12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трищенкова Ольга Борисовна395
Веду театральные занятия. Учу детей и учусь у детей.
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

«Занятия в театральном коллективе, как возможность реализации проекта»

Автор: Трищенкова Ольга Борисовна, педагог дополнительного образования,

АОУ УР «РОЦОД»


Театральное искусство – это вид человеческой деятельности, носящий универсальный характер. Во многих смыслах. Театр, как система показа творческих образов людьми, в обстоятельствах, придуманных драматургом, запланированных сценаристом и реализованных режиссером-постановщиком сценического действа, стал значительной и значимой частью культурного пространства во всех странах мира.

С давних времен элементы театрального искусства стали некой условной частью педагогического процесса. Естественно, в определенных рамках возрастного и тематического ценза, поскольку долгое время зрелищные мероприятия считались потенциально вредными для формирования личности ребенка – слишком фривольными и разухабистыми были, по мнению педагогов, площадные театральные спектакли русских скоморохов, «раешные» антрепризы Петрушки и компании, европейских театров дель арте и прочего театра начального периода его становления. Да и спектакли профессиональных театров, таких, как шекспировский «Глобус», были по содержанию своему явно не для детей! Что, между прочим, не мешало устраивать домашние представления, с участием детей. Или спектакли на гимназической сцене…

Но все течет, все изменяется. Двадцатый, а тем более, двадцать первый век ввели театрально-сценическое искусство в рамки профессионализма и внятной культурной парадигмы. Естественно, возрастные ограничения никто не отменял. Но большое количество спектаклей, специально предназначенных для детской аудитории, в репертуаре современных театров, четко расставляют все точки над «i». Воздействие сценического действа на формирование личности ребенка является значимым и, в целом, положительным[1].

Разумеется, лучший театр для ребенка, это театр, где он погружается в сценическое действо прямо и непосредственно. Создавая, под руководством взрослых, сценические образы, представляя их зрителям на сцене, получая эффект от зрительского одобрения… Ребенок знакомится с литературным материалом, развивает память, декламационные и прочие артистические навыки, преодолевает психологические зажимы и комплексы… В общем, растет над собой.

И этому способствует подача всего театрального аппарата комплексно и, можно сказать, изнутри.

Для педагога, организующего театральный коллектив, такая работа, несомненно, становится своеобразным творческим проектом, многофункциональным, в котором смыкаются такие составляющие, как работа с литературными источниками, написание сценария, где надо выделить главное и, разумеется, посильное для школьников, без искажения сути исходного сюжета произведения или даже нескольких. В этот творческий проект входит подготовка детей в психологическом плане и в части профессиональных актерских навыков, работа с музыкальным материалом, от фонограмм до взаимодействия с аккомпаниатором, играющим «в живую». А еще изготовление реквизита, наработка взаимодействия в творческих дуэтах и в группах, разводка сцен и общее руководство всем этим веселым – а как же иначе! - творческим процессом[4].

Каждая составляющая этого проекта требует руководства со стороны руководителя театрального коллектива[3]. Именно он распределяет роли, с учетом психологических и физических возможностей детей. Не всякий «вытянет» главную роль! А при этом неизбежны детские обиды и даже недовольство взрослых – тем, что их ребенок, по мнению родителей, получил не то, чего заслуживает.

Между прочим, взаимодействие с родителями это важная проблема! Поскольку современные дети заняты не только обычным учебным процессом в школе, но еще посещают множество секций и кружков, планирование их времени – дело родителей! Кроме того, только усилиями родителей возможно подобрать детям соответствующие костюмы, проконтролировать домашнюю работу ребенка, заучивающего роль и репетирующего свое выступление дома. При этом, родители вполне могут относиться к театральным увлечениям своего чада, как к чему-то куда менее значимому, чем, к примеру, подготовка к математической олимпиаде или к соревнованиям.

