12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чибисова Наталья Владимировна3907
Россия, Воронежская обл., Лиски
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Открытый урок по математике

Тема: Задачи на разностное сравнение чисел

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с задачами на сравнение; развития умения находить, на сколько одно число больше или меньше другого; навыков счёта, мышления.

Планируемые результаты (предметные): уметь находить в тексте задачи условие и вопрос, анализировать готовую схему, выбирать нужную, заполнять схему самостоятельно, устанавливать зависимость между величинами, объяснять выбор действий; решать задачи на разностное сравнение.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончанию работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Коммуникативные: работать в парах, осуществлять взаимопроверку.

Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Личностные: имеют определённые познавательные потребности и учебные мотивы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь, буквы Ц,И,Р,К; состав числа 10, презентация, наглядный материал для доски.

Ход урока:

Мотивация учебной деятельности.


- Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости, посмотрите на них сейчас, подарите улыбку.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Математика сейчас.

Пожелаем всем удачи-

За работу в добрый час.

- Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши.

- Молодцы! Садитесь.

Ну, теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет

Начинаем устный счет.



На доске вразброс расположены буквы: Ц,И,Р,К. Какое слово получится из букв? (ЦИРК)

Ребята, сегодня мы отправимся… А вы сейчас сами узнаете куда. Посмотрите на доску, и составьте название того места, куда мы отправимся. (Вывожу на презентации картинку цирка со словом «задача»)

- Правильно, мы с вами отправляемся в цирк! (слайд). Посмотрите, наш цирк не совсем обычный. Что написано на здании цирка? (задача). Значит, что мы сегодня будем делать на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока (решать задачи). Да, ребята, мы сегодня с вами познакомимся с новым видом решения задач. Для чего мы будем это делать? Какая цель нашего урока? Сегодня мы научимся сравнивать числа в задаче. (вывешиваю слова- помощники: узнать, повторить).

- И поверьте мне, что это очень интересно и увлекательно! Вы сами скоро в этом убедитесь!

-Итак, отправимся на представление в цирк, а там…

Циркач умеет удивлять,

Зверей и птиц дрессировать,

Под куполом вертеться,

И на канате танцевать.

Люблю я цирк! А вы?

-Кто из вас был в цирке, поднимите руку. Вам там понравилось? Как вы думаете, в цирке можно заниматься математикой?



2. Работа с составом числа

-Но, чтобы нам попасть на представление, нужен билет.

На каждом столе лежит входной билет с номером ряда в виде «домика» с составом числа 10.

-Нам нужно правильно заполнить пропуски, чтобы посетить представление. Работаем в паре дружно и слаженно. Кто выполнит задание, парой поднимите руки вверх, домиком, чтобы было видно, что задание выполнено.

На доске висит такой же домик. После выполнения задания детьми, спрашиваю выборочно:

- Итак, ребята, ряд у нас 10. А число 10 это 1 и сколько? 3 и …? Далее вопросы по составу числа 10 и тот, кого спрашивала, выходит и заполняет окошко нужной цифрой.

«Молодцы! С заданием справились. Представление начинается!

3. Устный счёт

-Первой на арену выходит обезьянка-жонглёр. (Слайд) Она считает себя самой ловкой и умеет жонглировать мячами. Что означает слово: жонглировать? Посмотрите, какие у неё красивые мячи. Эти мячи с секретом. Мне обезьянка передала один свой мячик с секретом. Давайте посмотрим на него внимательно, чем этот мячик необычен? (На нём есть примеры)

-Предлагаю их решить. Кому я передам мяч, тот и даст ответ на предложенный пример.

4+2

4+4

6-1

3+4

5-2

4-3

-Выступление обезьянки-жонглёра закончилось. Поблагодарите её аплодисментами.

