12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рябкова Виктория Михайловна19

Тема: «Пушкин и музыка»

Цель урока: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с творчеством А.С. Пушкина в музыке.

Задачи урока:

образовательные

формирование представлений о музыкальном творчестве в произведениях Пушкина;

углубление представлений о музыкальном творчестве.

развивающие

способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;

способствовать развитию умения делать выводы и строить умозаключения;

способствовать развитию вокально-хоровых навыков.

воспитательные

способствовать воспитанию уважения к народной музыке;

способствовать воспитанию любви к своей земле, своему народу.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты:

уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки;

уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты: 

знать и понимать роль народной музыки в жизни человека;

уметь определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Оборудование: презентация, интерактивная доска.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Виктория Михайловна. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня и отличной работы на уроке.

Приветствуют учителя.

Повторение пройденного

- Вспомним, что вы проходили на прошлом уроке. Кто является святым земли Русской? А что вы о нем узнали? ( Илья Муромец является русским богатырём. О нем сложено много былин).

Илья Муромец.


Постановка учебной задачи

- Предлагаю начать новую тему урока с просмотра отрывка из мультфильма. А вы подумайте, что это за мультфильм? О чем он?

- Обратили ли вы внимание на то, какой характер музыки?

- Музыка придумана композитором Николаем Андреевич Римским - Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете.

- Как вы думаете, как называется эта сказка?

- Кто сочинил эту сказку?

- Скажите пожалуйста, о ком или о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Смотрят отрывок мультфильма.

Слушают.

Сказка о царе Салтане.

А.С. Пушкин.

Учебное действие

- Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить об А.С. Пушкине.

- Что вы можете рассказать о великом русском поэте? Какие произведения вы знаете?

- Сейчас предлагаю вам просмотреть видео биографию А.С. Пушкина.

- Что нового вы услышали?

- Все услышали что у него была няня. Как ее звали?

- Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называет её своей подругой, голубкой.

- Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни. Весь сказочный мир был известен Арине Родионовне. Народные былины, песни и сказки, которые знал Пушкин, он услышал впервые от своей няни.

- Многие композиторы очень любили произведения А. С. Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку.

- Сегодня я предлагаю вам посмотреть на природу глазами поэта, послушать музыку, которую слышал А.С. Пушкин, вспомнить мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи первого российского поэта.

- Сейчас внимательно, прослушайте муз. Фрагмент. (полет шмеля)

- Скажите, какое настроение выражает музыка?

- Кого вы представили?

- Из какой сказки Пушкина этот персонаж?

- Как вы думаете шмель в этой сказке добрый или злой?

- Этот шмель не простой, а волшебный. Кто был превращён в шмеля?

- Я прочитаю отрывок из сказки, а вы мне скажете, правильно ли вы назвали героя, который был превращён в шмеля?

- «И вновь купцы, рассказывают царю Салталу о чудесах, о тридцати трех богатырях и передают новое приглашение от князя Гвидона.

Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в шмеля, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Злые сестры рассказывают еще об одном чуде: о царевне, затмевающей «днем свет божий» с месяцем под косой и горящей звездой во лбу».

- Сказка поэта перенесла нас в удивительные места.

- Одно из самых любимых его мест – село Михайловское.

- Здесь, в Михайловском, поэтом написаны многие замечательные произведения: главы романа «Евгений Онегин», поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и многие стихотворения.

- Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры к поэме «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является

основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.

- Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки.

- Скажите, что такое опера?

- Кто-нибудь из вас был в театре?

- Кто знает, что такое увертюра?

- Когда будете слушать, то подумайте, какая музыка по характеру?

- Какой тут возникает образ? 

- Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи - тема Руслана).

- Вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление).

- Еще одно место, которое любил посещать А.С.Пушкин.

- Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Они всегда приходились на тёплое летнее время.

- Многоголосый ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца. Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары.

- Цыгане выводили на показ лошадей. Шарманщики устраивались рядом с каруселями. На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские гармоники, вызывая крестьян из окрестных сел и деревень на задорные пляски и песни.

- Пушкин приезжал специально, чтобы послушать, как поют там странники – певцы. Бывало, он смешивался с толпой странников и распевал с ними разные припевки, шутил и записывал то, что они поют, а иногда даже переодевался в одежду странника и ходил с нищими по ярмарке.

- Вот почему многие стихи самого поэта так похожи на подлинные народные песни. Одну из таких песен, которая очень напоминает народную, мы сейчас послушаем. Она написана для романа в стихах под названием «Евгений Онегин». Русский композитор П. И. Чайковский сочинил по роману поэта оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрасной музыке.

- Песня, которая прозвучит сейчас, называется «Девицы – красавицы».

(«Песня девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» по роману Пушкина)

Какой характер у прослушанной вами мелодии?

- Какие ощущения создаёт у вас эта музыка?

- Песня девушек звучит лукаво и в то же время простодушно; она пленительно  женственна в своей закруглённости и изяществе.

Так же П. И. Чайковский придумал для стихов Пушкина мелодию, очень напоминающую народную, запоминающуюся, мелодичную и светлую.

- Прежде чем, мы послушайте фрагмент Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».

- Давайте вспомним, что такое иллюстрация?

- Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами.

- Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть”

(услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

- Я предлагаю вам прочувствовать музыку и представить в голове образ.

- Что изображает композитор в музыке?

- Обратили ли вы внимание на то, какая музыка прозвучала вначале?

- Первый номер сюиты – «Тройка». Он начинается с мощных аккордов медных духовых инструментов, предвещая драматические события.

- “Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям.

- Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.

Сказка о рыбаке и рыбке.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.


Арина Родионовна Яковлева.










Радость, ликование.

Шмель.

Сказка о царе Салтане.

Добрый

Гвидон
















Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом.

Увертюра - музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.























спокойствия, расслабленности







Иллюстрация -это изображение написанного словами.




представляет себе тройку запряжённых лошадей, летящую в ночь, в метель.

Действие контроля и самоконтроля

- А сейчас закрепим полученные знаний на уроке,

у вас на парте лежат карточки, выполните их в парах. (тест)

- Теперь проверим по эталону на слайде.

- Итак, мы перелистали страницы произведений Пушкина и вспомнили музыку, написанную русскими композиторами к этим произведениям, и познакомились с новыми музыкальными произведениями. Жаль, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более двухсот.

Сочинены оперы, балеты, оратории, произведения для разных инструментов.

- Когда вы будете читать книги Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть ещё и вторая жизнь.


Действие оценки и самооценки

Ребята, оцените свою работу на уроке. Поднимите большой палец вверх, если вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за урок!

Оценивают работу на уроке.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.