12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Скрипкина441
Очень активная, позитивная. Люблю всё новое и не известное.
Россия, Иркутская обл., рп Жигалово
Материал размещён в группе «Уроки информатики в условиях ФГОС»
0

Урок по теме «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Предмет: Информатика 9 класс 1 час учебного времени 15.04.2022

Учитель: Скрипкина А.А.

Тема урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Вид урока: метапредметный, смешанный

Технология: личностно-ориентированная, развивающая

На момент проведения урока учащиеся должны

знать:

понятие электронных таблиц

интерфейс электронных таблиц

понятие ячейки

данные, которые могут быть записаны в ячейки

режимы отображения таблицы

уметь:

осуществлять вычисления в электронных таблицах

различать относительные, абсолютные и смешанные ссылки

использовать встроенные функции электронной таблицы

кратко конспектировать основные моменты лекции

Цели урока:

формирование знаний о диаграммах и графиках

формирование умений создавать различного типа графиков и диаграмм в среде Excel;

создание диаграммы или графика исследований с урока химии.

Задачи урока:

образовательная: познакомить учащихся с видами диаграмм электронной таблицы, научить правильно подбирать тип диаграммы к определённой задаче;

воспитательная: формирование общекультурных навыков работы с графической информацией электронных таблиц, формирование информационной   культуры, воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

развивающая: развитие эстетического мышления, памяти, внимательности.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

знать:

основные типы диаграмм электронных таблиц

уметь:

по заданной таблице строить диаграммы различных типов

Комплексно-методическое обеспечение:

мультимедийный проектор;

презентация “Построение графиков и диаграмм” (Презентация 1)

карточки – задания для выполнения кроссворда

демонстрационные карты для выполнения самостоятельной работы учащихся

учебник Л.Л. Босовой для 9 класса (часть 2) § 5.3

Структура урока:

Организационный момент. (3-4 мин)

Повторение пройденного. (7-8 мин.)

Изучение нового материала. (10-11 мин.)

Практическое закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся. (8-10 мин.)

Домашнее задание. (2-3 мин.)

Подведение итогов. (2-3 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие класса, проверка присутствующих.

Ребята, присаживайтесь за компьютеры. Не забываем правила безопасной работы на компьютере.

И давайте проверим как на данный момент мы себя чувствуем? (Рефлексия перед уроком: ребята заполняют Гугл-формы https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSda6rPxPF8j4__bxg6EupH38eIMC6L5xaB-tetWTJZafYbbiA/viewform?usp=sf_link , на экране выведены результаты в виде диаграммы).

Все ответили? Хорошо, мы продолжаем. Повернитесь ко мне, пожалуйста.

Интересные факты о воде.

Ребята, скажите пожалуйста, кто из вас знает может ли вода замёрзнуть при плюсовой температуре?

(Дети отвечают)

Посмотрите на экран. Слайд с обоснованием почему вода может замерзнуть.

Ребята, как вы думаете почему я на информатике, заговорила про воду? Сегодня вы уже сталкивались с этой темой? (Дети отвечают. На уроке химии проводили исследования воды с разных источников.)

Хорошо, вы на уроке химии провели исследования. У вас должна была получиться таблица. Правильно?

Формулировка темы и цели урока:

На предыдущих уроках мы уже изучили, как осуществляется организация вычислений в электронных таблицах. Мы с вами учились заполнять таблицы, оформлять их содержимое, выполнять расчеты над данными таблицы.

А теперь давайте посмотрим на презентацию, перед нами большой текст с числовыми данными, оформленными в виде таблицы. Когда мы свами изучали виды и формы представления информации, то пришли к выводу, что воспринимать информацию гораздо легче, если она представлена наглядно. Верно же ребята?

А как можно в электронных таблицах провести анализ и визуализацию данных? Как в таблицу представить наглядно?

Кто знает? (Ребята отвечают)

(Если дети ответили – диаграммы, то навести их на определение темы. Если нет, то озвучить новую тему)

Сегодня на уроке мы научимся выделять самое главное, строить диаграммы и графики в программе Excel.

Итак, тема нашего урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах, например, программы Ексель»

2. Повторение пройденного. Актуализация опорных знаний. Проверка качества знаний учащихся.

Перед тем как приступить к новой теме, давайте вспомним ранее изученный материал (устный опрос):

Как запустить электронную таблицу?

В чем различие понятий «ячейка» и диапазон ячеек»?

Для чего предназначена электронная таблица?

С какими типами данных мы можем работать в электронной таблице?

С какого знака начинается формула?

3. Теоретическая часть. Изучение нового материала.

Электронная таблица Excel позволяет простыми средствами построить необходимые графики и диаграммы.

Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещённые на рабочем листе, в виде диаграммы.
Диаграммы наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Диаграмма – средство наглядного графического представления количественных данных.
Диаграммы позволяют анализировать данные, проводить их сравнение и выявлять скрытые в последовательностях чисел закономерности.

Электронные таблицы позволяют создавать диаграммы нескольких типов, основными из которых являются график, круговая диаграмма и гистограмма.

Графики. Для отображения зависимости значений одной величины (функции) от другой (аргумента). Позволяют отслеживать динамику изменения данных.

Круговые. Используется для отображения величин частей некоторого целого.

В них каждая часть целого представляется как сектор круга, угловой размер которого прямо пропорционален величине (размеру) части.

Могут быть плоскими или объёмными. Секторы могут быть раздвинуты.

Гистограммы. Используются для сравнения нескольких величин.

Могут быть плоскими и объёмными.

Столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально.

Ярусные. Это гистограмма с накоплением. Дают представление о вкладе каждой из нескольких величин в общую сумму. В ней значения нескольких величин изображаются объединёнными в одном столбце.

– описать диапазон исходных данных для построения диаграммы.

Даётся понятие ряда данных и категории.

– наглядно показать, как осуществляется оформление диаграммы

– рассказать об области построения диаграммы

Мастер диаграмм. При работе мастера диаграмм предусмотрены следующие основные шаги:

выбор типа диаграммы;

выбор данных на основе которых строится диаграмма;

настройка элементов оформления диаграммы

4. Практическая часть. Практическое закрепление материала.

Теперь ребята, повернитесь к компьютерам. Откройте Excel, под именем 9 класс, есть уже готовая таблица, по ней будем строить диаграммы.

Для того чтобы построить диаграмму предварительно необходимо создать таблицу с числовыми данными. Она у нас уже есть. После этого необходимо выделить те строки и столбцы, которые нужны для построения графика. Зайти на вкладку Вставка – выбрать нужный тип диаграммы.

Диаграмма имеет легенду, которая отображает зависимость цветов обозначения рядов и цветов линий на графике. Рассказать про все виды диаграмм, попробовать создать их все. Затронуть все плюсы и минусы видов диаграмм.

Теперь ребята, как мы свами уже говорили, вы на уроке химии создали таблицу. В этой же книге Excel откройте второй лист. Таблица с вашими исследованиями уже внесена. Как вы думаете в каком источнике больше будет совпадений с СанПиН? (Дети отвечают, по их ответам распределить на пары, у кого идет совпадение мнений). Теперь каждая пара получает задание: сравнить с помощью диаграммы (любого вида) источник с СанПиН

(Дети выполняют задание в течение 5 мин.)

Давайте с вами подведем итоги. Из какого источника вода лучше, чем богата? А что вредного в ней превышает?

5.Домашние задание.

Учебник Л.Л. Босова, 9 класс § 5.3 (5.3.2)

Составить кроссворд на тему: «Электронные таблицы». Кроссворд должен содержать основные термины Excel, включать виды рассмотренных диаграмм. (Слайд 14)

6.Итог урока

Подведение итога урока. Выставление оценок.

Сейчас ребята, мы опять обратимся к нашему опроснику и ответим на вопросы.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScZnJpO0seFXAs95yp5_zS2XKGR0RLvsxUMUUlga4FH_s2n7A/viewform?usp=sf_link

Результаты на экране в виде диаграммы.

Ребята, вы обратили внимание как выводятся наши результаты? С помощью чего?

Правильно – диаграммы!

Спасибо за урок!

Презентация к уроку по информатике 9 класс
PPTX / 1.09 Мб


Книга Excel к уроку по информатике 9 класс
XLSX / 21.32 Кб

*При составлении урока использовался готовый урок по информатике для 9 класса «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» Терехова Дина Юрьевна, спасибо большое автору.

ссылка: https://infourok.ru/material.html?mid=106669 

Опубликовано в группе «Уроки информатики в условиях ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.