12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Зайцева Светлана Дмитриевна55 |
Педагогический совет: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности - путь к успешной социализации личности школьника"
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img0.jpg)
Педагогический совет: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности – путь к успешной социализации личности школьника» Презентацию подготовила: учитель географии высшей квалификационной категории Зайцева Светлана Дмитриевна
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img1.jpg)
Понятие «коммуникативная компетенция» Коммуникативная компетенция – одна из ключевых компетенций, обеспечивающая успешную социализацию, адаптацию и самореализацию обучающихся в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img2.jpg)
Задачи формирования коммуникативной компетенции Основные задачами формирования коммуникативной компетенции формирование функциональной грамотности учащихся формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи формирование у учащихся “общелингвистической компетентности”, что необходимо для успешного овладения другими предметами
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img3.jpg)
Коммуникативные технологии технологии педагогического общения технологии разрешения конфликтов технологии дискуссии технологии педагогических мастерских технологии проектной деятельности и другие.
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img4.jpg)
Сильные стороны Педагоги адекватно оценивают отбор содержания учебного материала, что позволяет определять степень сложности изучаемой темы и владеют достаточной информацией в рамках конкретной темы урока. Педагоги используют на уроках всевозможные средства обучения: таблицы, схемы, рисунки, географические карты, микроскопы, дополнительную литературу, что помогает в свою очередь обеспечить успешное сопровождение учебно – воспитательного процесса. У педагогов школы наблюдается позитивный настрой на уроке, речь яркая, эмоциональная, взаимоотношения между учителем и учеником доброжелательные.
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img5.jpg)
Сильные стороны Учащиеся адекватно воспринимают устную речь учителя и передают содержание прослушанного текста в соответствии с целью учебного задания, приводят собственные примеры, при подготовке к уроку используют различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и др. Педагоги внимательно выслушивают учеников во время ответов, работают с вопросами на уточнение и понимание учебного материала, многие используют вопросы на осмысление (зачем? почему? как?), оказывают помощь при выполнении письменных заданий, используют похвалу своих учеников, что способствует созданию ситуации успеха.
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img6.jpg)
Слабые стороны Во многих просмотренных уроках отсутствовали четкая постановка целей и задач, в основном это был план урока, нет оценки деятельности этапов урока, а это в свою очередь не позволило педагогам объективно оценить степень реализации поставленных целей. Учителя неадекватно понимают выражение «деятельностный подход», поэтому отсутствует включенность учащихся в деятельность на уроке, что в свою очередь негативно сказывается на реализации принципов личностно-ориентированного обучения.
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img7.jpg)
Слабые стороны Используются однообразные формы и методы работы на уроках, присутствует в основном фронтальная и индивидуальная форма опроса учащихся, отсутствуют межпредметные связи, мало внимания педагоги уделяют творческой работе школьников, не используются возможности парной и коллективной работы. Во время ответов учащихся не даётся задание классу, т. е. большинство из них являются пассивными слушателями, очень часто ученики отвечают только с учебником, а учитель мало внимания уделяет этому аспекту и необъективно оценивает ответ.
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img8.jpg)
Слабые стороны Не организуется взаимодействие детей во время работы на уроке, очень часто учитель берёт инициативу в свои руки, лишая учащихся активности, что приводит к пассивному ожиданию указаний учителя, не способствует развитию навыков самостоятельности, не способствует социализации личности школьников. На уроках преобладает монологический стиль общения учителя с учениками, т.е. на уроке в основном говорит учитель, дети вставляют только реплики или дают односложные ответы, объем высказываний учащихся на уроке невелик. Лексический запас недостаточный, допускаются речевые ошибки. Время говорения учеников на уроке в основном не сопоставимо со временем говорения учителя.
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img9.jpg)
Слабые стороны Во многих классах на уроках учащиеся не проявляют учебной самостоятельности, выводы делают с помощью учителя, не всегда аргументируют свою точку зрения. Практически на всех посещенных уроках ответственность за оценивание ответов учащихся берет на себя учитель, а обучающиеся в оценке результата своей работы или работы одноклассника не участвуют.
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img10.jpg)
Слабые стороны Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания. В ходе анализа было выявлено, что большинство педагогов в своей деятельности используют репродуктивный уровень подачи учебного материала, не работают в логике развивающего обучения. Отсутствует учебная мотивация учащихся, уроки не всегда интересны и занимательны.
![](/data/ppt_to_html/u404155/p252064/img11.jpg)
Решение педсовета Изучить и внедрить в практику положительный опыт педагогов школы. Организовать в 2022 – 2023 учебном году взаимопосещение уроков для педагогов и продолжить работу по формированию коммуникативных компетенций учащихся в урочной и внеурочной деятельности с целью повышения качества преподавания. Провести диагностику сформированности коммуникативной компетенции учащихся. Продолжить изучение требований федеральных государственных образовательных стандартов по предметам.