12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шуракова Анастасия Петровна21
Россия, Кировская обл.

Разработка урока по русскому языку по теме "Единственное и множественное число глаголов". 2-й класс

Класс: 2


Цели: знакомство с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

  • личностные: учащиеся научаться воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.

  • предметные: учащиеся научатся определять число глаголов; анализировать, делать выводы, сравнивать; учиться самооценке, формировать умение самоконтроля.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию из текста;

  • Выявлять сущность особенности объекта;

  • На основе анализа объекта делать выводы.

Регулятивные УУД:

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

  • Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);

  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  1. Слушать и понимать других;

  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  3. Оформлять свои мысли в устной форме;

  4. Работать в коллективе

Тип урока: урок открытие нового знания.

Формы работы учащихся: работа в парах, работа в группах, фронтальная.

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • презентация,

  • учебник «Школы России», Русский язык, 2 класс, 2 часть

  • карточки для работы в группах.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Здравствуйте, меня зовут Анаст. Петр.  (Слайд 1)
Ведь прозвенел звонок.
- Начнем скорей урок!

Давайте посмотрим , с каким настроением вы пришли на урок. У меня хорошее настроение. Я хочу поделиться с вами.
Психологический настрой.
Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.
Если у вас есть друзья – погладьте себя по голове.
Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши.
А теперь улыбнитесь и тихонечко садитесь. Проверьте свои рабочие места.

Открываем тетради.
Записываем число, классная работа.

 

 

 

Выполняют требования учителя.

2

Актуализация знаний

Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды? Я очень люблю. Давайте разгадаем. Я приготовила вам кроссворды на карточках. Они лежат у вас на партах. Первое слово мы отгадаем и запишем вместе, а остальные вы будете отгадывать самостоятельно и записывать в пустые клеточки. Начнем!?

1. Не деревня, ни село,
И людей полным-полно,
Много там народа,
Все в делах, в заботах! ГОРОД

-Ребята, вы догадались, что это?

-Запишите это слово в первую строку.(Слайд 2)

2. Чтоб зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
Сапоги, носочки,
Варежки, платочки.
А ещё надену что?
Да, конечно же, ..!  ПАЛЬТО

3. По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком. ЗАЯЦ

4. Голова на ножке,
в голове горошки. ГОРОХ

5. Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Эту песенку детей
Учит серый … ВОРОБЕЙ

6. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. МАЛИНА

-Ребята, а что за бусы любит медведь?

- как вы записали словарные слова в кроссвордах. (слайд 4)
Давайте внимательно проверим каждое слово. Сверьтесь с ответами на слайде.

У каждого из вас на парте лежат экраны успеха, на них изображены клубочки ниток, к концу урока они должны быть раскрашены.

(Светофорики)

- Кто написал без ошибок?
- Закрасьте зелёным цветом кружок.
- Кто допустил одну ошибку?
- Закрасьте желтым цветом кружок.
- Кто допустил 2-3 ошибки  –
- Закрасьте красным цветом кружок.

Закрасьте нужным цветом клубок.

Я зашифровала одно слово, оно вам поможет узнать, о чем сегодня пойдет речь ...Прочитай это слово.

- О чем мы будем говорить на уроке? Ответы детей

-Сформулируйте цели урока:

ВСПОМНИТЬ все, что мы знаем о глаголе, что можем сказать о нем,

УЗНАТЬ что-то новое о глаголе,

НАУЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ….., эту цель мы сформулируем, когда будет известна тема урока

Первое, что мы должны сделать, это вспомнить все, что мы знаем о глаголе??- Ребята, напомните мне, пожалуйста.

1)Что обозначает?

2)На какие вопросы отвечает?

3)Каким членом предложения я вляется чаще всего?

Первая цель сформулирована, давайте отметим, что она выполнена(отмеч магнитом)

 

 

Дети разгадывают кроссворд


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят взаимопроверку.

