Мы помним!
Автор публикации: В. Фаткуллина, ученица 8А класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Социальный проект
«МЫ ПОМНИМ»
Разработала:
ученица 8 «А» класса
МАОУ «Гимназия №1»
п.Мулино Нижегородской области
Фаткуллина Влада Дамировна
Руководитель: учитель истории Коленченко Елена Миргасимовна
п.Мулино
2023-24 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..2
План реализации проекта…………………………………………………...4
Теоретическая и практическая части………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………..11
Приложение……...…………………………………………………………12
Введение
Скоро наступит самый почитаемый праздник в нашей стране день Победы в Великой Отечественной Войне. Около восьмидесяти лет мы живем в мире, не слышим свиста пуль, взрывов снарядов, не знаем боли от тяжелых ран… Немало написано книг, песен, создано кинофильмов о Великой Отечественной войне. И всё-таки для молодого поколения 21 века — это война неизвестная. Не всем известны имена героев, сражения и даты этой тяжелой страницы. Это история, которую нужно знать каждому гражданину России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Мой проект направлен на то, чтобы донести до всех моих сверстников чувство личной ответственности за свою Родину и ее будущее, пробудить любовь и уважение к истории, традициям родной земли , формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным гражданином своей страны и служить Родине на любом поприще.
Изучая историю России, участвуя в школьном самоуправлении, я столкнулась с проблемой. Большинство из нас, наследников великих Победителей, мало знает об исторических корнях своей страны, имеет общие представления об истории своего края, мало знает историю участия в Великой Отечественной войне своих родных, близких людей. Редко встречается с живыми носителями героического прошлого нашего народа – ветеранами, тружениками тыла. Традиционно 9 мая по городам, поселкам, селам, деревням пройдутся ряды «Бессмертного полка». Но многие из идущих даже не знают имя и подвиг тех, чьи портреты держат в руках… А ведь, если человек не знает своего прошлого, он не сумеет создать будущее.
Цель проекта:
Приобщение ребят к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формирование уважения к военной истории России, формирование чувства сопричастности к великому Празднику
Задачи:
Организовать социально – значимые мероприятия для детей и взрослых при подготовке к годовщине Великой Победы
Изучить историю участия в Великой Отечественной войне моей семьи
Запустить в социальной сети ВКонтакте хэштэг #ЗаглянитевСемейныйАльбом#Гимназия#Мулино с целью получения информации о героях Великой Отечественной войны
Создать на школьном сайте раздел с историческими портретами участников Великой Отечественной войны, наших земляков
Отправить информацию о земляках – участниках Великой Отечественной войны в мультимедийную галерею «Дорога Памяти» в Москву
Сроки реализации проекта: январь – май
Социальные партнеры: Мулинская сельская библиотека, Молодежно досуговый центр п.Мулино, Мулинская сельская администрация, Володарский музейный центр («Бесмертный полк Володарского района»).
Ожидаемые результаты:
Реализация Проекта позволит привлечь внимание обучающихся к событиям Великой Отечественной войны, обогатит духовный мир, приобщит подрастающее поколение к национальной истории и воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к Родине; привлечет к изучению истории родной семьи в годы ВОВ. Участие в акции будет способствовать развитию у детей чувства гордости, благодарности и сопереживания героям войны; проявления подрастающим поколениям внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, способствовать активной поисковой, познавательной и волонтерской деятельности. Этот проект был реализован, но может быть использован и в дальнейшем.