Руководителю приходится работать с очень разными родителями, каждый из которых имеет собственный взгляд на проблемы воспитания – часто весьма своеобразный! Некоторые из родителей используют факт вовлеченности ребенка в сценическое действо, и прямо наказывают ребенка запретом на посещение занятий театрального коллектива! Разумеется, это влияет на сплоченность и стабильность группы, работающей на сцене, и не в лучшую сторону!

Такова реальность столкновения некоторых «семейных методик» воспитания детей с интересами постановки театрального спектакля. Все непросто. Руководителю коллектива приходится объяснять, разъяснять, убеждать… В расчете на их, родителей, понимание.

В общем, с учетом отсутствия у театрального коллектива специальных средств на изготовление декораций, костюмов и сценического реквизита, родители это практически единственный источник возможностей обеспечить работу детей на сцене. И эта составляющая проекта очень важна.

Часть проекта по изготовлению декораций и созданию ярких визуальных элементов, создающих и завершающих сценический образ ребенка на сцене, может быть оформлена самим ребенком, в форме проектной деятельности, которой уделяется в современном школьном образовательном процессе большое значение. Дети разрабатывают проекты и их презентации. Так почему бы им не связать одно и другое – свою работу, под руководством родителей, по изготовлению декораций, элементов костюма и реквизита, и желание «отчитаться» перед школьными педагогами, в рамках осуществления той самой проектной деятельности? Это хороший вариант сэкономить личное время, делая нечто полезное для него и для спектакля[5].

В нашей организации проводятся конференции по исследовательско-проектной деятельности. Участники нашего театрального коллектива «Солнышата» постоянно участвуют в них, и даже получают дипломы лауреатов. Хочу обратить внимание на то, что выбрать темы исследований им помогла проектная деятельность, которой они, совместно с родителями занимались при подготовке театральных спектаклей. К примеру, Ильфат Н. разрабатывал проект "Волшебные свойства клея", основываясь на личном эмпирическом опыте изготовления театральных декораций. Артем М. выполнил проектную работу по шахматной игре, где сравнивал игру в шахматы с театральным спектаклем. Вероника К. делала проект по музыке. При этом она занималась побором музыки к нашему спектаклю и еще, при этом, она была ведущей вокалисткой по ходу реализации музыкальной части нашего общего проекта.

Сам театральный спектакль, в ходе его подготовки, в ряде случаев, тоже оформляется как некий проект, с презентациями, расчетом финансовой, организационной составляющей, с приложением сценария и литературного материала, с отсылками к фонограммам и музыкальным произведениям, исполняемым «в живую»[4]. С указанием сроков реализации и отчетными материалами по итогам сценического воплощения.

Литература:


Андреев А.Н., Быков М.Ю., Климова Т.А., Косинец Е.И., Кочерова Е.А., Никитина А.Б., Рыбакова Ю.Н. Проект в театральной педагогике. - URL: http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/page4214119.html (дата обращения: 10.02.2023)

Ахмерова А. Ф. Студенческий театр как форма проектной творческой деятельности студентов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-teatr-kak-forma-proektnoy-tvorcheskoy-deyatelnosti-studentov/viewer (дата обращения: 10.02.2023)

Горбачева О. Проектная деятельность в театральном коллективе: региональный опыт. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-proektnaja-dejatelnost-v-teatralnom-kolektive-regionalnyi-opyt.html (дата обращения: 10.02.2023)

Ефимова, А. П. Проектный менеджмент в театральной деятельности / А. П. Ефимова, О. Ю. Минченкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 351-355. — URL: https://moluch.ru/archive/446/97986/ (дата обращения: 20.03.2023).

Пономарева Е. В., Цыганова М. В. Роль проектной деятельности в создании творческой среды на занятиях детского театра «Берегиня». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-proektnoy-deyatelnosti-v-sozdanii-tvorcheskoy-sredy-na-zanyatiyah-detskogo-teatra-mody-bereginya (дата обращения: 20.03.2023)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.