12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черенкова Валентина Александровна314
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Конспект занятия по экологии с использованием ТРКМ : «Птица-сова»

Цель:

уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц;

расширять представления о взаимосвязях существующих в природе;

упражнять детей в словообразовании;

воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование:

конверт;

схема – модель птицы;

схема – модель пищевой цепочки;

разрезные контуры разных птиц;

иллюстрация с изображением детей, обижающих птиц;

листы бумаги с изображением контура совы.

схемы для выкладывания героев сказки (кружки разных цветов и размеров)

аудиозапись крика совы

Предварительная работа:

знакомство со схемой – моделью птицы.

Активизация словаря: клюв, перья, когти, мудрая.

Ход занятия.

I. Создание проблемной ситуации. Построение модели птицы.

На столе лежит конверт.

Воспитатель: “Я сегодня получила письмо из леса от медвежонка, которого зовут – Мишутка”. Читает письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам письмо медвежонок Мишутка.

У нас в лесу случилась беда, появился неизвестный зверь, который летает по ночам и пугает всех в лесу. Я не знаю, кто он такой, а как выглядит, могу рассказать.

Воспитатель: “Ребята, скажите, а звери летают?” (Нет. Летают – птицы.)

Так кто же тогда поселился в лесу? Зверь или птица? (Птица)

Мы с вами можем помочь медвежонку узнать эту птицу? Как мы это сделаем? Мы составим портрет птицы по описанию.

Давайте вспомним, что есть у всех птиц? (Голова, клюв, два крыла, две ноги, покрыты перьями, появляются из яйца).

Воспитатель выставляет схему – модель птицы.

IIСоставление коллажа птицы.

Воспитатель: “У вас на столах лежат нарисованные части тела от разных птиц. Лапки, головы, хвосты, туловища. Вы должны по Мишуткиному описанию сложить портрет птицы, которая живет в лесу”. Воспитатель читает продолжение письма.

– Голова большая, круглая, с большими немигающими глазами, клюв – крючком. Туловище – овальное, пестрой окраски. Лапы короткие, с крепкими, острыми когтями. Хвост короткий, закругленный.

Воспитатель: “Какая птица получилась у вас? Как ее зовут?” (Сова).

III. Рассказ воспитателя о сове.

Совушка – сова
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит.

В самом деле, у совы – большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые, немигающие глаза. Сова великолепно видит в темноте, у нее очень хороший слух. Пышное оперение совушки защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий, короткий хвост помогают летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Сова – хищная птица. Она охотится по ночам за мелкими грызунами и птицами (мыши, воробьи и т.д.), а днем – спит, спрятавшись в глубоком дупле.

Есть в этих древнейших обитательницах лесов, какая – то загадочность. Кажется, что сова скрывает вековую тайну, недаром в сказках сову называют мудрой.

Свои гнезда совы строят в глубоких дуплах, в развалинах домов.

Весной птица откладывает одно – два белых блестящих яйца. Сова насиживает их целый месяц. Новорожденные совята покрыты мягким серым пухом. Они слепые и глухие, но через неделю малыши обрастают перышками, у них открываются глаза и ушки. Вскоре, любопытные совята начинают по очереди выглядывать из дупла. Придет время, и родители – совы, негромко посвистывая, позовут детей, и те неуклюже вывалятся из гнезда – и полетят!

IV. Физминутка. Подвижная игра “Ночная охота”.

Выбирается “сова”, остальные дети – “мышки”. “Мыши” – играют. Воспитатель говорит слова:

У совы, у совушки
Пестренькие перышки
Голова большая очень
Вылетает птица ночью.

На слова “вылетает птица ночью” – “мышки” замирают. “Сова” облетает вокруг, и ищет детей, которые не замерли, и забирает их с собой в дупло.

V. Упражнение в словообразовании.

Воспитатель: “Ребята, почему сова вылетает ночью? ”(Охотится)

Охота ночью называется “ночная охота”.

Как будет называться охота:



Утром – Зимой –Днем – Весной –Вечером – Летом– Осенью (утренняя, зимняя, дневная, весенняя, вечерняя, летняя, осенняя)

VI. Составление пищевой цепочки.

Воспитатель показывает схему – модель пищевой цепочки (используются кружки разных цветов и размеров-опорные сигналы)

Колоски зерна <— мышь <— сова

Кем питается сова? (Мышами).

Чем питаются мыши? (Зерном).

Что произойдет, если все совы исчезнут? (Будет много мышей и не будет зерна).

Что произойдет, если не будет мышей? (Не будет сов).

Что произойдет, если не будет зерна? (Мыши и совы погибнут от голода).

В природе все взаимосвязано. Поэтому мы с вами не должны вмешиваться в жизнь растений и животных.

VII. Рассматривание иллюстраций.

На иллюстрации изображены дети, стреляющие в птиц из рогатки и разоряющие гнёзда птиц.

Посмотрите на эти картинки, что там изображено?

Правильно ли поступают дети?

Почему нельзя стрелять в птиц из рогатки?

Почему нельзя разорять птичьи гнезда?

Ребята! Птицы – живые существа, такие же, как и мы с вами. Но они меньше нас и не могут себя защитить, поэтому мы не должны их обижать.



Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.