План реализации проекта
№ п/п | Наименование этапа | Содержание | Сроки |
1. | Погружение в проект | Определение проблемы проекта. Цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта. | 2.01.2024г.- 10.01.2024г. |
2. | Организация деятельности | Разработка мероприятий, направленных на решение проблемы проекта. Составление плана мероприятий в рамках реализации проекта | 10. 01. 2024г. –15. 01. 2024г. |
3. | Реализация деятельности | Создание на сайте Гимназии раздела, посвященного 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне | Январь – май 2024г |
Проведение школьного опроса, посвященного Великой Отечественной войне | январь 2024г. | ||
Проведение акции памяти жертв Холокоста | 24. 01. 2024г. | ||
Проведение акции ко дню снятия блокады Ленинграда | 27.01.2024г. | ||
Час памяти «Город победивший смерть» посвященный годовщине полного снятия блокады г. Ленинграда (совместно с Мулинской сельской библиотекой и МДЦ) | 27.01.2024г | ||
Проведение классных часов «Дети - герои Великой Отечественной войны» в начальных классах | Январь – февраль 2024г. | ||
Проведение викторины «Герои Великой Отечественной войны» | 11.02.2024г. | ||
Разработка и создание листовок «Дети – герои войны» | Январь 2024г. | ||
Создание «Дерева Победы». Сбор информации об участниках войны у учащихся Гимназии | Февраль – май 2024г. | ||
Посещение тружеников тыла, ветеранов Великой Отечественной войны | Декабрь – май 2024г. | ||
Проведение урока «Победы» | 05.03.2024 | ||
Запуск хэштэга #ЗаглянитевСемейный Альбом#Гимназия#Мулино в социальной сети ВКонтакте. Первая публикация о моем дедушке. Привлечение участия в акции Гимназистов и жителей п. Мулино | Февраль - март 2024 года | ||
Размещение на сайте школы портретов ветеранов - участников Великой Отечественной войны (бабушек, дедушек, родственников учащихся Гимназии) | | ||
Отправка собранной информации про ветеранов Великой Отечественной войны – наших земляков в Москву для проекта «Дорога Памяти» | | ||
4. | Рефлексия | Подведение итогов проведенных мероприятий. Продвижение проектных продуктов. | 09.05.2024г. |
2. Теоретическая и практическая части
Методы работы над проектом:
сбор воспоминаний ветеранов, изучение и анализ материалов (письма, фотографии, статьи)
анкетирование учащихся на тему «Что вы знаете о Великой Отечественной войне», сайт Гимназии;
подготовка и проведение викторин, классных часов, встреч с ветеранами войны и труда;
Я часто задумываюсь и задаюсь вопросом «Что мы, молодое поколение, по – настоящему знаем о той далекой войне?» Ведь именно мы – последнее поколение, которое имеет неоценимую возможность общаться с участниками войны. От нас зависит, какое внимание и как будет уделяться этой теме в будущем. Но, к сожалению, с каждым годом мы все больше и больше забываем. Забываем настоящие ценности, начинаем безразлично, равнодушно относиться к своему прошлому. Нужно помнить, что без прошлого, не будет будущего.
На сайте гимназия мы создали раздел «Поклонимся Великим тем годам!», посвященный 79 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, проводимым мероприятиям в Гимназии в этот знаменательный год.
Чтобы увидеть, насколько хорошо подрастающее поколение знает историю Великой Отечественной Войны и интересуется этой темой, я решила провела опрос среди учеников Гимназии. По результатам опроса я смогла определить основные направления своей будущей деятельности. К сожалению, многие учащиеся плохо знают историю родной семьи, некоторые вовсе никогда не спрашивали у бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек про события 1941 – 1945 годов. Я предложила запустить акцию «Загляните в семейный альбом». Она заключается в том, что все желающие могут рассказать о своих родственниках, которые участвовали в ВОВ в своем профиле социальной сети ВКонтакте под хэштэгом #ЗаглянитевСемейныйАльбом#ДеньПобеды#Гимназия#Мулино. Думаю, именно такой способ является очень эффективным для привлечения ребят, их родителей к обращению к своей собственной истории или ее изучению. Множество пользователей сети отозвались на призыв к участи и поделились историями своих ветеранов. Мы собрали эти исторические справки, фотографии и разместили на школьном сайте (созданный раздел «Поклонимся Великим тем годам»), а также отправили в Москву для Всероссийского проекта «Дорога Памяти», чтобы сохранить память о наших земляках – участниках Великой отечественной Войны, рассказать об их подвигах всей стране. Еще я со своим классом создали Дерево Победы, на котором будут записаны имена тех людей, которые внесли свой вклад в Великую Победу (а также известная о них информация: живы или погибли, где воевали, какую должность занимали и т.д.). Каждый ребенок сможет внести туда частицу истории своей семьи. Дерево будет размещено в Школьном Музее Мира.
