12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
SHOlga113
Россия

Презентация «Развитие чувства коллективизма в изобразительной деятельности у учащихся начальных классов»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Развитие чувства коллективизма в изобразительной деятельности у учащихся начальных классов. Выполнил(а) Педагог дополнительного образования Кравцова Ольга Владимировна 2018 г. г. Воронеж

Актуальность проекта На мой взгляд, проблема формирования чувства коллективизма у школьников актуальна в настоящее время, т.к. сейчас наблюдается тенденция обособления личности. В наше время люди очень обособлены друг от друга. Каждого интересуют только личные проблемы, а проблемы коллектива уходят на второй, а порой на третий и четвертый план. Развитие чувства коллективизма в изобразительной деятельности у учащихся начальных классов особенно актуальна в наше время, когда в стране сложилась очень сложная ситуация. Особенно сейчас необходимо сплотить людей и в первую очередь наше будущее, т.е. детей. Проблема развития коллективизма возникла очень давно. Она возникла ещё в первобытном обществе, когда слово «коллектив» было синонимом слова «жизнь». Эта проблема переходила из века в век и достигла наших времен. В «основных принципах развития воспитания» подчеркивалось, что: «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…»

Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий. К.Маркс

Забота о воспитательной силе коллектива — это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений. В. А. Сухомлинский

Первоначально я поставила задачу: Проанализировать теоретическую основу коллективизма. Разные авторы дают разные определения коллективу и коллективизму. Коллектив – (от латинского слова collectivus – собирательный) социальная общность людей, объединенной на основе общественной значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельностью и общения. В психологии коллектив – это контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии. В педагогике коллектив – это организованные общности детей и взрослых. В толковом словаре дается следующее определение коллектива: коллектив – это группа лиц, объединенных общей работой, интересами.

На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Из понятия коллектив появилось ещё одно понятие – коллективизм. Как и коллектив, это понятие имеет несколько трактовок. Коллективизм (от латинского слова collectivus – собирательный) – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида, и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности. Из словаря русского языка: коллективизм – принцип общности, коллективное начало (в труде, в какой-либо деятельности и т.д.). Таким образом, рассмотрев различные подходы к определению коллектива можно сделать вывод, что единого понятия не существует. Но можно сказать, что наиболее общим определением коллектива является: Коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

С точки зрения педагогики существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. С точки зрения педагогики существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Вторая задача была связана с изучением последовательности развития чувства коллективизма у школьников. Этапы развития ученического коллектива по А.Н. Лутошкину Песчаная россыпь Мягкая глина Мерцающий маяк Алый парус Горящий факел

Песчаная россыпь - это стадия, на которой незнакомые или малознакомые дети собираются вместе для того, что бы учиться. На этой стадии сплоченности среди детей не наблюдается. Дети обособлены. Песчаная россыпь

Мягкая глина На этом этапе дети собираются в группы по три – семь человек. Эти группы формируются на основе интересов и симпатий детей. Такие микрогруппы вступают в деловые отношения и решают общие вопросы по требованию учителя.

Мерцающий маяк Таким маяком является актив класса, сформированный к этому времени. В актив класса включены наиболее сознательные ученики и общественники. Актив помогает учителю в решении организационных вопросов, так же являются примером для остальных и ведут их за собой. Однако, деятельность актива не совсем эффективна, часто дает сбои из-за слабой организации коллектива, но чувство коллективизма присутствует.

Алые паруса На этой стадии планы, намеченные учителем, заставить детей чувствовать себя коллективом и быть им, начинают сбываться. Дети становятся дружными и требовательными к себе и к другим. На этом этапе срабатывает принцип «один за всех и все за одного». На этой ступени дети чувствуют себя коллективом.

Горящий факел Эта стадия является высшей степенью развития коллектива. На этом этапе наблюдается самопожертвование ради других, чувство коллективизма развито очень сильно. Здесь срабатывает принцип: «я горю и сгораю ради других».

