12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баранова Дина Викторовна83
Люблю путешествовать
Россия, Иркутская обл., Иркутск
6

Возможности использования тестопластики и пластилинографии в работе с тревожными детьми


ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ И ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Дошкольный возраст справедливо считают одним из самых важных периодов развития ребенка. Закладывается фундамент личности, формируются жизненные установки, устремления, навыки взаимоотношения с социумом и окружающим миром.

Федеральный государственный образовательный стандарт обращает внимание на важность создания условий для всестороннего развития ребенка. Эталоном и образцом для ребенка является взрослый человек, прежде всего ближайшее окружение - семья и детский сад. Ребенок, подражая взрослому, вбирает в себя опыт социума и интегрирует его с собственным опытом. И именно взрослое окружение зачастую становится первопричиной детской тревожности. Чем это вызвано? Эмоциональная нестабильность внутри семьи, повышенная нервозность взаимоотношений между родителями, нарушение детско-родительских отношений. Кроме этого, разрушающе действуют на эмоциональное благополучие ребенка завышенные ожидания родителей.

Анализируя анкеты родителей при выяснении приоритетных запросов, были выявлены несколько искаженные целевые ориентиры. Большинство опрошенных родителей в первую очередь считают необходимым получение как можно большего объема знаний, происходит «перегруз» ребенка кружками, секциями. Агрессивная реклама чуждых стереотипов воздействует на родителей. Период дошкольного детства пропускается и не замечается. Не успев сформироваться, интерес ребенка гаснет.

Слишком раннее развитие лишает обучение в глазах ребенка притягательной таинственности. Зачастую ребенок вынужден заниматься не тем, что нравится и интересно ему, а тем, что считают нужным родители. Он быстро устает, он не чувствует себя в безопасности, ребенок лишен радости детства.

Одной из основных задач воспитателя является забота об эмоциональном благополучии ребенка. Необходимо снизить уровень тревожности, замотивировать на позитивное отношение к детскому саду, наладить контакт. В этом случае работу необходимо начинать с родителей, познакомив их с принципом возрастного соответствия - когда в первую очередь необходимо учитывать возрастные возможности ребенка. Мы приглашаем на свои собрания педагогов-психологов, которые в доступной форме пытаются донести информацию до родителей.

Психика ребенка, как известно, развивается в разнообразных специфических видах деятельности, поэтому для снятия детской тревожности мы используем те виды деятельности, которые, на наш взгляд, являются наиболее привлекательными и доступными для ребенка. Особая чувствительность, боязливость, мнительность, неуверенность в себе и правильности своих действий, требуют поиска особых приемов и моделирования ситуаций успеха, а изобразительная деятельность предоставляет эту возможность. В этом случае лепка обладает универсальными свойствами: она не только успокаивает, расслабляет ребенка, но и предоставляет простор для развития, творчества, преодоления комплексов. Массажные упражнения, пальчиковые гимнастики, динамические паузы во время занятий лепкой вносят позитивный настрой и помогают детям расслабиться.

Бесспорно, лепка благотворно влияет на развитие психических функций головного мозга. Пластилин, тесто - любая пластичная масса действует расслабляющее, снимает напряжение, нейтрализует уровень тревожности, так как внимание переключается на деятельность приятную и доступную. Во время занятия лепкой педагог оказывает поддержку, хвалит, поощряет ребенка. В лепке можно не только успокоить излишне возбужденного ребенка, а можно и показать, что любая оплошность исправима, стоит только попробовать. Мы подготовили несколько рекомендаций воспитателям для занятий лепкой, которые помогут в работе с детьми, испытывающими тревогу:

1. Не по Сеньке шапка. Занятия должны быть выстроены с учетом возрастных особенностей детей. Перегруженные задания могут потерпеть неудачу, ребенок расстроится, потерпит фиаско.

2. Будьте оптимистами! Сравнивать действия ребенка можно только с его собственными действиями на начальном этапе, обращая внимание на позитивные сдвиги, на любые проявления успешности.

3. Как прекрасен этот мир! Мир прекрасен вообще, а ваша группа особенно, потому что общий эмоциональный фон группы, особая атмосфера дружбы и доброты передаются и ребенку.

4. Верным путем идете, товарищи! Уверенность воспитателя, направленность на несомненный успех, позволяют ребенку почувствовать поддержку, успокоиться и заинтересоваться процессом.

5. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Очень важно заметить первые признаки проявления тревожности на начальном этапе деятельности и постараться переключить внимание ребенка.

6. Один в поле не воин. Самое главное - разговаривать с ребенком, вести диалог, обсуждать с ним самые разные варианты деятельности, подберите «ключик». Объединитесь с психологами детского сада. Повышайте родительскую компетентность и заинтересованность.

7. Глаза боятся - руки делают. Объяснение и показ, уточнение и рассматривание, анализ и сопоставление разнообразных материалов, а следовательно и тактильных ощущений, способных вызвать массу эмоций у ребенка - вот простейший и доступный алгоритм действий педагога.

В настоящее время в свободном доступе появилось много интересной методической литературы, как отечественных, так и зарубежных авторов. Очень любопытны такие издания, в которых представлены пооперационные технологические карты выполнения тех или иных объектов. Четкие иллюстрации помогают отследить перспективу конечного продукта. Мы познакомили родителей с подборкой книг известного мультипликатора, блестящего педагога, Рони Опеном. Эстетичность, яркость и точность последовательности поэтапного выполнения предлагаемого образца понятна детям, ребенок получает свободу выбора и учится взаимодействовать с самим собой, сверстниками, схемой. Мы регулярно знакомим родителей с новинками методической литературы, обновляем консультации, организуем выставки детских работ, мастер-классы для родителей.

Освоение материала переходит на более высокий уровень, на воплощение творческого замысла, что способствует регуляции поведения, проявлению эмоций, формированию умений концентрироваться. Начальный анализ преобразования формы развивает мыслительные операции, ребенок учится управлять своими действиями и самим собой, и делает он это в знакомой обстановке, естественным образом, без принуждения. Лепка позволяет ребенку самовыразиться с помощью символов, он может «слепить» свой страх, его символическое воплощение, а затем - раскатать его в лепешку. Проработав таким образом свой страх, ребенок избавляется от многих проблем, открывая в себе новые ресурсы.

Мы работаем не только с различными видами пластилина и соленого теста, для детей предлагаем и кинетический песок, и обыкновенный песок. Большим потенциалом обладает практика «Сенсорных подносов», когда вниманию ребенка предлагается поднос с материалом и инструментом для детских манипулятивных действий и экспериментирования. Данная практика позволяет играть с тестом, пластилином, любой пластичной массой с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Игры-занятия дополняются разнообразными предметами:

Предложить ножницы и скалку – ребенок может раскатать тесто, порезать, смять, отбить, скручивать. Разрезать на квадраты, треугольники, колбаски-кусочки, поделить на равные части и вновь соединить в одно целое.

Предложить формочки-дети уже по новому проявляют себя, подражая взрослым «стряпают-пекут».

Предложить гладкую фасоль, горох – дети осваивают мозаику, узорное декорирование. Эти материалы не только успокаивают ребенка, но и развивают эстетический вкус, дают толчок творческой фантазии.

Предложить новый способ применения привычных предметов, к примеру, компьютерные диски - дети с увлечением оформляют, превращая диск в сову, красивый поднос, или же декорированную пластилином мандалу. Эмоциональный настрой ребенка можно отследить по предпочтению выбранного цвета. Дети с повышенной тревожностью использовали один-два цвета. Мы отмечали положительную динамику, уже в довольно скором времени дети начинают использовать многоцветовые комбинации, работы в середине года были яркие, насыщенные дополнительными элементами.

Занятия лепкой увлекают и детей и родителей, они с удовольствием принимают участие в конкурсах детского творчества, проводимых Центром развития «Литтерус» - в номинациях «Профессор Пластилинкин», а также Домом Детского творчества № 5 города Иркутска, где неоднократно занимали призовые места. Систематичность и регулярное использование соленого теста и пластилина в детском творчестве приносят свои результаты - ребенок с удовольствием идет в детский сад.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.