Каждый год 9 мая по улицам городов, сел, деревень, поселков проходят ряды «Бессмертного полка». Школьники, дети, взрослые идут с портретами людей, которые воевали за нас, сражались за нашу свободу. Но, к сожалению, многие из идущих держат портреты, не зная, кто на них изображен, не зная имен. Гимназия обратилась к Мулинской сельской администрации, чтобы организовать создание штендеров для Бессмертного полка. Теперь каждый житель поселка сможет в День Победы с гордостью нести портрет своей бабушки, прабабушки, своего дедушки, прадедушки или другого родственника, частицу своей семьи. Все штендеры будут отправлены в Володарский музейный центр («Бесмертный полк Володарского района»).
Опрос показал, что большинство школьников хотели бы получить больше знаний о Великой Отечественной войне. Для начальных классов я решила провести классные часы «Дети – герои Войны». Подвиги юных героев по праву близки и небезразличны молодому поколению. Именно они служат для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека. Я разработала листовки, предназначенные для жителей поселка Мулино, таким образом, я надеюсь привлечь как можно больше людей к изучению этой темы. В старших классах я провела викторину «Герои и подвиги Великой Отечественной Войны», которая была направлена на расширение знаний о ВОВ, призыву к самостоятельному изучению жизненных путей, подвигов героев войны.
В календаре знаменательных дат 27 января - День прорыва блокады Ленинграда. В этот день в Гимназии была проведена линейка, учащиеся приняли участие в акции «Блокадный хлеб». Совместно с Мулинской сельской библиотекой, а также Молодежным Досуговым Центром был проведен Час памяти «Город, победивший смерть» посвященный годовщине полного снятия блокады г. Ленинграда.
С 21 по 31 января в нашей гимназии проходила «Неделя Памяти Жертв Холокоста» – это цикл мероприятий, приуроченных к 27 января – Международному дню памяти жертв Холокоста и годовщине освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами. «Неделя Памяти Жертв Холокоста» проходила в Гимназии в шестой раз.. В рамках «Недели памяти» прошли образовательные и культурные мероприятия, такие как: акция Большая перемена «День Памяти Жертв Холокоста», Уроки памяти и классные часы. 24 января в рамках акции «Большая перемена» состоялось патриотическое мероприятие, посвящённое памяти жертв Холокоста. Мы, старшеклассники, под руководством преподавателей разработали важное мероприятие для учащихся 6-11 классов «Память о Холокосте – путь к толерантности». Основная цель акции - углубление знаний учащихся по истории Холокоста, формирование у подрастающего поколения мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях, усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире. В день акции прозвучала эмоциональная, насыщенная важными фактами Радиопередача «Тихо, буднично и просто, бродят души Холокоста...». Когда гимназисты и педагоги смотрели документальный фильм о жертвах Второй мировой войны, о зверствах обыкновенного фашизма, у многих на глазах были слезы.
5 марта юнармейцы провели «Урок Победы» для учащихся Гимназии. Среди рассказчиков была и я. Когда мы рассказывали ребятам про бессмертный подвиг советских солдат, важнейшие сражения и битвы страшных 1941 – 1945 годов, каждый присутствующий там чувствовал гордость и уважение за всё и всех, кто был причастен к Великой Победе. Это был действительно полезный урок, ведь очень важно помнить. Потому что память - это уже не просто воспоминания, это предостережение, ибо не бывает ответственности за настоящее без чувства памяти. Мы по – иному, славя героев, начинаем относиться к привычным словам: «Никто не забыт, ничто не забыто».