Проблема, цель, объект, предмет исследования Проблема: отсутствие чувства коллективизма у современных школьников. Целью работы является: развитие чувства коллективизма в изобразительной деятельности у старшеклассников. Объектом является: развитие у школьников чувства коллективизма Предмет: коллективные формы работы в изобразительной деятельности.

Исходная гипотеза Формирование чувства коллективизма будет происходить эффективно в коллективе школьников при соблюдении следующих условий: • Своевременная диагностика межличностных отношений, нравственной воспитанности. • Учет индивидуальных особенностей детей. • Положительный микроклимат в коллективе сверстников.

Возможные причины неудач в совместной деятельности. 1. Трудоёмкое задание (затягивает на несколько уроков, что снижает интерес) 2. Сложность выбранной техники для совместной деятельности (разный уровень подготовленности, умение владеть той или иной техникой) 3. Отсутствие соразмерности и цветового единства (несогласованные действия отдельных учащихся, желание выделиться, отсутствие необходимых материалов и т. д.)

Формы организации совместной деятельности Совместно-взаимодействующая Совместно-последовательная Совместно-индивидуальная Взаимодействие между парами и небольшими группами Взаимодействие между парами и небольшими группами Взаимодействие в большой группе Взаимодействие в «небольших» группах Взаимодействие в паре

При выполнении коллективных работ по изобразительному искусству используем игровые методы и приёмы. В основе которой лежит специально разработанный игровой сюжет. Первая группа игровых сюжетов была построена на основе совместно – индивидуальной формы организации, совместной деятельности, которая, как известно предполагает, что каждый ребёнок – участник деятельности выполняет свою, порученную ему часть общей работы индивидуально и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Согласованные действия участников работы осуществляется в её начале – на этапе планирования и в конце, когда нужно суммировать результаты. При выполнении коллективных работ по изобразительному искусству используем игровые методы и приёмы. В основе которой лежит специально разработанный игровой сюжет. Первая группа игровых сюжетов была построена на основе совместно – индивидуальной формы организации, совместной деятельности, которая, как известно предполагает, что каждый ребёнок – участник деятельности выполняет свою, порученную ему часть общей работы индивидуально и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Согласованные действия участников работы осуществляется в её начале – на этапе планирования и в конце, когда нужно суммировать результаты. Планирование, как мы уже отмечали выше, при данной форме совместной деятельности наиболее просто; задание каждому выдаётся сразу, в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает учитель, впоследствии это выполняется в ходе коллективного обсуждения, всеми участниками. Выполняя свою часть работы, ребёнок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это, с одной стороны, создаёт условия для мобилизации творческих возможностей ребёнка, с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организация деятельности относится так же и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы. Совместно – индивидуальная форма организации коллективной деятельности

Совместно - последовательная форма организации коллективной деятельности. Совместно – последовательная форма организации коллективной деятельности, предполагает последовательное выполнение действий участниками, когда результат действия выполненного одним участником становится предметом деятельности другого. В художественной деятельности взрослых данная форма также находит применение, например, в художественной промышленности (кто то разрабатывает форму керамических чашек, кто-то их формирует, а кто-то делает роспись…). В воспитательно – образовательной практике такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в трудовой форме воспроизвести конвейерную линию. Демонстрация образа способа организации позволяет детям лучше понять специфику и характер организации производства. Кроме того, эта форма – действенное средство решения задач нравственного воспитания. Переход от совместно – индивидуальной к совместно – последовательной форме организации коллективной изобразительной деятельности на практике должен быть постепенным, поэтому первые задания, разработанные на основе этой формы организации деятельности, несколько напоминают предыдущие по организационной структуре.