 

3

Формулировка темы и целеполагание

- Ребята, у нас на доске рассыпались клубочки, да непростые, а с глаголами, нам нужно определить по какому принципу мы можем их разложить в две корзины.

Мяукает мяукают

играет играют

прыгает прыгают

(Собираем таблицу, начиная с низу с вопросов)

Изменение глаголов по числам

ед.ч. мн.ч.

действие одного предмета нескольких(многих предметов)

что делает? что делают?

-слова левой корзинки отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

_что обозначает каждое слово?

Правильно, они обозначают действие одного предмета

-кто может выполнять эти действия?

-правильно, котенок !молодцы!

Аналогично с правой корзинкой

К какой части речи относится слово котенок?В каком числе употребляется сущ. И глагол в левой корзинке?Почему вы так думаете?

А в правой корзинке?

-Ребята, посмотрите, оказывается глаголы тоже умеют изменяться по числам, как и сущ-ые.

-Теперь мы можем сформулировать тему урока(вешаю карточку на тему).

-Расскажите по нашей схеме, что мы узнали нового о глаголе?

-Давайте откроем учебники на стр. 74 и познакомимся с правилом. Прочитайте вслух. Давайте повторим еще раз.

_Глагол в ед.ч. обозначает действие одного предмета, а глаголы во мн.ч. обозначают действие двух или более предметов. И глагол стоит в том же числе, что и сущ. Связанное с ним по смыслу.

-Мы должны Научиться определять определять число глаголов.

-Для этого выполним задание на карточках. Работаем по плану. Работаем в группах.

План работы:

1. прочитать предложения.

2. определить , сколько героев выполняет действие.

3. над глаголом указать его число.

Жили-были 3 котенка- Джесси, Пусси и Том. День-деньской они весело носились по дому и собирали пыль по углам.

Джесси сидел у окна и наблюдал за бабочкой. Пусси и Том вышли на улицу и побежали за ней. Бабочка улетела. А котята вернулись домой.

Ребята, кто уверен в своих ответах, давайте зачитаем.

-Ребята, как вы определили число глаголов.? Правильно, чтоб определить число глаголов, нужно определить существительное, с которым оно связано.

-а почему Джесси, Пусси и Том написаны с большой буквы? Верно.

Каждый оцените себя на экране успеха. Если вы активно принимали участие в выполнении задания, отметьте зеленым, а если наблюдали, как работают другие ,то раскрасьте клубочек красным.

-Ну, а сейчас мы проверим, как каждый из вас понял, как находить глаголы и определять число глаголов. Откройте учебник на с. 76 упр. 131

-Все задания делать не будем, а лишь проверим как вы поняли тему урока.

-Сначала давайте прочитаем выразительно. И выполним первое письменное задание. Один будет работать у доски, а остальные самостоятельно в тетрадях.

-Давайте проверим. Расскажи, как ты находил глаголы определял число.?

-Сейчас попробуем усложнить задание .Я зачитаю несколько строк , а вы попробуйте вспомнить, из каких из произведений эти предложения.

Мы стащили с кровати одеяло и занавесили им стол. Валя испугалась и выбежала из комнаты. Затейники

Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли. Живая шляпа

-Я буду читать по одному предложению, девочки будут записывать в тетрадь глаголы в ед.ч., а мальчики выписывают глаголы мн.ч.

Давайте попробуем!

Проверим1К доске 1 дев, и 1 мальчик. Ребята у доски называют глаголы, а остальные хором изменяем глагол по числам.

Оцените свою работу, какой можно сделать вывод.

Правильно, глаголы изменяются по числам.

-Давайте вернемся к целям и теме нашего урока. Вспомним, какие цели мы ставили на уроке и подведем итог.

-Что мы узнали на уроке?

-Чему научились?

