12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбунова Наталия Алексеевна2333
Моё педагогическое кредо: Многому я научилась у своих наставников, еще больше - у своих товарищей, но более всего - у своих учеников. Педагогический стаж 27 лет. Работаю по УМК "Школа России". Вовлекаю детей в исследовательскую деятельность.
Россия, Тамбовская обл., Моршанский район

Педагогический проект «Применение игровых технологий для формирования орфографических умений и навыков»

Педагогический проект «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ» Горбунова Наталия Алексеевна, учитель начальных классов Чёркинского филиала МБОУ Сокольниковской СОШ Моршанского района Тамбовской области

В аспекте современного образования возникает необходимость совершенствования методических подходов к повышению грамотности обучающихся Игровые технологии обладают средствами, активизирующими интерес, повышают доступность материала, способствуют развитию орфографической зоркости.

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?

между ценностно-целевой установкой учителей начальных классов на формирование орфографических навыков и отсутствием четких критериев и показателей сформированности орфографических навыков обучающихся; между ценностно-целевой установкой учителей начальных классов на формирование орфографических навыков и отсутствием четких критериев и показателей сформированности орфографических навыков обучающихся; между психологической готовностью преподавателей к реализации педагогических инноваций и отсутствием теоретических основ и технологий формирования орфографических навыков у детей младших классов.

Обучение орфографическим навыкам в начальных классах будет эффективно, если: Обучение орфографическим навыкам в начальных классах будет эффективно, если: подобрать дидактический языковой материал с учетом вариантов орфограмм, различающихся по степени трудности; включить в процесс обучения игровые упражнения, способствующие развитию у школьников орфографической зоркости; повысить мотивационную значимость уроков русского языка с помощью игровых технологий.

создание оптимальных условий для развития орфографических навыков и повышения грамотности обучающихся посредством использования игровых технологий.

провести теоретический анализ литературы по данной теме; провести теоретический анализ литературы по данной теме; изучить степень развития орфографических умений и навыков обучающихся; разработать методическую систему обучения, обеспечивающую формирование грамотного письма; сделать процесс обучения занимательным, облегчить преодоление трудностей при овладении навыками правописания.

Срок реализации: 1 год (2012 – 2013 уч. г.) Срок реализации: 1 год (2012 – 2013 уч. г.) Участники проекта: обучающиеся 3 класса, учитель Горбунова Н.А.

Процесс формирования навыков правописания с помощью игровых форм

повышение качества знаний путём формирования навыков правописания; повышение качества знаний путём формирования навыков правописания; развитие творческих способностей у младших школьников; повышение уровня познавательной активности, самостоятельности и инициативности обучающихся.

информационно- Практический (основной) информационно- аналитический заключительно- обобщающий

(август – октябрь 2012 года) (август – октябрь 2012 года) Выявление и анализ проблемы Диагностика: анкетирование, мониторинги, собеседование. Выбор методов и форм обучения для формирования орфографической грамотности

(ноябрь 2012 г. – март 2013 г.) (ноябрь 2012 г. – март 2013 г.) Разработка и применение методических приёмов обучения грамотности Создание системы формирования орфографических навыков Проведение уроков с использованием игровых технологий Промежуточный контроль

(апрель – май 2013 г.) (апрель – май 2013 г.) Анализ сформированности орфографических навыков Проведение контрольных диагностических исследований Подведение итогов, обобщение результатов, выступление на школьном МО

Сформированность познавательного интереса у обучающихся в начале реализации проекта Сформированность познавательного интереса у обучающихся в начале реализации проекта

Результаты входной контрольной работы по русскому языку Результаты входной контрольной работы по русскому языку

Формированию орфографической зоркости Обогащению новыми сведениями Развитию речи Активизации мыслительной деятельности Созданию ситуации успеха

по характеру по тематическому принципу: обучающие тренинговые развивающие диагностические фонетические орфографические лексико- фразеологические грамматические графические словарные логические по характеру педагогического процесса:

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать состав слова, скорость чтения, развивать орфографическую зоркость, а также создавать положительный эмоциональный настрой, стимулировать правильную устную и письменную речь. Этапы урока Примеры дидактических игр Изучение нового материала «Лишнее слово», «Серпантин», «Ромашка». Закрепление «Выбери три слова», «Почтальон», «Шифровальщики» Обобщение «Кто первый?», «Собери слово», «Знатоки»

Орфографические минутки Орфографические минутки Письмо с проговариванием Комментированное письмо Работа с тренажёрами

СПИСЫВАНИЕ С РАЗНООБРАЗНЫМИ ЗАДАНИЯМИ РАЗНОГО РОДА ДИКТАНТЫ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАБОТА В ПАРЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОРЕВНОВАНИЯ

МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ ГРАФИЧЕСКИЙ «БУКВЫ-ОБРАЗЫ»

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ УРОК - КВН УРОК - КОНКУРС

Внеклассные мероприятия Внеклассные мероприятия (Неделя русского языка, Брейн-ринг «Знатоки русского языка», «Весёлое путешествие от А до Я)») Кружок «Занимательная грамматика» (Игры, грамматические сказки, шарады, ребусы, кроссворды, головоломки)

Сформированность познавательного интереса у обучающихся после реализации проекта Сформированность познавательного интереса у обучающихся после реализации проекта

Результаты итоговой контрольной работы по русскому языку Результаты итоговой контрольной работы по русскому языку

В результате реализации проекта по формированию орфографической грамотности 25% обучающихся повысили свою оценку по русскому языку (Качество знаний – 75%, обученность – 100%) В результате реализации проекта по формированию орфографической грамотности 25% обучающихся повысили свою оценку по русскому языку (Качество знаний – 75%, обученность – 100%)

№ Формулировка вопроса Варианты ответов 1. Какой урок вам больше нравится: традиционный или с игровой поддержкой? С игровой поддержкой – 100% 2. Помогли ли игровые методы понять изучаемую тему? Да – 100% 3. Хотели бы вы в дальнейшем изучать русский язык с помощью игровых программ? Да – 100%

Повышение грамотности обучающихся и качества знаний по предмету Положительная динамика уровня познавательной деятельности Стойкое поддержание интереса к предмету Разработка эффективной системы упражнений по формированию орфографических навыков

Применение игровых технологий даёт возможность успешного усвоения младшими школьниками орфографических правил, а также создаёт ситуацию успеха и повышает самооценку обучающихся Применение игровых технологий даёт возможность успешного усвоения младшими школьниками орфографических правил, а также создаёт ситуацию успеха и повышает самооценку обучающихся

1..Занимательный материал по русскому языку.1- 4 классов, составил М. П. Пукамнук. Минск, 2003 г 1..Занимательный материал по русскому языку.1- 4 классов, составил М. П. Пукамнук. Минск, 2003 г 2..В.А. Левин. Подготовка учителя четырехлетней школы к применению игровых методов обучения. Начальная школа. 2000г. С 37-40 3.Е.М. Минепин. От игры к знаниям.- М.: Просвещение. 2003 г. 4.М.В. Попов. Занимательная орфография. – М.6 Просвещение.. 2000г. 5.И.Н. Ушаков. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. -М.Просвещение,1997г. 6.Т.И. Уткина. Работа над словами с непроверяемым написанием. Начальная школа 2004г. 7. Методы и формы работы со словами из словаря в начальной школе: Методическое пособие. Сост.: Кравцова С. А., Попова Е. Ф.- Тамбов, 2009 г. 8. Ушаков, Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах М. - Просвещение, 1986. – 83 9. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2005.- 448с. 10. Волина В. В. Занимательная грамматика. – М.: Новая школа, 1996

www.pedsovet.ru www.pedsovet.ru www.proshkolu.ru www.openclass.ru www.1september.ru