12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рауф Чаваев132
Россия, г.Алагир

Презентация к методическому объединению на тему «Стрессоры в профессиональной деятельности педагога»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования г. Владикавказа» структурное подразделение «Центр развития творчества детей и юношества «Нарт» Методическое объединение «Стрессоры в профессиональной деятельности педагога» Составил: педагог-организатор Чаваев Рауф Шамилевич

Что такое стресс? Стресс – это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем. Слово «стресс» в нашу лексику пришло из английского языка (stress), а в английский из латинского и в переводе означает «давление», «напряжение». Стресс определяется как способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора, адекватного качественной и количественной характеристике раздражителя.

Стресс – это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Стресс – это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Стресс – это всегда состояние повышенного напряжения, вызываемое воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени. По словам канадского ученого Ганса Селье, сформулировавшего концепцию стресса полвека назад, «стресс – это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем». Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы.

Природа стресса Биохимические реакции протекают в ускоренном темпе, повышая энергетический потенциал организма и позволяя реагировать на угрозу с ускоренной силой. Надпочечники увеличивают выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором. Гипоталамус, «эмоциональный центр» мозга, передает сигналы гипофизу и коре надпочечников, которая повышает синтез гормонов и выброс их в кровь.

Когда Вы сердитесь, боитесь или беспокоитесь, Ваш организм вырабатывает гормоны: адреналин и норадреналин, чтобы Вы были готовы действовать: кинуться в драку или, наоборот, убежать. Когда Вы сердитесь, боитесь или беспокоитесь, Ваш организм вырабатывает гормоны: адреналин и норадреналин, чтобы Вы были готовы действовать: кинуться в драку или, наоборот, убежать. Если Вы постоянно тревожитесь, эти гормоны вырабатываются в организме постоянно, что вызывает стресс.

Гормоны изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию, повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и провоцируя возникновение аллергических реакций. Гормоны изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию, повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и провоцируя возникновение аллергических реакций. Учащается пульс, повышается давление и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Человек готов к бою.

Факторы-стрессоры в профессии педагога Длительное и интенсивное общение, включающее в себя множество коммуникативных и эмоционально сложных ситуаций общения. Недостаточная профессиональная подготовка. В педагогической профессии специалисты страдают от того, что каждый год появляется огромное количество новых теорий, технологий, исследований, знание которых кажется необходимым для того, чтобы не чувствовать себя «в хвосте прогресса».

Эмоциональные отношения с детьми и коллегами. Естественно, что специалист любой профессии, работающий в коллективе, может сталкиваться с сильными эмоциями окружающих. Однако вероятность работы в эмоционально напряженных условиях у специалистов профессий категории «человек-человек» намного выше. Стрессогенность этого фактора связана еще и с тем, что к специалистам данной сферы предъявляются требования, которым необходимо соответствовать: Эмоциональные отношения с детьми и коллегами. Естественно, что специалист любой профессии, работающий в коллективе, может сталкиваться с сильными эмоциями окружающих. Однако вероятность работы в эмоционально напряженных условиях у специалистов профессий категории «человек-человек» намного выше. Стрессогенность этого фактора связана еще и с тем, что к специалистам данной сферы предъявляются требования, которым необходимо соответствовать:

Требования: Требования: эмоциональная нейтральность; умение проявлять эмпатию и сочувствие; умение справляться с сильными эмоциями других людей, сопротивляясь психическому заражению подобными эмоциями; умение справляться с собственными сильными эмоциями.

Профессиональная ответственность. Необходимость принимать ответственные решения, часто в ситуациях цейтнота, также рассматривается психологами как стрессогенный фактор. Профессиональная ответственность. Необходимость принимать ответственные решения, часто в ситуациях цейтнота, также рассматривается психологами как стрессогенный фактор. Неспособность действовать эффективно. Успех любого дела зависит от усилий обеих сторон - мастерства педагога и способностей ученика.

Изоляция от поддержки коллег. У педагогов, работающих с детьми, большая часть времени проходит в общении с ними. Часто в течение рабочего времени нет возможности обсуждать с коллегами профессиональные проблемы или свое эмоциональное состояние. Такая ситуация провоцирует развитие профессионального и эмоционального выгорания. Изоляция от поддержки коллег. У педагогов, работающих с детьми, большая часть времени проходит в общении с ними. Часто в течение рабочего времени нет возможности обсуждать с коллегами профессиональные проблемы или свое эмоциональное состояние. Такая ситуация провоцирует развитие профессионального и эмоционального выгорания. Недостаточное моральное и материальное стимулирование. К сожалению, низкие зарплаты людей, работающих в сфере помогающих профессий, негативно сказываются на уровне их самоуважения.

