12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жукова А.А.20
Россия, Санкт-Петербург, Петергоф

Пастернаковскими тропами

(цикл коротких сочинений по лирике Б. Пастернака)

Рассказова Д.П.


Подготовка к ЕГЭ по литературе невозможна без работы над текстом, без стимулирования умения наблюдать за словом, скользить по строкам произведений за авторской мыслью. Сочинение не как обязанность или повинность, а как возможность сказать своё слово, поделиться своим мнением и открытиями новых или уже известных смыслов в произведениях классиков – залог успешной работы ученика с письменным и устным словом.

«Пастернаковскими строками» - это три коротких сочинения, написанные в рамках подготовки к экзамену по стихотворениям «Сосны» и «Гамлет». В них вглядывание в образы и символы, воплощённые в текстах, в них скрупулёзное стремление автора сочинений понять, что хотел сказать автор, что скрывается за пейзажными зарисовками и театральными реалиями.


* * *


Мысль автора о единстве человека и природы находит воплощение в стихотворении «Сосна» Бориса Пастернака, воплощаясь в форме аллегории.

Произведение можно условно разделить на две части: первые десять четверостиший и последняя строфа. В первой части лирический герой и его спутник «делят отдых краснолесья», постепенно закрываясь от внешнего мира: «В траве меж диких бальзаминов, <…> Лежим мы, руки запрокинув», «Трава <…> непроходима и густа», «мы к лику сосен причтены», «разбеги огненных стволов». Градация возникающих образов создаёт впечатление растущей ограды. герои и «от болезней, эпидемий / И смерти освобождены». Эти строки позволяют читателю понять, что персонажи не просто отдыхают в лесу. Образ «волн выше этих веток» — это аллегория общества, публики извне. С наступлением ночи и, казалось бы, «затемнения» природы, волны становятся «шумней и выше». Это символизирует «возвращение» в реальный мир из «освобождения», так как реальность словно волной захлёстывает, погружает в себя. Лирический герой знает, что это произойдёт: «И вот, бессмертные на время», - но не огорчался временности отдыха: «И мы так долго рук не вынем / Из-под заломленных голов». Он радовался выпавшей возможности уединиться, оградить себя от всего наружного «травой», «ромашками», и «стволами».

Но герой не полностью «вернулся». Ему хоть и стала видна публика, но афиша всё ещё «неразличима вдалеке».

Единство человека и природы в этом стихотворении возможно через обретение единства человека и его души.


* * *


Размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождаются образами из мира театра.

С одной стороны, личность лирического героя, которую можно сопоставить с автором, находится как под взглядами «сумрака ночи» и «тысяч биноклей на оси», так и под наблюдением других людей. «Выход на подмостки» означает выход «вовне». Вся жизнь человека, особенно поэта, писателя или любого другого деятеля искусств, находится на обозрении обществом. Лирический герой просит о том, чтобы пройти мира, не попадаться на глаза: «2Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронести». Это желание героя произведения – отражение принципа, которого придерживался Пастернак: «поэт – не участник событий, а их наблюдатель».

С другой стороны, лирический герой рассуждает о неотвратимости судьбы, неизбежности событий в жизни человека: «Но продуман распорядок действий, / И неотвратим конец пути». Он соглашается «играть роль» в обществе, в жизни, но ему это не нравится. Здесь судьба и предопределённость, распределение «ролей» сравнивается со сценарием «драмы».

В последних двух строках лирический герой говорит о трудности одиночного пребывания на «сцене» и напрямую сравнивает выступление и жизнь. «Выход на подмостки» под взором тысяч – вот, что для него есть жизнь и жизненный путь каждой личности.

* * *


С Б.Л. Пастернаком в изображении драматичной судьбы героя-одиночки схож М.Ю. Лермонтов. Его лирический герой одинок, он тоскует.

В стихотворении классика «золотого века» «Одиночество» лирический герой, как и герой Пастернака в «Гамлете», рассуждает о том, что свой путь, свою жизнь ты проходишь в одиночестве.

Однако итог размышления геров стихотворений различается: в то время как герой Пастернака осознаёт трудность пути: «Жизнь пройти – не поле перейти», - он расстроен, но намерен бороться, герой Лермонтова сдаётся, потому что одиночество для него – непосильное страдание. Он думает, что люди будут рады его смерти сильнее, чем рождению.

В финале обоих стихотворений есть ещё один объединяющих их момент: если присмотреться, понимаешь, что лирический герой Пастернака тоже говорит о смерти, но не как о подтверждении одиночества. Если лермонтовский герой кричит об ощущении своей обособленности, страдает от этого, то пастернаковский сносит всё внутри, терпит, потому что, хотя у него и есть возможность крикнуть и рассказать толпе из «тысячи биноклей», он так не поступает. Он, творец, писатель, должен быть наблюдателем.

Автор материала: Д. Рассказова (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.