12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна2796
Стаж работы в школе 23 года. Категория высшая.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

Власть и церковь. Церковная реформа Никона

Власть и церковь. Церковный раскол. Выполнила: Учитель истории МОУ «СОШ №12 г. Магнитогорска» Гусева Анна Владимировна

Цели урока: Формирование представления о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви; раскрытие предпосылок, сущности и последствий церковной реформы патриарха Никон; определение места и роли церковного раскола в истории российского общества. Планируемые результаты. Личностный результат: Учащиеся должны осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознавать свою идентичность как гражданина страны. Метапредметный результат: учащиеся должны: использовать различные источники исторической информации, анализировать и обобщать факты; представлять результаты своей деятельности в форме сообщений и презентаций. Предметный результат: учащиеся должны объяснять смысл понятий «церковный раскол», «старообрядцы», раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума. Основные термины и понятия: церковный раскол, старообрядцы. Основное содержание изучения темы: Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Реформ патриарха Никона. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667гг.

Вспомним: Какую роль играла Русская православная церковь в период Смуты? Так ли велико её участие в деле победы?

Патриарх Никон (1652-1666). Будущий патриарх Никон родился в селе Вельдеманово Перевозского района Нижегородской области (по современному территориальному делению) 24 мая 1605 года. Мальчик Никита родился и вырос в простой трудолюбивой крестьянской мордовской семье. В 16 лет Никита ушёл из дома в Желтоводский Макарьевский монастырь, был священником Нижегородского уезда, затем принял постриг в Соловецком монастыре. В 1646 году Никон приехал в Москву и стал архимандритом Новоспасского монастыря, а в 1648 году становится митрополитом Новгородским. По свидетельствам современников Никон был высокий, физически крепкий человек. Взгляд глубокий, проницательный. Рассуждения логические, самостоятельные, общение простое. Мужество, ум, деловитость, продуманность действий Никона определили его высокую государственную роль. В силу этих качеств царь Алексей Михайлович приблизил Никона к себе. После смерти патриарха Иосифа Алексей Михайлович настоял чтобы новым патриархом стал именно Никон (в 1652 году). И именно на Никона царь возложил проведение церковной реформы. В 1653 – 1655 годах началось осуществление церковной реформы. В эти же годы влияние Никона на царя было практически неограниченным.

Заполните таблицу и сделайте вывод о причинах необходимости проведения церковной реформ. Обряд до реформы Обряд после реформы Россияне писали «Исус» Стали писать «Иисус» Служили литургию на семи просфорах* Стали Служили литургию на пяти просфорах Крестились двумя перстами, символизировавшими Бога Отца и Бога Сына Стали Крестится тремя перстами, символизировавшими Бога Отца и Бога Сына, и Святого Духа Кланялись земными поклонами Стали кланяться поясными поклонами В церкви пели дважды «Аллилуйя» Стали петь «Аллилуйя» трижды Проповеди читались на древнерусском Проповеди стали читать на русском языке Церковные книги и иконы писались по древнерусским образцам Церковные книги и иконы стали писаться по греческим образцам Обряд до реформы Обряд после реформы

Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. Народное недовольство. Размолвка царя и патриарха: Никон предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета – “как месяц имеет свет от солнца”, так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога”. Царь не согласился с таким предложением. 1658 год – Никон удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Можно ли считать старообрядцев еретиками? Глава старообрядцев. Встретил реформы отрицательно, считая первоосновой веры русские источники. Был сослан в 1653 г. в Сибирь. В 1663 г. после кратковременного возвращение в Москву был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме. В 1682 г. был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу. Протопоп Аввакум.

Осудил Никона, лишил его сана патриарха и отправил на вечное заточение в монастырь. Поддержал церковную реформу. Проклял всех ее противников (старообрядцев-раскольников и протопопа Аввакума). 1666-1667гг. – Церковный собор. Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)

Григорий Мясоедов. "Сожжение протопопа Аввакума“. могила париарха Никона в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря

Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти. Итоги по теме.

Домашнее задание. Чтение параграфа с.24-25. Тетрадь-тренажер с. 19 №6,7, с.35 №3, * Предложить учащимся составить тест из 5-10 вопросов по теме «Власть и Церковь. Церковный раскол XVII век».