12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пономарева Анна Николаевна350
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

    Скелет— структурная основа тела. Скелет образует структурную основу тела и в значительной мере определяет его форму и размер. Скелет состоит из костей, у взрослого человека их более 200. Роль костей не ограничивается функцией опоры. Входящие в состав их тканей минеральные соли —одни из важнейших элементов обменных процессов. В костях находится также один из основных органов кроветворения — костный мозг.

Формирование скелета начинается со 2мес. пренатального развития и продолжается до 21-25 лет.

    Позвоночный столб человека является осевой частью, стержнем скелета, верхним концом соединяющегося с черепом, нижним— с костями таза. Позвоночный столб занимает 40% длины тела.     Позвоночный столб человека является осевой частью, стержнем скелета, верхним концом соединяющегося с черепом, нижним— с костями таза. Позвоночный столб занимает 40% длины тела. В нем различают следующие отделы: шейный, состоящий из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, поясничный — из 5 позвонков, крестцовый — из 5 позвонков и копчиковый — из 4—5 позвонков. У взрослого человека крестцовые позвонки срастаются в одну кость — крестец, а копчиковые — в копчик.     Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста.

В начале весь скелет состоит из хрящевой ткани. Окостенение начинается ещё внутриутробно и завершается у женщин в 17–21 год, у мужчин – в 19–25 лет. Кости разных отделов скелета окостеневают в различное время.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ В 3-4 месяца, когда ребенок начинает, лежа на животе, активно поднимать голову, в позвоночнике образуется первый изгиб — так называемый физиологический шейный лордоз, то есть выгиб вперед. В 6-7 месяцев, по мере того, как малыш начинает садиться, происходит образование грудного физиологического кифоза — выпуклости кзади, а в 8-9 месяцев, когда ребенок встает на ноги, формируется поясничный лордоз.

Возрастные особенности позвоночника У новорожденного позвоночник прямой (отсутствуют изгибы), изгибы появляются в течение 1 года жизни. До 12 лет изгибы слабо фиксированы, а позвоночник остается эластичным. После 14 лет скорость роста позвоночника снижается Окостенение позвоночника заканчивается к 20–25-ти годам, а копчиковых позвонков – даже к 30-ти

Череп — скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой, или черепную коробку, и лицевой, или кости лица. Мозговой отдел черепа является вместилищем головного мозга. Череп — скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой, или черепную коробку, и лицевой, или кости лица. Мозговой отдел черепа является вместилищем головного мозга.

Особенности черепа новорождённого и его развитие Мозговой отдел преобладает над лицевым. Лицевой отдел интенсивно растет до 7 лет и особенно в подростковый период (14-20 лет). Череп новорожденного имеет роднички: 2 не парных (лобный и затылочный) и 2 парных (передние и задние височные). Зарастание их происходит к 1-2 годам. Сращение швов – к 4 годам. Полное слияние костей черепа происходит в зрелом возрасте. После 30 лет швы черепа постепенно становятся костными.

    Грудная клетка. Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей. Грудная клетка состоит из грудины, 12 пар ребер, соединенных сзади с позвоночным столбом.     Грудная клетка. Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей. Грудная клетка состоит из грудины, 12 пар ребер, соединенных сзади с позвоночным столбом.

Возрастные особенности и грудной клетки У новорожденного грудная клетка имеет конусообразную форму, ребра приподняты В связи с прямохождением грудная клетка сжимается в переднезаднем направлении → ребенок становится более устойчивым К 12-13 годам грудная клетка имеет вид как у взрослых.

Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободных конечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.     Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних конечностей. Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободных конечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.     Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних конечностей.

Возрастные особенности скелета верхних конечностей Окостенение кисти заканчивается в 6–7 лет, а окостенение запястных костей – в 16–17. В связи с этим напряженная тонкая ручная работа может нарушить развитие костей кисти.

Возрастные особенности скелета нижних конечностей У нов. стопа плоская, к 4-5 годам формируется свод. Кости таза срастаются к 7-8 годам С 9 лет формируются половые отличия в строении таза Какие? К 14-16 годам строение таза приближается к уровню взрослого, и он способен выдерживать значительные нагрузки. Окостенение костей нижних конечностей заканчивается приблизительно к 20-ти годам → возможна деформация стопы.

В организме человека по структуре и функции различают три типа мышц: мышцы скелета, мышцы сердца и гладкие мышцы внутренних органов и сосудов. Активной частью опорно-двигательного аппарата являются скелетные мышцы. Различают мышцы длинные, широкие, короткие и круговые. В организме человека по структуре и функции различают три типа мышц: мышцы скелета, мышцы сердца и гладкие мышцы внутренних органов и сосудов. Активной частью опорно-двигательного аппарата являются скелетные мышцы. Различают мышцы длинные, широкие, короткие и круговые.

Мышца обладает тремя важнейшими свойствами: возбудимостью проводимостью сократимостью

Масса мышц интенсивно нарастает, когда ребенок начинает ходить, и к 2—3 годам составляет примерно 23% массы тела, далее повышается к 8 годам до 27%. У подростков 15 лет она составляет 32,6% массы тела. Наиболее быстро масса мышц нарастает в возрасте от 15 до 17—18 лет, и в юношеском возрасте она составляет 44,2% массы тела. Масса мышц интенсивно нарастает, когда ребенок начинает ходить, и к 2—3 годам составляет примерно 23% массы тела, далее повышается к 8 годам до 27%. У подростков 15 лет она составляет 32,6% массы тела. Наиболее быстро масса мышц нарастает в возрасте от 15 до 17—18 лет, и в юношеском возрасте она составляет 44,2% массы тела.

