12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Варавина Наталия Владимировна1188
Россия, Иркутская обл., Братск
8

Статья "Организация работы педагога-психолога по профориентации и профессиональной адаптации детей-инвалидов"



Авторы: Педагог-психолог 1КК Варавина Н.В.

Педагог-психолог Панова Н.И.

Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для окружающих взрослых, которые их окружают.  Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались такие ученые, как А.А. Дыскин, А.Г. Литвак,  А.М. Щербакова,  В.П. Ермаков, Ф.С. Исмагилова и другие.

Профессиональная ориентация подростка с ограниченными возможностями здоровья — это научно обоснованный выбор трудового пути инвалида, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении подростка с ОВЗ она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма. Профориентация инвалидов требует комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля.

Возможности социальной реабилитации умственно отсталых детей и подростков находятся в прямой зависимости от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздействия ближайшего социального окружения.

Подготовка к труду воспитанников «Братского детского дома-интерната» является одним из важнейших аспектом их социальной адаптации и комплексной реабилитации, способствует формированию положительного отношения, интереса и готовности к труду как основе жизнедеятельности, источника саморазвития личности, реализации заложенных возможностей.

Воспитанники проживающие в БДДИ подражают поведению взрослых, усваивают их привычки. При этом нельзя сказать, что подобное отражение является лишь копированием. Ведь взрослые не только демонстрируют «способы жизни», но и учат детей использовать их.

Обучение не будет успешным, если ребенок, лишь натаскивается на механическое воспроизведение тех или иных действий. Поэтому воспитаннику не только показывают технологию работы, но и объясняют, что он делает и зачем, какого результата следует добиваться, у ребенка формируется реальные знания, которые в дальнейшем осознано используются.

В процессе подготовки к труду целенаправленная профориентация имеет особое значение. Поэтому для воспитанников БДДИ создаются специальный комплекс мероприятий: социально-экономический, психолого-педагогический и медицинский, направленный на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям личности и запросам общества.

Целью психолого-педагогического сопровождения воспитанника БДДИ по профориентации и профадаптации, является обеспечение оптимального развития успешная интеграция в социум.

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии умственно-отсталым воспитанникам, разработан комплексный подход к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.  Не менее важным для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики индивидуальных особенностей позволяет дать более точную оценку актуального состояния воспитанника, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые учитываются при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

поддержка со стороны педагогов;

знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;

информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;

Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны:

профессионально – ориентационные беседы;

занятия в кружках, мастерских;

участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;

использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.

Для подростка БДДИ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств:

Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;

Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;

В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.

Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации учащихся с нарушением в развитии и необходимость совместных усилий педагогов по подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности совместно с учреждениями начального и среднего профессионального образования.

Поэтому особое внимание должно уделяться:

комплексной диагностической оценки (преимущественно исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров) возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;

развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;

формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

Особенности профессионального консультирования подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами. В профессиональном консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

Профориентационная деятельность организуется нами с детьми имеющими умеренную степень умственной отсталости, по понятным причинам с детьми с тяжелой степенью данная работа не проводится.

Как уже было сказано, у наших детей имеются ограничения трудовой деятельности по медицинским показаниям. Основными видами доступного труда для них являются:

Поварское дело;

Швейное дело;

Обувных дел мастер;

Мастер растениеводства;

Резьба по дереву;

Столярное;

Малярное дело

Начинается профориентация работа с диагностики интересов и склонностей прибывшего к нам ребенка, его темперамента, личностных особенностей (дети прибывают к нам в разном возрасте) методики: Сонди, 5-и факторный опросник личности, Подростковый опросник Айзенка. Затем ребенок определяется в кружки по интересам (рисование, столярная мастерская, швейное дело, занятия в кабинете социально-бытовой ориентации и другое).

Кроме кружковой деятельности в нашем учреждении существует такая форма профориентационной работы как «Наставничество». Наставником может быть любой сотрудник учреждения, занимающий такую должность, которая является актуальной для данной категории детей, и к которому тянется ребенок, это может быть санитарка, столяр, кухонный работник, швея, маляр. Ребенок закрепляется за своим наставником или, как мы называем, мастером, в роли подмастерья и в свое свободное время, при желании, оказывает посильную помощь и учится профессиональной деятельности.

Основная психологическая профориентационная работа проводится в последний 9-ый год обучения.

В летний период мы, с воспитанниками, проводим совместный анализ предлагаемых профессий, специализированных профессиональных учебных заведений, обсуждаем их актуальность и ограничения по здоровью. В процессе обсуждения каждый воспитанник определяет для себя конкретную профессию. Далее, в течение года, проводится индивидуальная и групповая работа, направленная на развитие личностных качеств, важных для выбранной профессии, коммуникативных навыков. Для формирования картины профессии используется юнгианская песочница, в которой воспитанник проигрывает возможные ситуации во время профессиональной учебы и будущей трудовой деятельности.

Таким образом завершая доклад, скажу что профориентационная работа в нашем учреждении является комплексной и результативной, так отмечу что за последние 3 года получают, либо получили специальность в профессиональных учебных заведениях 16 наших выпускников. В то время, как в других учреждениях нашего типа, учатся лишь единицы, либо вообще отсутствует подобная практика и все выпускники направляются в учреждения соц.защиты для совершеннолетних.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ с ОВЗ ДДИ"
PPTX / 1.48 Мб

Литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988. 

Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М; 1990. – с.158

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.

Кулишова П.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями

Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. - № 1. – С. 6-22.).

Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 16-23.

Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. - М. Издательство НЦ ЭНАС. 2003. - 119 с.

Опубликовано


Комментарии (2)

Рагулина Любовь Давыдовна, 21.08.17 в 16:23 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за статью! Интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.