Совместно-взаимодействующая форма организации коллективной деятельности. Наиболее сложны в плане организации задания, построенные на основе совместно- взаимодействующей формы организации коллективной деятельности .Композиция, выполненная таким образом , не просто составлена из распределенных заранее и выполненных индивидуальных рисунков, это в полном смысле слова – плод коллективного творческого мышления ,совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. При этой форме организации от каждого требуется инициатива и в тоже время готовность и способность согласовывать свои идеи с задачами общей работы. Данная форма организации деятельности ,с одной стороны предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой стороны выступает важнейшим средством формирования умений планировать , коорденировть свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного труда.

Проектирование основных компонентов методической системы формирования коллективизма школьников на занятиях изобразительного искусства в начальных классах.

Содержание Развитие коллективизма на основе групповой деятельности на уроках изобразительного искусства Методы -групповой метод; -Метод диалога; -метод проекта Формы -Совместно-взаимодействующая форма организации коллективной деятельности -Публичная защита-презентация творческого проекта; -Круглый стол; Средства -Аудио-визуальные средства; -Интернет Критерии Интеллектуальные: активный поиск; догадка; исследовательский подход; Эмоциональные: эмоции удивления; чувство ожидания нового; чувство интеллектуальной радости; чувство успеха. Волевые: инициатива поиска; самостоятельность добывания знаний; выдвижение и постановка познавательных задач.

Мотив Содержание мотива Интерес к предмету Я изучаю изобразительное искусство не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие. Высшая степень интереса – это увлечение. Сознательность Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься Принуждение Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя. Различные меры принуждения редко дают положительные результаты Мотив учебной деятельности как интегральный критерий познавательного интереса

Анализ программ по изобразительному искусству (В.С Кузин., Б.М. Неменский)

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе (В.С. Кузин) № урока Тема Ожидаемые результаты обучения 9 Иллюстрация сказок народов России. Умение: - передавать выразительно действие сюжета; - выражать художественными средствами свое отношение к изображаемому; изображать многофигурную композицию. 10 Красота родного края. Умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы, светотени, колорит. 19 Изображение человека в движении. Умение делать наброски и зарисовки фигуры человека в движении. 20 Красота фигуры человека в движении. Умение: - анализировать произведения скульпторов; - составлять схему движения фигуры; - выполнять скульптуру фигуры человека

№ урока Тема Ожидаемые результаты обучения 4. Пропорции и строение фигуры человека Умение: - изображать пропорции человека с натуры и по представлению; - владеть материалами графики, в соответствии с программными требованиями 6. Набросок фигуры человека с натуры Умение: - изображать пропорции человека с натуры; - владеть материалами живописи, графики, в соответствии с программными требованиями. 8. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). Умение: - строить тематические композиции; - осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы. 14. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) Умение: -Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения. - строить тематические композиции; - осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы. Тематическое планирование уроков живописи в 4 классе (Б.М. Неменский)

Совместно-индивидуальная деятельность «Изображение фигуры человека в движении»

Индивидуальная деятельность за партой Коллективная Красота родного края.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

Ты -Архитектор

Тема урока: Ты – архитектор. Задачи: 1. Воспитывать интерес к архитектурной деятельности и архитектуре как к виду искусства. 2. Дать представление о единстве эстетического и функционального в объемно – пространственной организации среды жизнедеятельности людей. 3. Реализовать в коллективном макетировании чувство красоты и архитектурной логики. 4. Обучить технологии макетирования. Задание: коллективная работа: создание сложной, пространственной, макетной композиции с использованием различных фактур и материалов. Решение задач: пропорциональности, масштабности, гармонии, баланса масс и форм в их пространственной и функциональной взаимосвязи. Материалы: материалы имитирующие фактуру. План. 1. Организационный момент: сообщение темы урока и постановка задач. 2. Ознакомительная беседа. 3. Наглядно-иллюстративная беседа. Знакомство с новым материалом. 4. Практическая работа. 5. Обобщение темы. Подведение итогов.

