12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сысоева Юлия Сергеевна348
Россия, Карелия респ., Ильинский Карелия Россия

«Волшебная жидкость. Первое знакомство»

Цель: совершенствование знаний детей о воде, как веществе, и о значении воды в жизни человека, растений, животных

Задачи:

Образовательные: формировать у детей представлений о некоторых свойствах воды;

Развивающие: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитательные: формировать доброжелательное отношение к окружающей среде, друг к другу.

Ход занятия


Деятельность учителя

Деятельность детей

Оборудование и материалы.

- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о волшебной жидкости. Эта жидкость спрятана под салфеткой. Без этой жидкости не было бы жизни на Земле. Кто догадался, чему будет посвящено наше занятие?

- Правильно, эта волшебная жидкость – ВОДА.

- Какие свойства воды можно определить на вид?


- А на вкус?

- А хотите узнать о воде больше? Мне понадобиться три желающих.

Учитель раздаёт каждому ребёнку по ёмкости.

- Заполните эти ёмкости водой.

- Посмотрите, вода заполнила всю форму сосудов.

- Теперь вылейте воду из ваших сосудов в эту банку. Вода приняла форму банки.

- Какой вывод можно сделать?


- Перельём, эту воду в другую банку.

Учитель переливает воду из одной банки в другую.

- Как течёт вода?

- Правильно, вода всегда течёт сверху вниз под воздействием силы тяжести.

- Где можно наблюдать подобное явление в природе?

- Молодцы, а сейчас поможем воде обмануть силу тяжести.

- Для этого нам понадобится стакан с водой и картонка. Кто желает мне помочь?

- Выполни, пожалуйста, действия, которые я тебе скажу. Смочи немного плёнку, накрой ею стакан и аккуратно переверни

- Накрой этот стакан картонкой, прижми её к стакану, а затем резко переверни стакан.

- Если теперь убрать руку, что произойдёт? Посмотрим?

- Под тяжестью воды бумага прогибается, и давление внутри стакана становиться меньше атмосферного.

- А сейчас я научу одному фокусу, которым вы можете удивить своих родителей и друзей.

- У каждого на столе есть бумажные цветочки, раскрасьте их, как вам хочется.









- Какие красивые цветочки получились. Согнем лепестки к центру и положим цветочек в тарелку с водой. А теперь понаблюдаем, что произойдет.

- Вот это чудеса! Вы заметили, что наш цветочек не утонул, а плавал на воде. Как выдумаете, почему они не тонут.

- Поднимите руку, кто хочет продолжить наши эксперименты.

- У воды ещё есть много секретов. Вы уже знаете, что вода не имеет своей формы

- Кто будет моим помощником?

- Возьми пипетку и капни воду на листочек.


- Ребята, что мы видим?

- Посмотрите, она не растекается и держит форму. Где и когда мы можем наблюдать такое явление в природе?

- Дело в том, что вода, как и другие вещества состоят из атомов. Атом – это очень маленькая частица, которую невозможно увидеть глазом.

- Атомы связаны между собой. Они как бы протягивают друг другу руки, и это помогает им держаться вместе.

Учитель рисует на доске схематический рисунок.

- Как вы думаете, где связь между молекулами будет крепче в толще воды или на поверхности.

- Молекулам, оказавшимся на поверхности, не с кем объединяться сверху, поэтому они тратят свободные руки на укрепление связи с соседними молекулами. И эта связь становиться сильнее. За счет этого на поверхности воды образуется своеобразная кожица. Называется это явление ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ВОДЫ.

Учитель дорисовывает рисунок.

- Проведем еще один эксперимент в группах.

- Нальем в стаканы воды с горкой. Как вы думаете, можно ли сюда ещё чего-нибудь вместить. Проведем эксперимент. Будем отпускать в стакан монеты. Посмотрим, сколько монет поместится ещё в стакан, пока вода не начнет переливаться через края. Монеты отпускайте аккуратно.

- Сколько монет у вас поместилось?

Спросить у каждой группы.

