12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иманкулова Галия Рафаиловна20


занятие по обучению грамоте
DOCX / 24.8 Кб

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 общеразвивающего вида «Гномик»

Мензелинского муниципального района РТ












Занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе

«Грамоте учиться- всегда пригодится»



Воспитатель Иманкулова Г.Р.


























Конспект построения образовательной деятельности по обучению грамоте


Дата

24.04.2020г.

Тема

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

Программа

«Школа 2100» под ред. Т.Р.Кисловой

Возраст

6 – 7 лет подготовительная группа

Основная образовательная область

Речевое развитие

Направление

Обучение грамоте

Интегрированные образовательные области

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Форма проведения

Организованная образовательная деятельность

Цель


Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением

Задачи

Образовательные


1. Познакомить детей с артикуляционным укладом и знакомство с буквой «Т» учить выделять «Т» из ряда других звуков

2.Закрепить умение составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце («.», «?», «!»).

3.Усваивание понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» и внедрение их в активный лексикон.

4.Обучение навыку звукового анализа слова (определение гласных и согласных звуков, места звука в слове, деление слова на слоги).

Развивающие

Развитие мыслительных процессов (сопоставления, простого сравнения, анализа);

Активизация слуховой и зрительной памяти;

Развитие внимательности и любознательности.

Воспитательные


Воспитывать умение слушать товарища, интерес к школьной жизни.

Планируемый результат


Формируется умение составлять предложения, проговаривать их интонационно, различать в них слова и слоги, усваивают понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» и активно используют их в речи, развивается умение звукового и слогового анализа.

Методы и приемы


Информационно-рецептивный метод: распознающее наблюдение схемы предложения

Репродуктивный метод: дидактические игры «Едем, летим, плывем…», «Отгадай загадку».

Проблемный метод: рассказ воспитателя о способе решения проблемы (решение ребуса), воссоздающее наблюдение – применение знаний на основе воображения (работа звуковому анализу)

Материалы и оборудование:

демонстрационный




раздаточный

Карточки с изображением транспорта (трамвай, троллейбус, вертолет, самолет, теплоход, автобус), магнитная доска, схемы предложений, «золотой ключ»


Рабочие тетради, карточки с цифрами от 1 до 4, цветные карандаши, звездочки для награждения, «золотые» ключики по количеству детей.


Организация детей

1.Стоя полукругом

2.Сидя на ковре

3. За столами

Индивидуальная работа

В ходе НОД.

Словарная работа


Термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

Предварительная работа

Знакомство с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; гласный и согласный звук.

Выявление артикуляционных и акустических характеристик звука.

Слоговой и звуковой анализ слова.

Знакомство со схемой предложения.

Занимательные игры и упражнения со звуками.

Словесные игры.

Структура НОД


1 часть: Организационный момент.

Психологический настрой, вводный, организационный момент (2 мин.)

2 часть: Основная.

1.Актуализация имеющихся знаний

сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса (5-6 мин.)

2.Сообщение нового знания, тренировка использования знаний в деятельности детей (2 мин.)

3.Физминутка: «Вы, наверное, устали?...» (2 мин.)

3.Продолжение работы по изучению новой темы — 13-15 мин.

3 часть: Заключительная.

Закрепление предшествующего материала— 3 мин.

- итог НОД (рефлексия).

Ход НОД

Организационный момент:

Дети собираются в полукруг на ковре.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям).

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим-

Никуда мы не спешим!


Актуализация имеющихся знаний:

Воспитатель: - Ребята! Давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

Дети: -Наша речь состоит из предложений.

Воспитатель: - А предложения из чего состоят?

Дети: - Из слов.

Воспитатель: Составьте предложения по схемам.

Демонстрирует I__ __. I__ __ __. I__ __? I__ __ __? I__ __! I__ __ __!

Воспитатель: -Из чего состоят слова?

Дети:- Из слогов.

Воспитатель: -Давайте вспомним, как мы можем определить — сколько в слове слогов?

Дети: -Сколько раз открывается рот, столько же слогов в слове .

Сообщение цели НОД:

Воспитатель: Сколько правильных ответов я сегодня услышала. Давайте сейчас с вами поиграем в игру «Отгадай загадку». Я буду загадывать загадки, а вы должны определить — сколько слогов в каждом слове-отгадке. У вас карточки с цифрами. И если слово-отгадка с одним слогом, то вы должны поднять карточку с какой цифрой, как вы считаете? Правильно, с цифрой «1», если в слове-отгадке два слога, то поднимаете карточку с цифрой «2», и т. д. Слушайте внимательно!

