12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино

"Путешествие в страну Красивой речи"

Путешествие в страну красивой речи МОУ Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2 группа детского сада Учитель-логопед: Молькова Н.В. (старшая группа) с.Бурмакино 2016 г.

Актуальность По результатам обследования детей старшей группы (23 человека) 4- 6 лет были выявлены следующие результаты: большинство детей имеют нарушения звукопроизношения ( замены, пропуски,) шипящих, свистящих, сонорных (85%, 20 человек) Также многие дети затрудняются в выделении звука на фоне слова, определении позиции звука в слове, подборе слова на заданный звук, проанализировав данные обследования, выявилась проблема.

Проблема У большинства детей нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Необходимо разработать , подобрать игровые приемы, дидактический игры, которые бы вызвали интерес к логопедическим занятиям и помогли устранить данные нарушения у дошкольников. Изучив, вопросы по проблеме для исправления данной ситуации, мы пришли к выводу о необходимости планомерной систематичной, совместной, комплексной работе по исправлению звукопроизношения детей.

Цель проекта: устранить нарушения звукопроизношения детей в совместной проектной деятельности детей, родителей и педагогов. Создать необходимые условия для реализации проекта.

Задачи проекта Образовательные: формировать у детей интерес к логопедическим занятиям через игровые приемы и новые дидактические пособия; формировать правильную артикуляцию и произношение звуков; формировать и совершенствовать грамматический строй речи; активизировать и обогащать словарный запас; повышать компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе.

Развивающие: Развивающие: развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук при различных видах познавательной, коммуникативной и продуктивной деятельности; развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, речевое дыхание в играх и специальных упражнениях. Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки при работе в совместной проектной деятельности; формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную проектную деятельность. Задачи проекта

Классификация проекта Вид проекта: комплексный (речевой, творческий). Сроки реализации: долгосрочный (учебный 2014-2015 год). Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, педагоги.

Предполагаемый результат Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, расширению, активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи и повышению коммуникативных, творческих способностей детей. А также повышению заинтересованности и активности родителей в жизни своих детей, укреплению сотрудничества педагогов учреждения в совместном коррекционно-образовательном процессе.

Продукт проектной деятельности: выставка детских творческих работ Продукт проектной деятельности: выставка детских творческих работ Презентация проекта: речевой досуг «В гостях у гнома Говориши»

Подготовительный этап Методы и формы работы: словесные (объяснение, рассказ, беседы, пояснение, консультации); наглядные ( рассматривание плакатов, иллюстраций, игрушек, картин, пособий и др.); практические (игры, упражнения, задания, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, раскрашивание, печатание, работа с природным материалом) и др.); совместное составление плана реализации проекта; подбор и изучение методической литературы, иллюстрированного материала, наглядных, дидактических пособий, игр, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, загадок; изготовление карты «Страна красивой речи», дидактических пособий.

Основной этап Наша совместная деятельность: Вхождение в игру. Детям предлагается совершить путешествие в страну Красивой речи.

Основной этап Город Дружных пальчиков (пальчиковая гимнастика). Город Ветерка (дыхательная гимнастика). Город Веселого язычка (знакомство с органами артикуляции, артикуляционные упражнения).

Город Свистунов (подготовительные упражнения для свистящих) Город Свистунов (подготовительные упражнения для свистящих) Шипящий город (подготовительные упражнения для шипящих). Город Певцов и Рычунов (подготовительные упражнения для сонорных). Основной этап

ГЛАВНЫЙ ГОРОД СТРАНЫ КРАСИВОЙ РЕЧИ Город Дружных пальчиков Город Ветерка Город Веселого язычка Шипящий город Город Певцов и Рычунов

Совместная деятельность Ребенок Логопед Семья Психолог Воспитатели Муз. руководитель Физкульт. инструктор

Завершающий этап проведение итогового речевого досуга «В гостях у гнома Говориши»; анализ совместной деятельности (Что получилось? Что нет? Что узнали нового и интересного? Что запомнилось и понравилось? Какой проект хотелось бы реализовать в будущем?); диагностика уровня речи детей.

Результаты проекта Данный проект значим для всех его участников. Дети: Участие в проекте способствовало формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, расширению, активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи и повышению коммуникативных, творческих способностей детей. Дети проявляли огромный интерес к логопедическим занятиям.

Педагоги: Педагоги: Участие в проекте способствовало укреплению сотрудничества педагогов учреждения и родителей в совместном коррекционно-образовательном процессе. Также педагоги будут продолжать осваивать и использовать метод проектов – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Результаты проекта

Результаты проекта Родители: Участие в проекте способствовало получению новых знаний, повышению компетентности в вопросе коррекционно-образовательного процесса. А также повышению заинтересованности и активности родителей в жизни своих детей, укреплению сотрудничества педагогов учреждения и родителей в совместном коррекционно-образовательном процессе.

В ходе проекта в совместной деятельности детей и взрослых было сделано много интересного и полезного, а именно: В ходе проекта в совместной деятельности детей и взрослых было сделано много интересного и полезного, а именно: оформлены выставки творческих работ; изготовлены дидактические пособия: карта « Страна красивой речи», «Волшебный цветок», «Волшебное дерево», «Деревце дыхания», «День-ночь, «Елочки»; подобраны дидактические игры, упражнения, артикуляционные сказки, скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи, наглядные пособия, игрушки и др.; педагоги активно сотрудничали с родителями и логопедом в коррекционно-образовательном процессе; проведен речевой досуг «В гостях у гнома Говориши»; были проведены консультации с родителями . Результаты проекта

Результаты проекта Обработка результатов показала следующие результаты: на начало проекта низкий уровень (нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического слуха и др.) – 87% всех детей старшей группы (20 детей); на середину проекта – уже 52% всех детей старшей группы имели низкий уровень (12 детей); после проведения проекта – 22% детей старшей группы имели низкий уровень (это дети с ОНР (2 человека) и дети 4-5 лет 3 человека).

