12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина399
Россия, Томская обл., Томск

Тема: Звук [а], буква А.


Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], развивать фонематическое восприятие, познакомить с печатным и письменным образом буквы А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- уточнить произношение звука [а];

- определять позицию звука в слове;

- формировать и расширять у детей словарь по теме «Деревья» «Фрукты», «Ягоды»

Коррекционно – развивающие:

- учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;

- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

- учить детей изменению силы и высоты голоса;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Демонстрационный материал: схема отличия буквы от звука, буква А, предметные картинки (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина), картинка-отгадка-арбуз, сюжетная картинка

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, счетные палочки, картинки-фрукты, ягоды

Ход занятия

Вводная часть (Беседа о временах года).

- какое сейчас время года? (осень):

- а какое было до осени? (лето):

- а какое будет время года после осени? (зима);

- а какое время года мы свами не назвали? (весна):

- а сколько всего времен года? (4)

Итак, сейчас осень. Осенью поспевает разный урожай- овощи, фрукты, ягоды.


Основная часть.


1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, отгадайте загадку, что это такое созрело осенью?

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

- Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а])

- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].


2. Развитие артикуляционной моторики.

- Чтобы звук лучше звучал, необходимо очень хорошо работать губами, давайте сделаем упражнения: "Улыбка "- «Трубочка», "Заборчик".

3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

-Развитие диафрагмального дыхания.

- А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Голосовые упражнения:

- Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.


4. Акустико – артикуляционный образ звука.

Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

. Игра «Поймай звук»

Когда вы его услышите звук [а], хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

Игра «Длинный – короткий»

У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

5.Развитие фонематического слуха

- Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.

-Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.

-Звуковой анализ слова «МАК». Мак тоже у нас поспел осенью.

-Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.

-Определение места звука в слове.

Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [а]. Говорим название дерева, длительно произнося звук [а]. (берёзааа, осинааа, соснааа, рябинааа)

Разложи фрукты -картинки на 3 кучки- звук А в начале, звук А в середине, звук А в конце слова (апельсин, ананас, арбуз, виноград, банан, груша, слива)

6. Физминутка «Листочки».

- А теперь давайте превратимся в листочки.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились – полетели

И на землю тихо сели.

7. Соотношение звука с буквой.

Ребята, каждый звук имеет свой домик-букву. Вот и у звука [а] есть домик- буква А.

Послушайте стихотворение про эту букву — Букву А узнать легко

Ноги ставит широко.


Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.

Напишем А в тетрадях

8. Выдели в кружок букву А из ряда других букв

А Л А А Л Д Д А Л А А

9. Заштриховать букву А красным карандашом

10. Составить предложение, используя картинку. (На картинке изображены фрукты и дети)

Итог: - С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какой это звук?

-Какие вы знаете фрукты- овощи- ягоды со звуком [а]?

-В названиях каких деревьев есть звук [а]



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.