12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мельникова Ирина Евгеньевна111 |
Вокальный кружок"Школьный голосок"
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни.
Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей.
Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства.
Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия дополнительным образованием.
В процессе занятий в вокальном коллективе у школьников младшего возраста повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Благодаря пению развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Цель – формирование эстетической культуры младшего школьника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;
становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
Задачи:
- формирование интереса к вокальному искусству.
- развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- развитие умений различать звуки по высоте;
- развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
- развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
- совершенствование вокально-хоровых навыков.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 7 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 36 часов в год.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- слуховой (аудиозаписи)
- зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.
Учащиеся младшего школьного возраста имеют уже некоторый музыкальный опыт, но голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос несильный, хотя порой и звонкий. Избегается форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Обучающиеся младшего школьного возраста могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе используются песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, в работе стараемся не использовать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон
хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
тембровыми подгруппами
при включении в хор солистов
пение под фонограмму.
пение по нотам
Прежде чем приступить к работе, выявляются особенности певческого звучания каждого обучающегося,чистота интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса обучающийся определяется в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) соблюдаются следующие условия:
игровой характер занятий и упражнений;
активная концертная деятельность детей;
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
звуковоспроизводящая аппаратура (компьютер, микрофон, СD -диски – чистые и с записями музыкального материала).
При работе над песнями соблюдается правильная вокально- певческая постановка корпуса.
В работе над формированием вокально-хоровых навыков у школьников младшего возраста огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса;
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Младший школьник, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Обучающимся объясняется, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции используются следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции используютсяскороговорки, которые поются на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками учащихся предварительно проводится «распевание» на определенных упражнениях. Начинается распевание попевок (вокализа, упражнений) в среднем, удобном диапазоне, постепенно производится транспонирование его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено.
Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата обучающихся к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза.
Для отдыха голосового аппарата после распевания делается пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть.
Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (аккапельно);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Результаты освоения программы вокального кружка.
Обучение вокалу обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся.
У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, района,культурных событиях региона.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностными результатами являются:
- положительное отношение и интерес к изучению музыки;
- опыт музыкально-исполнительской деятельности;
- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;
- умение вслушиваться в музыку;
- система духовно-нравственных ценностей.
Могут быть сформированы:
- восприятие музыки как части общей культуры личности;
- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);
Предметными результатами занятий являются:
Обучающиеся научатся:
- владеть основами музыкальных знаний;
- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;
- выразительно исполнять песенный репертуар;
- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;
- координировать движение и пение, отражая настроение музыки;
- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;
- владеть навыками «свободногодирижирования»;
- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений
- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.
Метаредметными результатами занятий являются:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- принимать учебную задачу;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
- адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- принимать музыкально-исполнительскую задачу;
- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в музыкальном материале, осуществлять поиск нужной информации;
- находить в музыкальном тексте разные части;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить различные произведения по настроению,форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
- пользоваться карточками ритма;
- понимать элементарную нотную запись;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в групповоммузицировании, в коллективных инсценировках;
- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
- контролировать свои действия в коллективной работе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
Способы отслеживания результатов.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебный план
№ п/п | Темы | Кол-во часов 1 г. обучения |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 2 |
3 | Охрана голоса | - |
4 | Певческая установка | - |
5 | Звукообразование. Муз.штрихи | 2 |
6 | Дыхание | 2 |
7 | Дикция и артикуляция | 2 |
8 | Ансамбль. Унисон | 2 |
9 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 2 |
10 | Музыкально-исполнительская работа | 2 |
11 | Ритм | 2 |
12 | Сцендвижение | 3 |
13 | Работа над репертуаром | 10 |
14 | Концертная деятельность | 4 |
15 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 |
| Итого | 36 |
Учебно – тематический план
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе: ПРАКТИ-ЧЕСКИХ | ТЕОРЕТИ-ЧЕСКИХ |
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 2 | 1 | 1 |
3 | Звукообразование. Муз.штрихи | 2 | 1 | 1 |
4 | Дыхание | 2 | 1 | 1 |
5 | Дикция и артикуляция | 2 | 1 | 1 |
6 | Ансамбль. Унисон | 2 | 2 | - |
6 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 2 | 2 | - |
7 | Музыкально-исполнительская работа | 2 | 2 | - |
8 | Ритм | 2 | 1 | 1 |
9 | Сцендвижение | 3 | 2 | 1 |
10 | Работа над репертуаром | 10 | 8 | 2 |
11 | Концертная деятельность | 4 | 4 | - |
12 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | - |
ИТОГ0 | | 36 | 27 | 9 |
Содержание
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз.скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение муз.материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощенно. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам года обучения воспитанники должны
знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз.штрихи;
- средства муз.выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол – во часов | Примечание |
1 | | Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. | 1 | |
2 | | Знакомство с основными вокально – хоровыми навыками пения. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Знакомство с репертуаром. | 1 | |
3 | | Знакомство с основными вокально – хоровыми навыками пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Работа над репертуаром. | 1 | |
4 | | Звукообразование. Формирование вокального звука.Муз.штрихи. Работа над репертуаром. | 1 | |
5 | | Концерт, посвящённый Дню учителя | 1 | |
6 | | Звукообразование. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Муз.штрихи. Работа над репертуаром. | 1 | |
7 | | Развитие навыков уверенного пения. Музыкальные штрихи.Работа над репертуаром. | 1 | |
8 | | Работа над репертуаром. | 1 | |
9 | | Работа над дыханием. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. | 1 | |
10 | | Работа над репертуаром. | 1 | |
11 | | Работа над дыханием. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. | 1 | |
12 | | Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над формированием правильного певческого произношения слов. | 1 | |
13 | | Работа над репертуаром. | 1 | |
14 | | Работа над дикцией и артикуляцией. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз.скороговорок. | 1 | |
15 | | Сценическое движение. Воспитание самовыражения через движение и слово. | 1 | |
16 | | Творческий отчёт. | 1 | |
17 | | Концерт «Новогодний серпантин». | 1 | |
18 | | Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. | 1 | |
19 | | Работа над репертуаром. | 1 | |
20 | | Ансамбль. Унисон. Работа надодновременным началом и окончанием песни. Использование акапелла. | 1 | |
21 | | Ансамбль. Ведение элементов двухголосья. | 1 | |
22 | | Ансамбль. Введение элементовдвухголосья. | 1 | |
23 | | Музыкально - исполнительская работа. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Работа с микрофоном. | 1 | |
24 | | Концерт, посвящённый 8 Марта | 1 | |
25 | | Работа над ритмическим рисунком. Знакомство с простыми ритмами и размерами. | 1 | |
26 | | Работа над репертуаром | 1 | |
27 | | Сценическое движение. Работа над умением изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. | 1 | |
28 | | Работа над репертуаром | 1 | |
29 | | Работа над ритмическим рисунком.Работа над умением воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки». | 1 | |
30 | | Работа над репертуаром | 1 | |
31 | | Сценическое движение. Воспитание самовыражения через движение и слово. | 1 | |
32 | | Музыкально – исполнительская работа.Работа над динамическими оттенками и штрихами.Работа с микрофоном. | 1 | |
33 | | Подготовка к концерту, посвящённому Последнему звонку. Итоговое занятие | 1 | |
Литература для учителя:
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
Литература для обучающегося:
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999.
Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989.