Дети отгадывают загадку, определяют количество слогов и показывают карточку с соответствующей цифрой (индивидуальная работа с Назаром, Наилей, Эвелиной, Даниилом, Лейлой) .

Воспитатель: -А слоги из чего состоят?

Дети: - Из букв.

Воспитатель: -А чем отличается буква от звука?

Дети: -Букву можно записать и прочесть, а звук только слышать.

Воспитатель:- Давайте вспомним, каким цветом обозначаются звуки?

Дети: -Гласные звуки – красным цветом, согласные твердые – синим, а согласные мягкие – зеленым.

Сейчас мы с вами немножко поиграем.

Сообщение нового знания, тренировка использования знаний в деятельности детей (Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висят картинки с изображением транспорта).

Проводится игра « Едем, летим, плывем »

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

Воспитатель рассматривает с детьми картинки, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

Задает вопросы детям:

Воспитатель:- Назовите все предметы одним словом?

Дети: -Транспорт.

Воспитатель:- Скажите, что летает?

Дети:- Самолет, вертолет.

Воспитатель: -Что едет?

Дети: -Автобус, троллейбус, трамвай.

Воспитатель: -Что плывет?

Дети: -Теплоход.

Воспитатель: - Скажите, сколько слогов в слове вертолет, самолет …? (Ответы детей)

- Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Т)

- В каких словах звук т встречается в начале? (троллейбус, теплоход, трамвай)

- В каких – в середине? (вертолет, автобус)

- В каких – в конце? (вертолет, самолет)


Физкультминутка: «Вы, наверное, устали?»

-Вы, наверное, устали,

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись
За столы опять уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Воспитатель:

-Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Молоток стучит: тук-тук!

Букве Т он старый друг.

-Что делают губы и язык при произнесении звука «Т»?

Дети: -Губы приоткрыты, язык прижимается к верхним зубам.

Воспитатель: -Звук Т-какой он?

Дети: -Согласный звук.

Воспитатель: -Каким цветом обозначается звук Т?

Дети: -Синим цветом.

Обучение элементам грамоты:

-На письме звук Т обозначается Буквой Т (выставить на доску Букву Т)

-Закрасьте синим цветом одну из трех клеточек под каждой картинкой в зависимости от того, в какой части слова слышится звук Т, если в начале , закрасьте первую клеточку, если в середине- вторую, в конце- третью. (Перед тем как дети приступают к самостоятельному выполнению задания проводится анализ нескольких примеров.Индивидуальная работа)

-Под какими картинками вы закрасили по две клеточки?

Дети: -Трактор, торт, турист.

Воспитатель: -Почему?

Дети:-В этих словах слышится два звука Т.

Воспитатель:  -Вспомните, как называются  зашифрованные слова, которые состоят из букв, картинок, различных знаков.

Дети: -Они называются ребусы. 

Воспитатель: -Подберите звуковые обозначения к первым звукам в названии картинок. Положите их по порядку и «прочитайте» слово.

Дети: -Пот.

Воспитатель: -Поменяйте местами первую и последнюю звуковую картинку. Какое слово получилось?

Дети: -Топ.


Воспитатель: -Глазки наши утомились, сделаем для них зарядку:

«Солнечный зайчик»         (в соответствии с методикой йогов).

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку.

Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.


Повтори чистоговорки.

Та - та - та - у нас дома чистота.

Ты - ты - ты - сметану съели всю коты.

То - то - то - стали мы играть в лото.

Ат - ат - ат - берем с собой самокат.

    Повтори скороговорку.

От топота копыт пыль по полю летит.

   Повтори пословицы и поговорки.

Трус и таракана посчитает за великана.

Труд кормит и одевает.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Рефлексия

Воспитатель: -Важно ли то, что вы сегодня узнали?,

Для чего это пригодится в жизни?

Дети:- Грамоте учиться- всегда пригодится.

Воспитатель: -Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какое задание больше всего понравилось? Почему?

(ответы детей).

Воспитатель: -Витя, кто, по-твоему, сегодня хорошо занимался, кому бы ты дал звездочку?

-А Алеша как думает?

Воспитатель: - Вы прошли немало испытаний

И упорно двигались вперед,

Трудностей вам встретилось немало,

Еще больше впереди их ждет.

За старанья, за труды, смекалку

Вам вручаю этот новый ключ,

Пусть откроет он все двери к знаньям,

Пусть лишь радость каждому несет.

Вручается большой Золотой ключ.

Каждому ребенку вручается свой ключик в «Мир знания» 




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.