12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мурашко Юлия Викторовна723 32 года, высшее педагогическое образование, стаж работы - 10 лет. Сфера интересов: Сергей Есенин, Игорь Тальков, литература Россия, Приморский край, с.Первомайское |
Урок «Композитор – имя ему народ»
этап | содержание | примечания |
I. Вход в класс под музыку «Валенки» (1 мин) | Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! | |
II. Актуализация знаний (повторение пройденного материала) (3-5 мин) | Ребята, вспомним, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке. Какие термины вы узнали? - На прошлом уроке мы узнали что такое «романс» и «дуэт». Романс – это музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Дуэт – это ансамбль для двух исполнителей | |
III. Новое знание ( 7 – 10 мин) | Хорошо, ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое русская народная песня? -( варианты ответов) В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах находили выражения взгляды народа на окружающий мир. Но в памяти удерживалась только та речь, которая имела вид песни. Возникновение народной песни надо связывать с обрядами, особенно с трудовым процессом. Изначально песня имела практическое значение: она помогала в работе, облегчала её. К своим движениям и рабочему шуму человек «присоединял» возгласы, простые звукоподражания, а позднее возгласы заменились словами и даже целыми фразами. Так начала зарождаться народная песня, а позднее люди стали петь на праздниках. Они сопровождали свое пение красивыми движениями и нарядной одеждой. Может быть, вы можете назвать примеры русских народных песен? - ….. (варианты ответов) Хорошо! А сейчас я вам предлагаю прослушать русскую народную песню. Вы внимательно вслушайтесь и скажите, о чем же поет русский народ, какое это произведение по характеру, может быть, вы заметите какие-нибудь особенности. Внимание! Сели как слушатели -Эта песня о природе, об отношении человека к ней. Куплеты плавные, мелодичные и спокойные, припевы резвые, веселые, задорные. Интересно, что есть присказка «люли-люли» -Очень хорошо! Ребята, а вам не захотелось пуститься в пляс? К какому жанру можно отнести это произведение? А какие движения характерны для произведения? - Это произведение относится к жанру песня и русский хоровод. Для него характерны движения как в хороводе, а так же русские народные пляски - А давайте попробуем «протанцевать» эту песню? Ребята, все знают слова русской народной песни «Во поле березка стояла»? песня эта очень большая, в ней 25 куплетов, мы с вами исполним первые три. Если кому-то удобно, то можно танцевать. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему «березу заломаю»? ведь мы с вами говорили, что русский человек любит природу? -….. (варианты ответов) На самом деле, ребята, все уходит корнями в прошлое, когда люди еще верили в духов. В Троицу, приблизительно между весной и летом, нужно было отломать от березы небольшую веточку и принести её в дом. Считалось, что изгоняет злых духов. Но это не значит, что березы рубили или ломали. Скажите, ребята, а два произведения похожи между собой? - да, это две русские народные песни. В них люди воспевают природу, бережно к ней относятся, любят её. По жанру это песни – хороводы. Они веселые, «заставляют» танцевать и подпевать. -Хорошо, скажите, ребята, как вы себя чувствуете, когда поете русскую народную песню? - ( варианты: радость, гордость, счастье) | Здесь же упомянуть об инструментах, показать картинки, спросить, что дети уже знают о русских народных инструментах Звучит запись песни «Калинка» На доске появляются картинки русского хоровода и народных плясок Водим хоровод вокруг второго ряда Хоровое исполнение песни «Во поле березка стояла» |
IV. Разучивание (5-10 мин) | Послушайте, пожалуйста, еще одну русскую народную песню, она называется «Пойду ль я, выйду ль я…» Ребята, все ли слова вам понятны? Слова действительно простые, просто устаревшие. Итак, теперь я пою, а затем мы вместе | Звучит запись песни Я пою строчку, затем вместе с детьми (дирижирую), после первого исполнения даю указания: округлить гласные, четче произносить слова и т.д. |
V. Итог урока (5 мин) | Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомились с русскими народными песнями. А как вы понимаете название темы урока «Композитор – имя ему народ»? - Это значит, что люди сами сочиняли песни - А какие темы народ затрагивал в своих песнях - Это темы жизни, семьи, природы, труда - Хорошо, что понравилось на уроке? -……… -Что не понравилось? -…….. Спасибо за работу на уроке! Ребята, дома вспомните, пожалуйста, еще какие-нибудь русские народные песни, может быть у вас есть любимые? Сделайте рисунок к теме «Русская народная песня». До свидания | Выход под песню «Ах вы сени, мои сени…» |