Урок реализации полного цикла проектной деятельности «Физические и химические свойства алюминия»
«Согласен – Не согласен» 1) Название алюминия известно еще с глубокой древности, т.е. название металлу было дано еще до его рождения. Квасцы (по лат. Alumen – квасцы) Добыча квасцовой руды. Миниатюра из «Трактата о растениях» XV век
2) Алюминий стоил дороже золота. «Согласен – Не согласен»
3) Алюминиевую посуду называли посудой бедняков, т. к. этот металл способствует развитию атеросклероза. «Согласен – Не согласен»
Физические и химические свойства алюминия 22.10.2019
Приём «Корзина идей, понятий, имен»
S (specific) - конкретная M (measurable) - измеримая A (achievable) - реалистичная R (relevant) - неслучайная T (timebound) –определена во времени Цель
Физические свойства алюминия: Агрегатное состояние Цвет, блеск Запах Пластичность, хрупкость, эластичность Растворимость в воде Температура плавления Плотность Теплопроводность, электропроводность Агрегатное состояние твердый Цвет, блеск серебристо-белый с металлическим блеском Запах нет Пластичность, хрупкость, эластичность пластичен Растворимость в воде не растворяется Температура плавления 660°С, легкоплавкий металл Плотность 2,7 г/см3 , легкий металл Теплопроводность, электропроводность хорошо проводит тепло и электричество
Химические свойства алюминия: Al + простые вещества сложные вещества О2 Г2 N2 S H2O NaOH+H2O HCl Fe3O4
Химические свойства Химически активный металл, восстановитель I. С простыми веществами-неметаллами (ОВР): 1. C кислородом: 4Аl + 3O2 → 2Аl2О3 + Q
2. C галогенами: 2. C галогенами: 2Аl0 + 3I20 → 2Al+3I3-1 + Q Н2О 3. С другими неметаллами: 2Al0 + 3S0 –t Al2+3S3-2 (сульфид алюминия) 2Al0 + N20 –t 2Al+3N-3 (нитрид алюминия) 4Al0 + 3С0 Al4+3С3-4 (карбид алюминия)
Химический эксперимент «Взаимодействие алюминия со сложными веществами» Содержание и условия опыта Наблюдения Вывод 1. Взаимодействие алюминия с водой (1 ряд). Кусочек алюминиевой проволоки зачистите и поместите в стакан с водой. Запишите уравнение реакции. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о возможности использования алюминиевой посуды для кипячения воды. Доказательство амфотерности алюминия 2. Взаимодействие с растворами кислот (2 ряд). В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте. Запишите уравнение реакции. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о возможности использования алюминиевой посуды для приготовления и хранения пищи, имеющую кислую среду (щи, компоты, рассолы, варенье). 3. Взаимодействие с растворами щелочей (3 ряд). В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте. Запишите уравнение реакции, используя материал учебника (стр. 226) Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о возможности использования алюминиевой посуды для приготовления и хранения пищи, имеющую щелочную среду (молочные продукты).
1. С водой после удаления оксидной пленки 1. С водой после удаления оксидной пленки 2Al + 6H2O 2Al(OH)3 + 3H2↑ II. Со сложными веществами (ОВР): 2. Амфотерность алюминия: взаимодействие с растворами кислот 2Al + 6HCl 2AlCl3 + 3H2↑ взаимодействие с растворами щелочей 2Al + 2NaOH + 6H2O 2Na[Al(OH)4] +3H2↑
Памятка по уходу за алюминиевой посудой: 1. В алюминиевой посуде можно готовить, но не хранить длительно пищу. 2. Алюминиевую посуду нельзя использовать для приготовления кислых щей, борщей. Не рекомендуется варить в такой посуде компот из кислых фруктов. 3. В алюминиевой посуде нельзя держать уксус, кисломолочные продукты, рыбу, квас, так как алюминий разрушается под действием щелочей и кислот. 4. Не рекомендуется чистить алюминиевую посуду металлическими щетками и содой. Оксидная пленка разрушается.
Проектные умения Начало проекта Окончание проекта 1. Формулировать проблему 2. Ставить цель 3. Ставить задачи 4. Планировать работу 5. Организовать работу 6. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др. 7. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта Прием «Анкета для выявления проектных умений» Оцени свои проектные умения, используя следующие критерии оценки: 3 балла – умею; 2 балла – иногда получается; 1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею
Прием «Рюкзак» Скажите о своих продвижениях в учебе или в отношениях с другими. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Домашнее задание: §40 Задание 1. Провести анкетирование об использовании алюминиевой посуды в быту. Задание 2. Узнайте о применении алюминия (рассмотрите области применения алюминия на основе его свойств).