4. Логическая задача:

-Ребята, а кого в цирке дети больше всех любят и ждут? (клоунов)

-В нашем цирке тоже есть клоуны Вова, Митя и Толя. Они никак не могут понять: сколько пар ботинок нужно, чтобы их всех обуть? (Сколько пар? Сколько это ботинок?) На доске картинки клоунов. При обсуждении, вешаю ботинки.

-В нашем цирке В нашем цирке антракт.

Физкультминутка.

На арену клоун вышел,

Кто из вас о нём не слышал?

Поклонился, улыбнулся,

Потянулся, повернулся,

Он присел, потом привстал,

Головою покачал.

Мы захлопали в ладоши,

Значит клоун был хороший!

Изучение нового материала.

5. Работа по учебнику (с. 10).

-На арену выходят дрессированные собачки. Открываем учебник на стр.10.

-Рассмотрите рисунок. Кого вы видите? Посмотрите, как собачки ровно и красиво сидят. Они этому научились в цирке.

Сколько тумб занято собачками? (4 тумбы занято собачками) Сколько тумб пустых? ( 3 тумбы пустые.)

- На сколько собачек меньше, чем тумбочек? ( на 3 собаки). Как узнали? (7- 4=3)

- Каким действием решили задачу? (действием вычитания) Из какого числа вычли какое? (из большего меньшее)

- Мы можем составить схему к этой задаче? Давайте это сделаем. Открываем тетради. Отступили 4 клеточки вниз от предыдущей работы и одну клеточку от полей. Поставили точку. Изобразим количество собачек треугольниками. Сколько треугольников начертим? (4). Тумбочки изобразим квадратами ниже под треугольниками. Сколько квадратов начертим? (7).

- Число 7 больше или меньше 4?

Давайте соединим треугольники с квадратами чертой. Сколько квадратов осталось? (3)

- Как будем решать задачу? (из 7 вычтем 4)

- Каким действием решили задачу? (действием вычитания) Из какого числа вычли какое? (из большего меньшее)

-Запишем эту задачу в тетрадь. (у доски ребёнок делает запись с комментированием, остальные в тетради).

- Что будем писать? (7-4=3)

- Что мы узнали действием вычитания? (на 3 собачки меньше, чем тумб или на 3 тумбы больше, чем собачек). Обратите внимание, что в таких задачах, где спрашивается НА СКОЛЬКО меньше или больше, в ответе мы пишем первое слово: НА!

- Как запишем ответ? (на 3 с. меньше, на 3 т. больше)

- Давайте вспомним как узнать на сколько одно число больше другого? (нужно из бОльшего вычесть меньшее).

- Давайте выведем правило. (слайд с правилом) и прочитаем его хором.

6. Закрепление темы (задача 2, с. 10 учебника).

Давайте прочитаем задачу под №2. (читают под руководством учителя).

-Это задача или просто текст? (задача)

-Докажите. (есть условие и вопрос)

-Чем данная задача отличается от задач, которые мы решали раньше? (В ней спрашивается, на сколько одно число больше другого.)

Сколько купили билетов в цирк? (6 билетов купили в цирк)

- Давайте вы решите эту задачу в тетрадях самостоятельно. А на доске эту задачу решит…

- Отступите 2 клеточки от предыдущего задания в тетради и изобразите количество билетов квадратиками, размером с клетку. Сколько квадратов нам надо начертить? (6)

Сколько купили билетов в театр? (4 билета купили в театр)

Изобразим количество билетов в театр квадратами, другим цветом, на строке ниже под билетами в цирк. Сколько клеток надо начертить? (4 клетки).

А теперь отчертим «лишние» билеты в цирк. (на доске отчерчиваю линией лишние билеты)

На сколько билетов в цирк больше, чем билетов в театр? (На 2.)

Как записать решение задачи? (Запись с комментированием: 6 – 4 = 2 (б.).)

Ответьте на вопрос задачи. ( на 2 билета в цирк больше.)

- Ребята, обратите внимание, что если в вопросе спрашивается на сколько, то и ответ мы начинаем со слова: на. Как запишем ответ? (на 2 билета в цирк больше).