Симптомы стресса Физиологические симптомы: стойкие головные боли; неопределенные боли; нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами, запор или диарея, спазмолитические, резкие боли в животе; сердцебиение (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто); чувство нехватки воздуха на вздохе; судороги; утомление; подверженность аллергиям; повышенная потливость; сжатые кулаки или челюсти; обмороки, тошнота и т.д. Интеллектуальные признаки: нерешительность; ослабление памяти; ухудшение концентрации внимания; повышенная отвлекаемость; «туннельное» зрение; плохие сновидения, кошмары и т.д.

Поведенческие признаки: потеря аппетита; плохое вождение автомобиля; нарушение речи; дрожание голоса; увеличение количества проблем в семье; плохое распределение времени; избегание поддерживающих, дружеских отношений; неухоженность; антисоциальное поведение, лживость; неспособность к развитию; низкая продуктивность и т.д. Поведенческие признаки: потеря аппетита; плохое вождение автомобиля; нарушение речи; дрожание голоса; увеличение количества проблем в семье; плохое распределение времени; избегание поддерживающих, дружеских отношений; неухоженность; антисоциальное поведение, лживость; неспособность к развитию; низкая продуктивность и т.д. Эмоциональные симптомы: раздражительность; беспокойство; ощущение нервозности, боязливости, тревоги; мрачное настроение, депрессия; суетливость; ощущение напряжения; истощенность; подверженность приступам гнева и т.д.

Профилактика социальных стрессовых состояний Человек порой является источником стрессов для самого себя: выбирает неверные пути, предъявляет завышенные претензии. Порой люди страдают переоценкой собственной персоны.

Шаги исключения человека из источника стресса для самого себя: Умение хорошо освоиться со своими личными данными, познать свои достоинства и слабости; Выработка привычки постоянно совершенствовать ретроспективный анализ стрессовых ситуаций (учиться на своих ошибках); Выработка автоматического навыка к каждодневному преодолению собственной слабости – проявление воли к самому себе (заставить себя сделать то, что нужно, а не хочется; заставить себя не делать того, что хочется);

Установка на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов прошлых стрессовых незначительных состояний. «Постоянное хранение в памяти негативной симптоматики равносильно самоубийству»; Установка на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов прошлых стрессовых незначительных состояний. «Постоянное хранение в памяти негативной симптоматики равносильно самоубийству»; Освоение навыка отсроченного реагирования на сильное негативное воздействие.

Ресурсы преодоления стресса Наблюдая за поведением людей в ситуациях стресса, можно наблюдать, что одни из них легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются после него, а другие чувствуют себя больными и подавленными, пережив схожие ситуации. Можно предположить, что преодолевая стресс, люди используют для этого различные ресурсы.

Понятие «психологический ресурс» определено в психологии пока недостаточно точно. Р. Лазарус считает, что копинг-поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных и средовых). К ресурсам личности Н.Е. Водопьянова относит знания, умения, навыки, способности, опыт, модели конструктивного поведения, дающие человеку возможность быть более адаптивным стрессоустойчивым. Понятие «психологический ресурс» определено в психологии пока недостаточно точно. Р. Лазарус считает, что копинг-поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных и средовых). К ресурсам личности Н.Е. Водопьянова относит знания, умения, навыки, способности, опыт, модели конструктивного поведения, дающие человеку возможность быть более адаптивным стрессоустойчивым.

Виды ресурсов Когнитивное преодоление – использование позитивного мышления для анализа причин стресса и поиска способов его преодоления, поиск и оценка ресурсов, которые могут быть использованы для преодоления стресса. Когнитивные последствия стресса – нарушения концентрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления. Поведенческое (деятельностное) преодоление – коррекция стратегий, планов и задач деятельности, изменение поведения или деятельности. Поведенческие стрессовые реакции – агрессия, бегство, дезорганизация.

Социально-психологическое преодоление – коррекция жизненных ценностей, изменение ролевого поведения, межличностных отношений. Социально-психологическое преодоление – коррекция жизненных ценностей, изменение ролевого поведения, межличностных отношений. Эмоциональное преодоление – осознание и принятие своих чувств и эмоций, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение «застреваний» на переживании ситуации и другие. Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания страха, печали, тревоги, беспомощности или гнева.

Группы людей по стрессоустойчивости: Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.

Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно. Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такой человек может пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы его постоянно сопровождают, то он теряется.

Рекомендации педагогам: Расходуйте свой энергорезерв аккуратно; уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра; Избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо; Соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали;

Чтобы не возненавидеть работу, периодически делайте перерывы; Чтобы не возненавидеть работу, периодически делайте перерывы; В выходные – забудьте о работе; Регулярно меняйте обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.

Тест «Крепкие ли у вас нервы» Данный тест покажет, спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии постоянного стресса (в данный момент). Тест на определение стрессоустойчивости личности Данный позволяет получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости.