12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Качанова Ольга Викторовна36
3

Урок по теме «Сложение чисел с разными знаками», 6 класс



Предмет: математика.

Класс: 6.

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и программное обеспечение: ноутбук, проектор, маршрутный лист учащегося, карточки с заданиями, опорная схема, учебник.
Презентация к уроку "Сложение чисел с разными знаками"
PPTX / 465.31 Кб

Цели урока:

образовательная цель: создать условия для

1)развития представлений о числах и числовых системах;

2) овладения навыками устной и письменной работы с целыми числами, овладение правилом сложения чисел с разными знаками:

3)закрепления знаний о координатной прямой, противоположных числах, о модуле числа;

4)отработки умений сравнивать, складывать числа с помощью координатной прямой и без неё, складывать отрицательные числа.

развивающая цель: создать условия для

1)умения ставить цель с помощью проблемной ситуации;

2)умения планировать и осуществлять деятельность;

3) умения понимать математические средства наглядности;

4) умения классифицировать;

5) умения подмечать закономерности на основе наблюдений, вычислений, сопоставлений.

воспитательная цель: создать условия для

1 умения ясно, грамотно, точно излагать свои мысли;

2)пополнения запаса историко-научных знаний;

3) эстетического воспитания;

4)приближение учащегося к современным реалиям;

5) формирование навыков сотрудничества, требующих совместной работы в парах и группах;

6) показать связь математики с реальной действительностью;

7) воспитание коммуникабельной личности, востребованной в современном информационном обществе.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке;

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, работать в парах;

Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

Личностные: иметь представление о причинах успехов в учебе.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.

Этапы урока:

Организационный момент 1 минута;

Актуализация знаний 6 минут;

Постановка целей и задач урока. Мотивация деятельности ученика 1 минуты;

Историческая справка 5 минуты

Изучение нового материала 7 минут;

Динамическая пауза 2 минуты;

Первичное закрепление связей и отношений в объектах изучения 18 минут;

Подведение итогов урока 2 минуты;

Организация работы дома 2 минуты;

Рефлексия 1 минута.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы познакомились с положительными и отрицательными числами, умеем сравнивать их, складывать с помощью координатной прямой, складывать отрицательные числа. Узнали много новых терминов: модуль числа, координатная прямая, противоположные числа, целые числа.

Сегодня мы продолжим изучать положительные и отрицательные числа. В листах индивидуальных достижений, которые лежат перед вами на столе, вы будете фиксировать свои успехи. В конце урока вам предстоит выполнить самооценку работы на уроке.

II. Актуализация знаний:

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица,

Потому что считаем в уме. Слайд 1

Работаем в тетради, затем сверим свои коды. Верно ли решены примеры?

«Да» и «Нет» не говори, а лучше напиши __ или ˄. Слайд 2, 3 (лист достижений 1)

А теперь выполним графический диктант. Если утверждение верное ставим +, если нет то — .

Диктант:

1.Координатная прямая есть прямая только с выбранным началом отсчёта.

2.Число противоположное 7 есть 8.

3.Число противоположное -9 есть 9.

4.Модуль любого числа положителен.

5.Модуль отрицательного числа равен числу противоположному данному

6.Любое положительное число больше нуля.

7.Любое отрицательное число меньше нуля.

8.Если х меньше о, то х - отрицательное число.

9.Если y - отрицательное число, то -y- положительное число

10.Если модуль х равен 5, то х равен 5.

Слайд 4 (лист достижений 2)

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация деятельности ученика.

Сегодня вы сделаете очередной шаг по дороге знаний и я с радостью помогу вам в этом. Мы с вами сегодня на уроке будем творить и созидать! А значит,… размышлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выдвигать новые идеи, делать открытия! Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Слайд 5

Историческая справка.

Сейчас мы с вами узнаем еще о возникновении отрицательных чисел. В какой стране появились и стали использоваться отрицательные числа? В Индии. А знаете ли вы имя индийского ученого, впервые применившего отрицательные числа? Мы с ним познакомимся! Узнаем его имя.

Выполните сложение, и результаты замените соответствующими буквами. Работа в паре (кто быстрее). Слайд 6 (лист достижений 3)

М

Р

Б

А

У

П

Г

Т

Х

-

1

-7,5

5,2

70

-16

5

2

0

1. - 4,5 + (-3) = - 7,5 Б

2. 1+ (- ) = 1 Р

3. = 5,2 А

4. - 3,91 + 3,91 = 0 Х

5. -+ (- ) = - М

6. = 5,2 А

7. 5,9 + (- 0,9) = 5 Г

8. 23 + 47 = 70 У

9. -5 + (-11) = -16 П

10. 8 + (-6) = 2 Т

11. = 5,2 А

БРАХМАГУПТА (Слайд 7, 8) — это имя известного индийского математика, который жил в VII веке. Один из первых начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл - «имущества», а отрицательные - «долги». Вот как в рукописях излагались правила сложения и вычитания:

Сумма двух имуществ есть имущество

Сумма двух долгов есть долг

А что же будет если сложить имущество и долг?

Сумма имущества и долга равна их разности

Дидактическая игра « + » и « - ». Слайд 9

Мы сталкиваемся с понятием «отрицательное» и «положительное» не только на уроках математики. Слова в русском языке могут также иметь положительное и отрицательное значения. На экране слова, которые необходимо разделить на две группы: на слова, которые являются противоположными по смыслу!

Выигрыш, болезнь, тепло, правда, зло, добро, холодно, ложь, здоровье, проигрыш.

Изучение нового материала

Слайд 10

23 + 47 = 70

-5 + (-11) = -16

8 + (-6) = 2

Проанализируйте записи. В какой строке сумма имуществ? Сумма долгов?

А третья строка? Сумма чисел с разными знаками.

Тема нашего урока? Сложение чисел с разными знаками (в тетрадь). Слайд 11

Теперь мы готовы к созиданию.

Создание проблемной ситуации.

Разберем сложение чисел с разными знаками на координатной прямой. Сложим числа 9 + (-6) и 9 + (-12). Слайд 12

Вывод: в результате сложения чисел с разными знаками может получиться как отрицательное, так и положительное число.

Сможете ли вы найти сумму -2010 +210 (Слайд 13) с помощью координатной прямой? Наверное, сделать это все-таки трудно! Какая проблема? …Давайте попробуем решить эту проблему. Долг 2010, имущество (прибыль) 210. Остались должны 1800. А если долг 2010, а прибыль 2210? Прибыль — 200.

Как вы думаете, от чего зависит знак суммы?

Сумма приобретает знак того слагаемого, которое больше по модулю.

VI. Динамическая пауза.

Анаграмма КРЯАЗДА. Слайд 14

Разгадайте ее: ЗАРЯДКА.

Я называю числа. Если число положительное — хлопаем в ладошки, отрицательное — приседаем, нуль — топаем.

8, -10, 0, 5, 100, -25, 0, 3.5, 0.3

VII. Первичное закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Я предлагаю вашему вниманию опорную схему, которая поможет вам при решении примеров. Прочтите формулировку правила сложения чисел с разными знаками из пункта 33 учебника, используйте схему при решении следующих заданий. Слайд 15 (схемы, правило)


На первом месте положительное число На первом месте отрицательное число

Примеры решаются сначала подряд, потом вразброс так, чтобы каждый ученик хотя бы раз ответил. Решаются в группах по 4 человека.

Вычислите:

а) 6 + (- 7)

б) (- 5) + 14
в) (- 1) + 8
г) (- 20) + 13
д) (- 7) + 7
е) 9 + (- 14)
ж) (– 8) + 11
з) 17 + (- 9)
и) (- 22) + 22
к) 8 + (- 13)
л) (- 7) + 9
м) (- 20) + 4

Слайд 16 (ответы) (лист достижений 4)

VIII. Подведение итогов урока:

Давайте подведем итоги урока. Вначале урока мы ставили цели. Сумели ли их достичь? Какую тему мы изучали сегодня на уроке? Что надо сделать, чтобы сложить два числа с разными знаками?

Группа 19
Вы молодцы все работали хорошо. Оценки за урок получаем из листа достижений. На листе поставьте улыбку смайлику, соответствующему вашему мнению о сегодняшнем уроке.

IX. Организация работы дома:

Дома для закрепления изученного материала вам необходимо выполнить задания: п. 33 (читать, учить правило, устно ответить на вопросы на стр. 181), № 1081 (а – л); № 1083.

X. Рефлексия:

Сегодня вы работали очень хорошо. Спасибо за урок. Успехов вам в изучении математики. Урок закончен.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.