12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шарова А.А34

Тьюторское сопровождение детей ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении Выполнила : тьютор Шарова А.А МАОУ лицей № 93 г.Тюмень 2022г

Цель и задачи работы тьютора Основной целью работы тьютора является активизация навыков коммуникации в различных социальных ситуациях, подготовка детей к жизни в современном обществе. Для достижения данной цели тьютор выполняет следующие образовательные задачи: Сопровождение обучающегося Помощь в адаптации к школьному распорядку Помощь в закреплении и получении новых знаний и навыков Помощь в развитии коммуникационных навыков

Тьютор- это посредник между ребёнком с особенностями развития и другими детьми, и взрослыми в школьной среде. Обязанности тьютора: 1. Обеспечивать учебную дисциплину и контролировать режим посещения обучающимся учебных занятий в соответствии с расписанием. 2. Осуществлять организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными потребностями. 3. Использовать приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки обучающегося с особыми образовательными потребностями. 4. Создать условия для индивидуализации процесса обучения (составление индивидуального плана тьюторского сопровождения). 5. Осуществлять связь с родителями (законными представителями), оказывать им консультативную помощь, информировать (через учителя или лично) о ходе и перспективах освоения предметных знаний учащимися. 6. Выявлять индивидуальные образовательные и социальные потребности обучающегося, определять возможности и способы их реализации.

Особенности сопровождения обучающихся с ОВЗ Дети с расстройством аутистического спектра ( РАС) Такому ученику предпочтительнее сидеть на последней парте, где он будет постепенно привыкать к обстановке; Необходимо создать ребенку тихое, уединенное место, где бы он мог побыть один (ребенок должен иметь возможность выйти из класса, он может иметь при себе привычный любимый предмет, игрушку, при этом надо стараться, чтобы это не отвлекало других учеников). Нужно дозировать контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – тогда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое;

Дети с интеллектуальными нарушениями Необходимо максимально связывать материал урока с опытом и повседневной жизнью ребенка; Давать дополнительную практику при выполнении заданий; Адаптировать задания так, чтобы они соответствовали уровню ребенка, разбивать задание на короткие отрезки и учебные задачи; Важно не замечать нежелательных действий, если ребенок делает это с целью привлечь внимание; хвалить и уделять внимание тогда, когда поведение соответствует желаемому.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Необходимо позитивное, уравновешенное и последовательное отношение к такому ребенку; Важно давать четкие, конкретные инструкции; соблюдать четкий ритм, структуру, организацию. Оптимальное место в классе для такого ребенка место у стены и недалеко от стола учителя. Необходимо чаще давать такому ребенку дополнительные задания, допускающие возможность движения (собрать тетради, раздать материалы, листы бумаги и т.д.).

Методы и прёмы работы в тьюторском сопровождении - Метод визуальной поддержки используется для формирования функциональных навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Самым простым вариантом такой поддержки является визуальное расписание. -Игровой метод применяется на всех этапах и направлениях психолого-педагогической коррекции (могут использоваться различные виды игр (имитационные, хороводные, с переходом ходов, подвижные, ролевые, настольные и др.). -Жетонная система подкрепления позволяет давать положительную оценку действиям ребенка и стимулировать дальнейшее выполнение заданий. - Побуждение используется для активного вызывания нужного коммуникативного поведения с помощью инструкций, напоминания о том, какой коммуникативный акт необходимо совершить, и повторной демонстрации модели.

Рекомендации по организации учебной деятельности тьюторанта В связи с особенностями умственного развития детей с особыми образовательными потребностями, в частности с отставанием в развитии мышления и речи, у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий. Один из наиболее существенных недостатков учебной деятельности детей заключается в том, что они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. Наблюдается неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию

Коррекционные задачи; Коррекционные задачи; Формирование познавательных мотивов: Создание проблемных учебных ситуаций; Стимулирование активности ребенка на занятии. Обучение ребенка планированию деятельности во времени. Предварительная организация ориентировки в задании. Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности