12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леготина Елена Николаевна281
Россия, Архангельская обл., село Верхняя Тойма

Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений укреплять его. А также – обеспечить безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика.

Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:

  • комфортные условия обучения;
  • доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций;
  • адекватность требований к ребенку на занятиях;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  • рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;
  • достаточная двигательная активность.

Я расскажу о применении здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня для детей ОВЗ (ЗПР). Класс – группа. Дети находятся в школе 10 часов: с 8:00 до 18:00. Группа продленного дня – 5 часов: с 13:00 до 18:00.

Цель группы продленного дня – обеспечение комфортных условий для пребывания детей во второй половине дня, развитие физических и умственных способностей.

Группа продленного дня начинается с 13:00. Так как дети в первой половине дня трудились на уроках, воспитатель должен прийти в хорошем настроении и по возможности передать его детям. Настроить детей на положительные эмоции можно с помощью вопросов: «Как прошел день?», «Какие успехи были у вас?», можно обнять воспитанников, пожать каждому руку. Это поможет придать детям уверенности и настроить на работу во второй половине дня, а затем стоит рассказать, что будет происходить в группе. Хороший настрой детей необходимо поддерживать в течение всего рабочего времени: находить решение в конфликтах, создавать ситуации успеха. Очень важно правильно разговаривать с детьми, делать это с помощью фраз: «Говори тише, пожалуйста» вместо «Не ори»; «Убери, пожалуйста» вместо «Опять бардак», «Подумай о последствиях», «Услышь меня» и т. д. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно. Можно обсудить с детьми неудачи на уроках и то, как их исправить. Поддерживать спокойную обстановку в группе помогают пословицы и поговорки: «Сделал дело, гуляй смело», «Не торопись языком, торопись делом», «Семь раз отмерь, один отрежь» и другие. Завершить рабочий день необходимо подведением итогов. Дети должны высказать свое мнение о том, что у них получилось, а что нет, как избежать ошибок и конфликтных ситуаций в следующий раз.

Вторая часть здоровьесберегающей технологии – правильно составленный режим дня. Режим дня согласуется с фельдшером школы и утверждается директором. При пятичасовой нагрузке в день предусмотрены: прогулка, длительностью 2 часа, двухразовое питание, сон в первом классе (1,5 ч), занятие (кружки) – 40 минут, самоподготовка, свободное время. Режим дня способствует рациональному распределению физической нагрузки и умственной в соответствии с возрастными особенностями.

Прогулка на свежем воздухе. Первая прогулка происходит сразу после окончания уроков, она небольшая – 30 минут. За это время дети снимают усталость, класс проветривается, делается влажная уборка. Вторая прогулка – после обеда, она длится 1,5 часа. Ее можно организовать разными способами: прогулка-экскурсия, прогулка-игра, практическая прогулка, прогулка-поиск, прогулка-поход, экологическая прогулка, трудовая прогулка. Перед прогулкой обязательно стоит провести инструктаж и поставить цель, в конце ее – подвести итоги. Важно, чтобы дети во время прогулок отдохнули и физически, и эмоционально.

Занятия в группе продленного дня проходят ежедневно и длятся 40 минут. Ребенок должен не просто провести время в группе и выполнить уроки, а еще и получить новые и полезные знания. Эти занятия рационально проводить после прогулки. Они не дублируют уроки, проходят в свободной форме, нагрузка на детей в это время минимальная. Цель занятий – формирование, закрепление каких-либо знаний. У нас проходят разные тематические занятия: экскурсии в музей, где дети учатся видеть красивое и прекрасное, беседы в библиотеке по знаменательным датам, которые позволяют формировать чувство патриотизма. Также дети слушают отрывки из произведений, участвуют в литературных играх – это дает возможность расширять словарный запас, развивать речь, формировать читательский вкус. Проводятся беседы по правилам дорожного движения, о дружбе и товариществе. Реализуется программа о правильном питании по тетрадям: «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья». На этих занятиях дети учатся составлять меню, узнают о полезных продуктах, о том, где и как готовят пищу. Это немаловажно, т.к. позволяет сформировать основы ЗОЖ. По этой программе можно заниматься проектной и исследовательской деятельностью. Посещение кружков по интересам входит в режим дня группы.

Наш класс сопровождает психолого-педагогическая служба. Занятия проводят психолог, логопед, социальный педагог. Цель данных занятий: корректирование поведения детей, исправление ошибок в устной и письменной речи, развивитие памяти, внимания, мышления. Это поможет детям быстрее пройти адаптационный период в среднем звене. Таким образом, все занятия в группе продленного дня направлены на формирование коммуникативных навыков и способствуют развитию детей в разных направлениях.

В режим дня входит самоподготовка. Очень важно, чтобы домашние задания учитель задавал в соответствии с требованием учебной программы и учебной нагрузки. Объем домашних заданий регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 в следующих пределах: в 1а (дополнительный) – 1 ч, во 2-3 классах – 1,5 ч, в 4 классах – 2 ч. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания); самое оптимальное время по режиму для выполнения домашних работ – с 16:00 до 17:30. Перед выполнением домашних работ можно провести релаксацию – это может быть успокаивающая музыка, расслабляющие движения, положительный настрой. Дети самостоятельно делают письменные домашние задания. Воспитатель только корректирует, контролирует и дает консультацию, направляет деятельность воспитанников на успешное выполнение письменных работ и проверяет их качество. Ученики сами оценивают свои работы, стараются сделать их правильно и красиво. Чтобы избежать перегрузок, обязательно провожу физминутки для глаз, разминки и переменки. Качественно выполненные домашние работы – это успех на следующем уроке.

Комфортные условия для нахождения детей в группе будут в помещении, где парты и стулья соответствуют СанПиН – это поможет избежать проблем с осанкой. Оборудованные игровые зоны позволят детям отдохнуть в любой момент, а обязательное проветривание поможет справиться с переутомлением. Немаловажную роль в группе продленного дня играют и настольные игры. В свободное время дети могут поиграть в шашки, домино, пятнашки, «ходилки». Эти игры развивают не только память, внимание и мышление, но и учат терпению, настойчивости, умению соблюдать правила. В дождливую погоду можно поиграть в такие игры, как «Испорченный телефон», «Съедобное – несъедобное», «Кулаки, ладонь», упражнения на межполушарное взаимодействия и др.

Итог вышеизложенного: комфортные условия, доброжелательная атмосфера со стороны педагога, адекватность требований к ребенку на занятиях, соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка, а также рациональная организация воспитательного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка и достаточная двигательная активность помогают детям сохранить здоровье, комфортно провести вторую половину дня, получить дополнительные знания, умения и навыки. Все это создает успех в учебе, в адаптации и в дальнейшей жизни.

x1698668659.JPG



j1698668680.JPG

Интернет-ресурсы:

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии классификация.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.