Учитель: Тема урока сегодня Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Урок у нас будет необычным: наш класс превратится в архитектурную мастерскую, а мы – в архитекторов и дизайнеров. В нашей архитектурной мастерской будут работать две группы: ландшафтные дизайнеры и архитекторы. Задача первой группы – организация ландшафтно – парковой среды, создание архитектурно – ландшафтных объектов: лес, водоемы, газоны, фонтаны, скамейки, киоски, дорожки, детские площадки, подъездные дороги, фонари. Задача второй группы – создание жилых и общественных зданий. В результате коллективной работы мы должны создать сложную пространственно – макетную композицию Город будущего, сделать презентацию своего проекта. (Выбираются главный дизайнер, главный архитектор, инженер–строитель, фотокорреспондент, им прикрепляются бэйджи)

2. Вводная часть: эмоционально – образный настрой. Учитель: еще в древности люди умели создавать шедевры архитектуры. Вспомним постройки древних египтян, греков, римлян. (демонстрируются на экране Афинский Акрополь, Парфенон, Колизей) Памятниками архитектуры называют постройки великих зодчих. Немало таких построек у нас в Казахстане. (демонстрируются фото архитектурных сооружений Казахстана) 3. Коллективно–групповая работа. Макетирование в технике бумагопластики с использованием различных материалов для передачи фактур. (Группа дизайнеров изготавливает из бумаги и картона макеты аттракционов для детской площадки, скамеек для отдыха, фонтанов, фонарей, киосков, деревьев, кустарников, газонов. Главный дизайнер размещает готовые объекты на заранее подготовленном планшете. Группа архитекторов выполняет из бумаги и картона жилые и общественные здания: школу, больницу, детский сад, почту, банк, дворец культуры, спортивный комплекс, храм, библиотеку. Главный архитектор и инженер–строитель размещают объекты на планшете.) Учитель: архитектор – это дирижер строительного оркестра и дирижер самой строительной музыки. Ну а настоящая музыка поможет нам создать творческое настроение. (включается запись музыкального произведения с фантазийным мотивом) 4. Презентация проекта. Учитель: настал самый волнующий момент – презентация нашего проекта! Слово для защиты проекта предоставляется главному архитектору, главному дизайнеру, фотокорреспонденту.  

Архитектор: какими должны быть здания будущего? Опыт человечества в градостроительстве показывает: что гигантские многоэтажные жилые дома не могут рассматриваться, как перспективный тип жилища. Человек чувствует себя в них потерянным, ничтожным. Наши жилые дома имеют всего три этажа. Они со всех сторон открыты свету и воздуху. Из окон открываются прекрасные виды. Общественные здания в нашем городе расположены в удобных местах, недалеко от жилого массива, имеют удобные подъездные пути и пешеходные дорожки. Рядом находятся киоски, торговые точки, зоны отдыха. Мы бережно относимся к памятникам архитектуры – наследию предков, поэтому в городе будущего есть место для старинного храма. Дизайнер: какой должна быть городская среда, пространство будущего города? Мы считаем, что город будущего должен быть светлым, солнечным, чистым, зеленым. Архитектура и природа должны находиться в гармонии друг с другом. В последние годы все меньше места в городской среде сохраняется для живой природы. Загрязненный воздух, вода, почва, растущие горы мусора, транспортная опасность, шум. Поэтому в нашем проекте много деревьев, кустарников, травы, газонов, есть фонтаны и бассейны. Они очищают воздух в городе, создают свежесть и прохладу. В таком городе человек будет чувствовать себя комфортно и уютно. Фотокорреспондент: город – это колыбель и вершина цивилизации. Шедевры мирового искусства, неповторимые памятники древности – вечные символы национальной культуры, наивысшие достижения научно–технического прогресса – все это сосредоточено в городах, главных жизненных центрах планеты. Человечество с давних пор задавалось проблемой создания города будущего. На уроке ребята создали сложную пространственно–макетную композицию на тему Город будущего в технике бумагопластики.