По результатам опроса я выяснила, что школьники редко встречаются с ветеранами ВОВ и тружениками тыла. Если сегодняшняя молодежь не будет общаться с живыми свидетелями того страшно времени, то кто? Мы – последнее поколение, имеющее такую возможность! Мы решили взять шефство над участниками войны нашего поселка. Их остались считанные единицы, а ветеран и вовсе один. Недавно мы с учениками 9 класса посетили труженика тыла – Валентину Денисовну Марченко. Ей было всего 9 лет, когда немцы без объявления войны напали на СССР. Несмотря на свой возраст, она много работала, за что была удостоена звания «Труженик тыла». Мы много узнали о Войне, ее участниках, событиях, происходивших на глазах у маленькой девочки, услышали живые эмоции. Только так можно по-настоящему познать, прочувствовать и прожить историю, из первых уст. Чтобы увековечить память, будет создана экспозиция про Валентину Марченко и отдана в школьный музей. Вместе с гимназистами мы собираемся продолжить начатое дело и посетить оставшихся в живых участников войны поселка Мулино. Мы, молодое поколение, наследники нашего героического народа, хранители исторической памяти должны передавать воспоминания из поколения в поколение, воспитывать патриотизм к своей Родине. Вечный огонь Победы не должен потухнуть в наших сердцах.
Выводы
Конечно, работа над проектом еще не закончена. Но мы считаем, что уже проведенная работа имеет огромное нравственное, практическое, интеллектуальное значение в воспитании учащихся. Особенно важна эта тема для сближения и понимания разных поколений в семье. Для подбора материала многие дети обзванивали родных, некоторые впервые узнали фамилию, имя, отчество деда, прадеда и других родственников – участников ВОВ. Внуки взглянули на родных людей с непривычной для них стороны участников исторических событий. Проведенные мероприятия повысили интерес и вовлеченность ребят, жителей всего поселка в историческое прошлое своей родной семьи и страны в годы Великой Отечественной Войны; поспособствовали развитию чувства гордости и благодарности, внимания и уважения к участникам, героям, событиям страшных 1941 – 1945 гг. Только лично, соприкасаясь с опытом тех, кто пережил те страшные военные годы, молодёжь сможет осознать факты из жизни людей на фронте и в тылу, узнать о пределе человеческих сил, услышать о реальных, примерах человеческой храбрости, моральной стойкости и самоотверженности. В ходе работы было реализовано шефство над ветераном и тружениками тыла. У нас получилось связать старшее и младшее поколение, что очень важно в современном мире, ведь МЫ - последнее поколение, которое застает живых свидетелей страшной Великой Отечественной войны. Вечный огонь Победы не должен потухнуть в наших сердцах.
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
(Роберт Рождественский)
Список использованной литературы
Юрий Жуков «Люди сороковых годов. Записки военного корреспондента». Издательство «Советская Россия» Москва 1975г.
Антуфьева О.А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: 2006.
Зерчанинова Т.Е. Социальное проектирование организации: методология и практика монография. – Екатеринбург: УрАГС, 2009.
Сайт для опроса учащихся http://pamgm.ru/
«Дорога Памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/
Сайт МАОУ «Гимназия №1». http://www.school58.ru/index.php/75-let-pobedy
Российское Общество Социологов «Что мы знаем о Великой Отечественной Войне» https://www.ssa-rss.ru/
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. https://docviewer.yandex.ru/
Приложение
Приложение 1. Опрос (вопросы)
Считаете ли вы, что у вас достаточно знаний о ВОВ?
Сколько дней длилась Блокада Ленинграда?
Есть ли родственники (бабушки, дедушки), участвовавшие в ВОВ? Интересов (лся/ась) их историей участия в войне?
Часто ли вы встречаетесь с ветеранами войны и тружениками тыла?
Знаешь ли ты детей – героев Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг.?
Знаешь ли ты героев, своих земляков, которые сражались за Родину в годы Великой Отечественной Войны?
Помогает ли тебе библиотека узнать что-то о Великой Отечественной войне?
Согласны ли вы с мнением «Великая Отечественная Война была давно, мне это неинтересно»?
Приложение 2. Результаты опроса
Приложение 3. Проведение классных часов для учащихся начальной школы
Приложение 4. Листовки о детях - героях
Приложение 5. Проведение викторины для учащихся старших
классов
Приложение 6. Создание дерева Победы
Приложение 7. Посещение ветеранов и тружеников тыла
Приложение 8. Запуск хэштэга #ЗаглянитевСемейный
Альбом#Гимназия#Мулино в социальной сети ВКонтакте. Привлечение участия в акции Гимназистов и жителей п. Мулино
Приложение 9. Первая публикация о моем дедушке.
Приложение 10. Проведение акции ко дню снятия блокады Ленинграда
Приложение 12. Урок Победы