- Но существует предмет, которые могут снижать натяжение воды. Этот мыло или любое моющее средство.

- Проведем ещё один опыт. Поработайте в парах. Нальем в тарелки теплую воду и опустим в нее две зубочистки рядом друг с другом. Теперь макнем кончик третьей зубочистки в моющее средство и опустим его между зубочистками. Что произошло?

- Молекулы любого моющего средства имеет два свойства: притягивать к себе частицы грязи и растворятся в воде, уменьшая силу притяжения её молекул. Таким образом, моющее средство раздробляет частицы грязи и удаляет их с предмета. Когда вы моете руки, вы используете эту удивительную способность мыла снижать силу поверхностного натяжения воды. Эту способность вы ещё можете использовать для развлечения. Это мыльные пузыри.

- Сейчас мы быстро соберёмся и выйдем на улицу, там вас ждет сюрприз.

На улице учитель раздает детям мыльные пузыри.

Возвращаются в класс.

- Посмотрите на глобус. Скажите, какого цвета больше?

- Что означает синий цвет?

- Правильно, воду. Так если на нашей планете так много воды, то почему везде говорят, что воду необходимо беречь и что это большая ценность?

- Давайте разберемся! Предположим, что в этой банке вся вода нашей планеты. Но вы знаете, что вода бывает соленая и пресная. Отольем из банки воду в стакан. В банке осталась вся соленая вода морей и океанов, а в стакане пресная вода рек, озёр и иных источников. Пресная вода – это вода, которая нужна для жизни растения, животные, человек. Но не вся пресная вода доступна для животных и растений. Около 90 % всей пресной воды находится в ледниках расположенных на полюсах планеты (показать на глобусе) и в атмосферной влаге. Наберём воды из стакана пипеткой – это и есть доступная человеку, животным и растениям пресная вода. Поэтому вода – это величайшая ценность и её нужно беречь!

- Как каждый из вас может беречь воду?

- Наше занятие подошло к концу.

- Улыбнитесь, кому понравилось занятие?

- Что нового узнали?

- Что больше всего понравилось?





- Это вода.


- Вода прозрачная, бесцветная.

- У воды нет вкуса.


Выходят три ученика.

Дети из-под крана наливают воду в сосуды





- Вода не имеет собственной формы.




- Вода течёт сверху вниз.



- Водопад, дождь.



Выходит ученик.


Ученик выполняет действия по инструкции учителя.



- Вода не выливается из стакана.




Дети раскрашивают цветочки.

Учащиеся выполняют действия по инструкции учителя. t1667845568aa.jpgt1667845568ab.jpg



- Бумага легче воды.





Выходит ученик.

Ученик выполняет действия по инструкции учителя.

- Капельку воды.


- После дождя. Утренняя роса.

















Учащиеся выполняют действия по инструкции учителя.

t1667845568ac.jpg




Учащиеся выполняют действия по инструкции учителя.

- Зубочистки расплылись в разные стороны.







t1667845568ad.gif



- Больше всего синего цвета.

- Синий цвет обозначает воду.


















Ответы детей.

Стакан с водой, салфетка.









Три прозрачных сосуда разной формы.









Две трехлитровых банки.







Стакан, картонка.










Вырезанные из бумаги цветочки, цветные карандаши, глубокая тарелка с водой.

Шаблон:

t1667845568ae.png











Бумага, смазанная свечкой, пипетка.






















Стаканы, десяти рублёвые монеты.








Тарелки с водой, зубочистки, средство для мытья посуды.
















Глобус, трехлитровая банка, стакан, пипетка.

Использованные источники:

1. Увлекательные опыты с водой для детей: 10 интересных экспериментов https://abakus-center.ru/blog/opyty-s-vodoy-dlya-detey

2. Игры и опыты с водой в домашних условиях

https://www.center-sozvezdie.ru/journal/igry-i-opyty-s-vodoy-v-domashnih-usloviyah.html

3. Подборка самых интересных экспериментов с водой для детей

https://vzryvmozga.ru/ucheba/opyt-ochistka-vody-dlya-doshkolnikov.html





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.