12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксения Данилова77
Меня зовут Ксения Дмитриевна Данилова. Мой педагогический стаж небольшой, всего 5 лет, но за это время я набралась много опыта работы. Я имею высшее педагогическое образование по направлению "Специальное (дефектологическое) образование, профиль: логопед
Россия, Нижегородская обл., Богородск

Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии в первом классе

Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии в первом классе Подготовила Данилова Ксения Дмитриевна учитель-логопед, МБОУ «Школа №1»

Виды дисграфии. Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии.

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Симптомы. Примеры. Артикуляционно-акустическая дисграфия - характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении.

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. Профилактикой проблемы артикуляторно-акустической дисграфии у детей является своевременное устранение звуковых замен в устной речи ребенка. Почему это так важно?

Итак, профилактика артикуляционно-акустической дисграфии происходит в несколько этапов: Итак, профилактика артикуляционно-акустической дисграфии происходит в несколько этапов: 1. Постановка недостающих звуков в устной речи, автоматизация; 2. Развитие слуховой дифференциации той или иной пары звуков, а так же дифференциации звонких-глухих и твердых-мягких согласных; 3. Фонематический анализ слов. 4. Формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма. Рассмотрим каждый этап. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика.

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. Второй этап -- развитие слуховой дифференциации звуков.

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. На этом этапе имеют место следующие задания: Вспомнить где мы слышим этот звук в окружающем нас мире. Назвать, подобрать , придумать слова с заданным звуком. Определить наличие заданного звука в слове. Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов. Выкладывание  под  буквами  картинок, в которых содержатся эти звуки.

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. Поэтому далее предлагаются упражнения на фонематический анализ слов.

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. На этом этапе имеют место следующие задания: Поднять руку (хлопнуть в ладоши) или показать карточку с буквой, если в слове есть заданный звук. Отобрать из предложенных предметных картинок только те, в названии которых есть заданный звук. Поменять в слове один звук так, что бы получилось другое слово (коса – коза). Дополнить предложение словами, в которых есть звук с опорой на картинки. Определить первый звук в словах. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Определить место звука в слове (начало, середина, конец). Вставить пропущенные буквы.

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. Заключительным этапом профилактики артикуляторно-акустической дисграфии является формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. На этом этапе имеют место следующие задания: Списывание Выписывание из текста: - ключевых слов; - ответов на вопросы; - определенныхслов; Нахождение в предложениях и текстах ошибок Упражнения на логическое развитие замысла (например, «Закончи предложение»)

Заключение. Хочется отметить то, что любое предложенное упражнение, на любом этапе, может свободно использоваться на уроках письма, чтения, окружающего мира в первом классе. Данные упражнения легко включаются в любой тип урока и практически не требуют дополнительной подготовки. Если ребенок научится безошибочно произносить звуки и «чувствовать» каждый из этих звуков в слове, он не будет при обучении грамоте допускать соответствующие буквенные замены на письме. Таким образом, мы можем быть уверенны, что артикуляторно-акустическая дисграфия ему не угрожает.