- Итак, повторим правило (спрашиваю 2- 3 детей)

- Молодцы!

- А теперь я уберу правило (которое на доске), а вы его проговорите хором. (чтобы определить, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно из большего числа вычесть меньшее).

Физкультминутка

- Ребята, как вы думаете, пингвины могут в цирке выступать? Давайте сейчас встанем и представим себя пингвинами.

Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой –
И присел, согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!

7. Работа в рабочей тетради.

-Ребята, а кто ещё может выступать в цирке?

- Сейчас у вас появилась возможность пофантазировать и самим придумать задачу про артистов цирка. Для этого откройте рабочие тетради на стр.6, задание №1. Что вы видите? (схему задачи, кружочки, треугольники). Давайте придумаем задачу, согласно этой схеме. (дети озвучивают варианты задачи)

- Молодцы! А теперь выполним запись.

- Ребята, а задачу, которая рядом с той, которую мы решили, вы можете решить дома с родителями, если захотите.

8. Работа с геометрическим материалом.

- Нас встречает в цирке в самом начале представления, наездник цирковой! Гарцует он на зебре. (Картинка зебры с наездником). Ребята, как вы думаете, что означает слово «гарцует»? (Гарцевать- умело и красиво ездить верхом, демонстрируя свою ловкость и умение)

-Кто скажет: какого цвета полоски украшают зебру? (Белые и чёрные). Давайте сравним её белые и чёрные полоски.

- У меня в руках две полоски. Какого они цвета? (белого и чёрного).

-Какая полоска длиннее, а какая короче?

-Как определить, что чёрная полоска короче? Как это можно сделать? (наложить)

-Почему, вы думаете, что белая полоска длиннее? (белая остаётся)

-Ребята, у меня есть ножницы. Как мне при помощи ножниц показать на сколько белая полоска длиннее чёрной? (отрезать)

-Что показывает часть, которую я отрезала? (На сколько больше, а по-другому на сколько меньше). Что мы сделали с лишней частью полоски? (отрезали).

-Что можно сказать о чёрной полоске?

-На какие вопросы мы отвечали?

(На сколько больше? На сколько меньше?)

-Какой мы можем сделать вывод? (Вывожу правило с пропущенными словами правила на экран)

Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше одно, чем другое, надо из большего вычесть меньше.

-Выступление зебры закончилось, поблагодарим её аплодисментами.

9.Итог.

- И вот наше представление подходит к концу.

- Что нового вы узнали с точки зрения математики?

- Как узнать на сколько меньше одно число от другого? (Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше одно число от другого, надо из большего числа вычесть меньше)

10. Рефлексия

-Клоун Толя очень рад, что мы сегодня посетили цирк, в котором он выступает. Он предлагает вам посмотреть как он красиво и умело жонглирует. Но мы ему должны в этом помочь. Он будет жонглировать яблоками. Если вам урок понравился, вам было интересно, то дайте ему яблоко красного цвета (картинки яблок нужно прикрепить к картинке клоуна на доске), если были затруднения на уроке, прикрепите яблоко жёлтого цвета, а если высчитаете, что сегодня активно не участвовали на уроке, прикрепите яблоко зелёного цвета.

-За работу на уроке сегодня хвалю …..

-Ребята, сегодня мы не смогли увидеть в цирке льва, потому что он сейчас уехал в отпуск на свою Родину. Вы знаете где его Родина? Но его друзья и коллеги по арене цирка вам передают его фотографию, чтобы вы его смогли увидеть. Вот только фотография чёрно- белая… Но вы её можете раскрасить, если правильно решите примеры и закрасите, согласно ответам. Я вам рекомендую дома заняться этим увлекательным делом. Мне, например, очень интересно увидеть артиста цирка льва в цвете!

-Спасибо за урок!




Презентация к уроку "Задачи на разностное сравнение чисел".PPT / 6.88 Мб
Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.