Быстрота движения характеризуется как скоростью однократного движения, так и частотой повторяющихся движений. Скорость однократных движений увеличивается особенно интенсивно в младшем школьном возрасте, приближаясь в 13—14 лет к уровню взрослого. К 16—17 годам темп увеличения этого показателя несколько снижается. К 20—30 годам скорость однократного движения достигает наибольшей величины. Быстрота движения характеризуется как скоростью однократного движения, так и частотой повторяющихся движений. Скорость однократных движений увеличивается особенно интенсивно в младшем школьном возрасте, приближаясь в 13—14 лет к уровню взрослого. К 16—17 годам темп увеличения этого показателя несколько снижается. К 20—30 годам скорость однократного движения достигает наибольшей величины.

Влияние физических нагрузок на организм Особенно выражено нарастание всех показателей мышечной работоспособности с 11 — 12 лет. Так, объем динамической работы (в кгм), выполненной 10-летними школьниками, на 50% больше, чем у 7-летних, а в возрасте 14—15 лет он соответственно больше на 300—400%. Мощность работы с 7 до 11 лет увеличивается всего на 30%, а с И до 16 лет—более чем на 200%. Так же стремительно начиная с 12 лет растет у школьников работоспособность при статических напряжениях. Вместе с тем даже у 15—16-летних по сравнению с 18-летними учащимися мощность работы составляет 66—70%, а у 18-летних объем работы и мощность лишь приближаются к нижней границе этих же показателей у взрослых.

Утомление при различных видах мышечной работы, его возрастные особенности Утомлением называется временное снижение работоспособности целостного организма, его органов и систем, наступающее после длительной напряженной или кратковременной чрезмерно интенсивной работы. Физическое утомление наступает после длительных и интенсивных мышечных нагрузок. При резко выраженном утомлении развивается длительное укорочение мышц, их неспособность к полному расслаблению — контрактура.

Двигательная деятельность детей формируется по механизму временных связей. Важную роль в формировании этих связей играет взаимодействие двигательного анализатора с другими анализаторами (зрительным, тактильным, вестибулярным) Двигательная деятельность детей формируется по механизму временных связей. Важную роль в формировании этих связей играет взаимодействие двигательного анализатора с другими анализаторами (зрительным, тактильным, вестибулярным)

1,5—2 месяца (лежа на животе поднимает голову) 1,5—2 месяца (лежа на животе поднимает голову) 2,5—3 месяца (развиваются движения рук в направлении к видимому предмету) 4 месяца (ребенок поворачивается со спины на бок) 6-8 месяцев (начинает садиться, вставать, стоять и опускаться) 4—5 лет (бег, прыганье, катание на коньках, плавание) 12—14 лет (происходит повышение меткости бросков, метаний в цель, точности прыжков)

Двигательный режим учащихся и вред гиподинамии Суточная двигательная активность детей может быть выражена в объеме естественных локомоций. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7—10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. У подростков суточное количество локомоций повышается. Например, у мальчиков 14—15 лет по сравнению со школьниками 8—9 лет суточная двигательная активность увеличивается более чем на 35%, а объем выполненной при этом работы — на 160%.

Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп.

Целый ряд причин приводят к нарушению осанки: нерациональный режим различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма  в целом неудовлетворительно поставленное физическое воспитание недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки

Нарушения осанки в переднезаднем направлении проявляются в увеличении или уменьшении естественных изгибов позвоночника, в отклонениях от правильного положения плечевого пояса, туловища, головы. Нарушения осанки в переднезаднем направлении проявляются в увеличении или уменьшении естественных изгибов позвоночника, в отклонениях от правильного положения плечевого пояса, туловища, головы. Наиболее частыми нарушениями осанки являются плоская спина, круглая, кругловогнутая.

Плоскостопие.-деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, часто обеих, называется плоскостопием. Плоскостопие.-деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, часто обеих, называется плоскостопием.

У нормальной стопы с высоким сводом опорная поверхность занимает не более 7з поперечника стопы. Если опорная поверхность занимает 50—60% поперечника стопы-—стопа уплощенная. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки У нормальной стопы с высоким сводом опорная поверхность занимает не более 7з поперечника стопы. Если опорная поверхность занимает 50—60% поперечника стопы-—стопа уплощенная. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки

Приобретенное плоскостопие может быть: Приобретенное плоскостопие может быть: статическим травматическим паралитическим

Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт) поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Профилактически и для коррекции в ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьбу на носках, на пятках, на внутренних и внешних краях стоп, подскоки, упражнения с использованием специальных устройств). Подобные же упражнения выполняют на уроках физической культуры и на специальных занятиях корригирующей гимнастикой. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают игры в волейбол, футбол. Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она должна точно соответствовать длине и ширине стопы (не жать, но и не быть слишком просторной), иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук 1,5—2,0 см и эластичную подошву. Девочкам противопоказано ношение обуви на высоких каблуках (4—5 см), чтобы не нарушалась осанка, не происходило искривление позвоночника и смещение позвонков, изменение правильного положения таза и его размеров.     При плоскостопии, помимо лечебных упражнений, контрастных ножных ванн и массажа, бывает необходимо ношение по указанию врача вкладышей-супинаторов в обычную обувь или изготовление специальной ортопедической обуви.

В целом скелет детей и подростков характеризуется высокой эластичностью → возможны различные нарушения при не соблюдении гигиенических условий. Для нормального развития скелета необходимо полноценное витаминизированное питание (витамины Д, А,С и минеральные вещества Са, Р, Мg)