А теперь возьмите свои экраны успеха, оценим свою работу на уроке. Поднимите руку, у кого больше всего раскрашено зеленых клубочков, вы большие молодцы, усердно потрудились, а у кого больше красных клубочков-давайте пожелаем им успеха и терпения на следующих уроках. Давайте похлопаем друг другу!

-А сейчас наши котята просят поделиться своими мыслями нашего сотрудничества. Пожалуйста продолжите фразу. Мне будет очень интересно узнать...

Ребята, а вы знаете какое сегодня дата?1марта это день кошек. Говорят, трехшерстная кошка приносит удачу , я хочу , чтоб удача всегда была рядом с вами, и дарю вам такие интересные закладки. Но они с небольшим сюрпризом, чтоб наш урок не прошел даром, на обороте закладки записано домашнее задание с.74 упр.130. Положите эту закладку в учебник , и она принесет вам удачу.

Благодарю за урок!!!!






 

Собираем таблицу

 

Формулируют тему и задачи урока.
«Глаголы в единственном и во множественном числе».

4

Работа по теме урока

Исследование (работа в группах) (Слайд 8)
План работы:
1. Прочитайте предложения.
2. В скобках запишите вопрос к глаголу.
3. Определите, сколько человек выполняют действие.
4. Запишите вывод.

Рабочий лист первой группы

1. Дети ( ) играют все вместе.

Вывод: действие выполняют _________

2. Только Толик ( ) прячет от всех свои игрушки.

Вывод: действие выполняет__________
Рабочий лист второй группы

3. Таня ( ) болеет.

Вывод: действие выполняет____________

4. Ребята ( ) идут навестить её.

- Можно ли назвать детей дружными? Почему?
- На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях?
- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делает?
- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делают?

Дети работают в группах

Вывод: Глаголы изменяются по числам.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.
Глагол  во множественном числе обозначает действие двух или более предметов.

Делают вывод об изменении глаголов по числам

Работа с учебником с. 74 упр. 128

Во время работы с упр. Уч-ся работают со словарём в учебнике с.136 (

Вывод: с. 74 - правило

Читают правило

5.

Физминутка

Учитель называет глаголы в единственном числе, уч-ся стоят, глаголы во множественном числе – прыгают.


6.

Работа по учебнику. Закрепление изученного материала

Упражнение № 129, стр.75
- Прочитайте.
Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число. На какой вопрос отвечают глаголы в ед.числе? во мн. числе?

Коллективная работа у доски и в тетради (поочерёдно выходят учащиеся к доске)

7.

Проверочная работа

(Слайд 9)
- Девочки выписывают глаголы в единственном числе, мальчики – во множественном числе.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.
Валя испугалась и выбежала из комнаты.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Самоконтроль (Слайд 10)

Выполняют задание  

 

 

Самопроверка

8

Рефлексия

Игра “Угадай действие” (Слайд  11)
К доске вызываются ученики, которые должны показать  действие глагола, записанного на карточке.
 Остальные ребята угадывают глагол, в единственном числе,  изменяют его  на множественное число глагола 
ПЛАЧЕТ- ПЛАЧУТ
СКАЧЕТ - СКАЧУТ
ПОЕТ - ПОЮТ
БЕЖИТ - БЕГУТ.
(Слайд 12)
- С какой частью речи мы сегодня работали?
- Что такое глагол?
- От чего зависит число глагола?
- Приведите примеры глаголов в ед. числе.
- Приведите примеры глаголов во мн. числе.

Угадывают глагол, в единственном числе и изменяют во множественном

Оценивание.
- Возьмите светофоры, которые лежат у вас на партах и оцените себя.
Если вы хорошо работали и у вас всё получалось отметьте на светофоре – красный цвет,
Если вы допускали ошибки или вам иногда помогали – жёлтый цвет,
А если вам постоянно приходилось обращаться к помощи – зелёный цвет.

Оценивание

 

Домашнее задание

(Слайд 13) С.74–75, упр. 130–131 (на выбор учащихся)




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.