда возможно приобрести желаемую вещь за имеющийся у тебя товар.

5. Решение проблемной ситуации

- Какой выход из данной ситуации вы можете предложить? (Ответы учащихся.)

- Конечно же, вы правы, необходимы деньги. Но они появились гораздо позже.

-Давайте обратимся к тексту чувашской народной сказки: «Как у чувашей появились деньги» (Чтение текста хорошо читающими детьми.)

-Какие денежные единицы вы встретили в 1абзаце?

Показ презентации.

На слайдах значение всех денежных единиц в сказке: копейка, семишник, пятак, гривенник, двухгривенный, полтинник и целковый. (Слайды 8-14)

-А что же дальше произошло с монетами, мы узнаем, когда прочитаем сказку до конца. (Чтение текста.)

-Где поселились денежки? Почему?

-Давайте подсчитаем сумму денег, после каждого ухода монет с берега на базар:

Количество денег на берегу

Количество денег на базаре

1 коп.+2 коп.+5 коп.+10 коп.+ 20коп.+ 50 коп.+1 рубль =1 рубль 88 коп.

0 копеек

1 рубль 87 коп.

1 копейка

1 рубль 85 коп.

1 коп.+2 коп.=3 коп.

1 рубль 80 коп.

1 коп.+2 коп.+5 коп.=8 коп.

1 рубль 70 коп.

1 коп.+2 коп.+5 коп+10 коп.= 18коп.

1 рубль 50 коп.

1 коп.+2 коп.+5 коп+10 коп. +20коп.= 38 коп.

1 рубль

1 коп.+2 коп.+5 коп.+10 коп.+ 20коп.+ 50 коп.=88 коп.

0 копеек

1 коп.+2 коп.+5 коп.+10 коп.+ 20коп.+ 50 коп.+1 рубль=1 рубль 88 коп.

Вывод из сказки:

Издавна такой порядок ведется: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман.

-Что показала нам данная таблица? (Оборот денег.)

6. Рефлексия:

-Ребята, посмотрите на доску и прочитайте вопросы, которые мы поставили в начале урока. На все ли из них мы получили ответы? Что нового вы узнали? Какие денежные единицы нашей страны в настоящее время, назовите их в порядке возрастания. Какие монеты были в старину и существуют сейчас?

На столе лежат у вас монетки двух цветов: золотого, серебряного. Если вам было интересно на уроке поднимите золотую монетку.

Спасибо за урок!































Приложение1.

1.Раскрась картинку, которая расскажет о твоей профессии. Подпиши название профессии.

t1713204710ab.gif t1713204710ac.jpg


t1713204710ad.pngt1713204710ae.pngt1713204710af.jpgt1713204710ag.gif
t1713204710ag.gif



t1713204710ag.gif
t1713204710ag.gif
t1713204710ag.gif
t1713204710ag.gif









2. Выбери и раскрась товар, который ты обменивал.

t1713204710ah.jpgt1713204710ai.pngt1713204710aj.jpgt1713204710ak.pngt1713204710al.jpg

t1713204710ah.jpgt1713204710ai.pngt1713204710aj.jpgt1713204710ak.pngt1713204710al.jpg3.Выбери и раскрась товары, которые тебе было необходимо приобрести.



Приложение 2.

Чувашская народная сказка.

«Как у чувашей поселились деньги».

Когда-то, в старопрежние времена, плыла вниз по Волге лодка. В одном месте она пристала к берегу. В лодке находились семь разного достоинства монет: копейка, семишник, пятак, гривенник, двухгривенный, полтинник и целковый. Они, говорят, ездили по белу свету и искали для себя новые места.

Лодка пристала к правому крутому берегу. На горе виднелось большое чувашское село. Целковый, как самый старший, приказал полтиннику:

Поднимись-ка на гору, в село, и узнай, что за люди там живут и есть ли у них деньги.

Полтинник хоть и был в подчинении у целкового, но считал себя тоже старшим над остальными монетами и послал в село двугривенного. Тот, в свою очередь, перепоручил дело гривеннику, гривенник — пятаку, пятак — семишнику, семишник — копейке. Копеечке уже некому было приказывать, пришлось идти самой. Покатилась она в сторону села, а вскоре и из глаз исчезла.

Ждут-пождут копейку, а ее нет и нет. Рубль опять велит полтиннику сходить в село, поглядеть, что за народ там живет и имеет ли деньги. Полтинник опять посылает вместо себя двугривенного, тот — гривенника, гривенник — пятака, пятак — семишника. Семишник остался младшим, перепоручать дело некому, пришлось самому идти. Покатился он в сторону села и из глаз пропал.

Ждут-пождут остальные деньги — нет ни копейки, ни семишника. Целковый опять берет за бока полтинника, тот — двугривенного, двугривенный — гривенника, гривенник — пятака. Пятаку посылать некого, покатился сам.

Ждут-пождут — нет и пятака, как в воду канул. Целковый посылает полтинника, полтинник — двугривенного, двугривенный — гривенника.

Один за другим укатились в село и гривенник, и двугривенный, и полтинник. Укатились и от них тоже ни слуху ни духу. Целковый остался один. Посылать уже некого. Подождал он еще немного да и думает:

Что такое, куда они все подевались? Видно, придется самому на ту гору подняться и все разузнать.

И хоть был он от природы важным и ленивым, зашагал той же дорогой, по которой исчезли остальные монеты.

Пришел целковый в село, видит — в середине села большущий базар шумит. Пригляделся получше — тут копейка с семишником, пятак с гривенником и двугривенный с полтинником туда-сюда снуют, катаются меж людей, за какую-нибудь минуту по нескольку раз меняются местами. Да так-то весело, с разными шутками-прибаутками, что глядеть любо-дорого.

Пришелся базар по душе и целковому. Он тоже решил остаться тут навсегда.

Правда, целковый, не в пример юркой мелочи, по-прежнему не вертелся и не суетился меж людей, а больше лежал спокойно по карманам богатых людей. Издавна такой порядок ведется: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.