Результаты проекта В ходе проекта, в совместной деятельности детей и взрослых было сделано много интересного и полезного, а именно: оформлены выставки творческих работ; изготовлены дидактические пособия: карта « Страна красивой речи», «Волшебный цветок», «Волшебное дерево», «Деревце дыхания», «День-ночь, «Елочки»; опыт работы с пособием Волшебное дерево» был опубликован в научно-методическом журнале «Логопед» (издательство «Сфера» №4. 2015 г.), опыт работы с пособием «Деревце дыхания» был опубликован в научно- методическом журнале «Дошкольное воспитание» (издательство «Воспитание дошкольника» №2. 2016 г.); подобраны дидактические игры, упражнения, артикуляционные сказки, скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи, наглядные пособия, игрушки и др.;

Результаты проекта педагоги (психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) активно сотрудничали с родителями и логопедом в коррекционно-образовательном процессе; проведен речевой досуг «В гостях у гнома Говориши»; с родителями были проведены такие консультации: «Артикуляционная гимнастика – основа красивой речи», «Дыхательная гимнастика», «Пора к логопеду» (для родителей мл. детей (4 года), «Пальчиковая гимнастика может быть занимательной»; в раздевалках для родителей систематически обновлялась информация; были подготовлены буклеты «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику», «Игры для развития фонематического слуха»; « Занимательный пальчиковые игры»; проводились индивидуальные консультации; родители помогали в проведении итогового речевого досуга.

Перспективы Поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса (дети – педагоги – родители). В заключении хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного и полноценного освоения детьми новых умений и знаний. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушениями речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. 

Дидактическая игра «Чудо - ёлочки» Цель: автоматизировать произнесение заданного звука; учить дифференцировать оппозиционные звуки; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление; учить употреблять существительные в родительном падеже.

Дидактическая игра «Ночь-день» Цель: автоматизировать произнесение и дифференцирование звуков (ж)-(ш) , (р)- (л) , (с)- (з) в словах, фразах, предложениях; развивать фонематический слух, внимание, а также закрепление порядкового счета (сколько звезд, шариков стало на небе?), закрепление цвета (мл. дети) ( какого цвета шарик ты положил).

Пальчиковые бассейны Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений

«Деревце дыхания» « Цель: выработать длительность выдоха Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на артикуляцию, звукопроизношение и развитие голоса. В коррекции речевых нарушений очень важна систематичность дыхательных упражнений, а также разнообразие и проведения ее в игровой форме. Для дыхательных упражнений я использую сухие борщевики. Последнее время флористы широко используют данное растение для украшения интерьера. Красиво, оригинально, стильно! Но его можно использовать не только для украшения и поделок, а также для веселой и полезной игры в дыхательную гимнастику. Дети назвали такое дерево – «деревцем дыхания».

Пособие «Волшебный цветок» Цель: развитие мелкой моторики, математических представлений, активного словаря и закрепление цвета. В старшем дошкольном возрасте пособие можно использовать при формировании у детей элементарных математических представлений (порядковый счет), а также в развитии речи. Ребенок развивает активный словарь, проговаривая свои действия («Я завязываю бантики на красном лепестке, мой лепесток синий в мелкий белый горошек» и т. д.). Пособие также служит прекрасным украшением группы. Такие пособия широко используют в группах, кабинетах логопедов и психологов для развития детей.

Дидактическое развивающее пособие «Волшебное дерево» Цели: - развитие мелкой моторики, тактильных и обонятельных ощущений; - закрепление счета, сравнение размера и названия цветов (оттенков); - совершенствование грамматического строя речи (учить согласовывать существительные, прилагательные с числительными) и умение составлять описательный рассказ; - обогащение словаря по лексическим темам «деревья», «времена года», а также словаря качественных прилагательных (большой, маленький, средний, крупный, мелкий, бордовый, красный, темный, светлый, розовый, зеленый и т.д.); - закрепление времен года; - совершенствование умения ориентироваться в пространстве; - развитие внимания, памяти, творческого воображения.

В гостях у Гнома Говориши

Список литературы Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей: методическое пособие. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2012. – 128 с. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Изд:. «Учитель», 2011. – 202 с. Киселева Л.С., Данилова Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – Изд.: «АРКТИ», 2012. – 96 с. Рыжова Н.В., Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. – Ярославль: Академия развития, 2010.- 416 с. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2010. – 128 с. Научно-методические журналы: «Дошкольная педагогика»№9,2013г , «Логопед», «Дошкольное воспитание» и др. Сочеванова Е.А. Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 48 с.

Список литературы Фадеева, Ю.А. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР Текст/ Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2012. – 64 с. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. и др. « Основы дошкольной логопедии» - Москва: Эксмо, 2015.- 320 с. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательный учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- изд. «просвещение», 2014.- 207 с. Консультации для родителей – интернет источники. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт - издательство «Гном» 2012.-160 с. Киселева Л.С., Данилова Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – Изд.: «АРКТИ», 2012. – 96 с. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.- издательство «Гном» 2012.- 216 с..