12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Белоногова Надежда Васильевна259
Педагогический стаж - 6 лет. в 2012 году лауреат районного конкурса "Педагогический дебют"
Россия, Челябинская обл., Нязепетровск

Активные методы обучения

Активные методы обучения в условиях введения ФГОС ООО

Метод обучения - способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

- подражающие - словесные - наглядные - проблемные - развивающие Эволюция методов обучения

Классификация методов обучения Традиционные (репродуктивные) методы направлены на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Их результатом выступают знания-описания и навыки без возможности применения в изменяющихся ситуациях.

Активные методы (АМО) направлены преимущественно на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи.

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения Лекция - 5% Чтение - 10% Аудио-визуальный метод - 20% Демонстрация - 30% Групповые дискуссии - 50% Активное обучение - 70% Обучение других / немедленное применение - 90%

Для продуктивной деятельности школьника требуется: 1. Сформированность ряда коммуникативных умений; 2. Развитие мышления учащихся; 3. Опыт оценочной деятельности

В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы: I этап Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи. Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план. II этап Информационно-оперативный: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником. III этап Рефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются: 1. нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма). 2. постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др. 4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем. 5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

6. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы). 7. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава). 8. Нетрадиционные виды уроков, которые отличаются от традиционных следующими принципами: - максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке; - поддержка альтернативности и множественности мнений; - педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления. Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся. В классах с низким уровнем мотивации лучше всего проводить уроки следующих видов: ролевая игра, путешествие, экскурсия, интегрированный урок, взаимообучение. Их целью является формирование у школьников мотивации к изучению предмета, а также развитие творческого потенциала детей.

9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие — предпочитают классические формы учебного процесса. 10. Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление). 11. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, учебной встречи с элементами соревнования, зачета по номенклатуре, хронологического).

Начало урока Начало урока Рубрика «Любознательным» В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.   Например О происхождении слова копейка (родственное слову копье) стр.77 «Русский язык. За страницами школьного учебника» С.И. Львова. « Многие слова, обозначающие привычные обыденные понятия, имеют любопытную историю, связанную с их происхождением. Например, название монеты КОПЕЙКА, оказывается. произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ6 в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок.  

Рубрика «Любознательным» Рубрика «Любознательным» Знаете ли вы, что роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов. Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость – знаком восклицательным (!). Известен факт, что В.Гюго, закончив роман «отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом:»!».

Рубрика «Любознательным» Рубрика «Любознательным» Оказывается, количество падежей в разных языках различно. В английском только 2, а вот в дагестанском-50! В немецком-4, в японском – 10, в эстонском – 14, в венгерском -22. Но есть и такие языки, в которых вообще нет никаких падежей и смысловые отношения между словами зависят от порядка слов в предложении.   Главное в этой рубрике- эмоциональность, задать тон, заставить задуматься, вовлечь в работу. Этап урока?

Приём "Ассоциативный ряд" Приём "Ассоциативный ряд" К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции,природа. Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.

Орфоэпическая разминка (правильное произношение слов) Орфоэпическая разминка (правильное произношение слов) Труднопроизносимые слова проговариваются хором. СООТВЕТСТВУЮЩИМИ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯМИ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, ЭКЗАМЕНАЦИОНН, БЕЗМОЛВСТВОВАВШИЙ, ОПРОКИДЫВАЮЩИМИСЯ и т.п. Эта система обучения правильной, выразительной и четкой речи. Этой системой в совершенстве овладевают актеры, певцы, дикторы.

Метод «Автобусная остановка» Метод «Автобусная остановка»   Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек Численность: весь класс Время: 20-25 мин. Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры. Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.   Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Лекция “пресс-конференция”. Лекция “пресс-конференция”.   Содержание оформляется по запросу (по вопросам) аудитории с привлечением нескольких преподавателей. Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию. Слушатели могут задать провокационные вопросы. Подобная лекция носит характер “блиц-игры”, в которой слушатели играют роль участников пресс-конференции, а преподаватель исполняет роль ведущего пресс-конференции, демонстрируя способы организации подобного мероприятия. Основными задачами преподавателя являются обязательный ответ на любой вопрос и оценка типов вопросов в зависимости от их содержания. Структура лекции может быть двух видов: целое, связанное изложение проблемы; брифинг, то есть на все вопросы, задаваемые слушателями, даются краткие ответы.

   Метод    «Фруктовый сад»      Метод    «Фруктовый сад»      Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения    метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные    материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при    подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для    обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.      Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими    образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем,    чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном    процессе.       Численность – весь класс.    Время – 20 минут    Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны    яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.       Проведение:    Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из    них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное    дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги    крупные яблоки и лимоны.       Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать    более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от    обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько.    К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и    способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и    одноклассников и т.д.      Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения    – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и    при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все    ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их.    После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение    и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В    процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и    опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения    ожиданий и опасений.        Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений    учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения.    Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также    участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Игры с поднятием рук, например игра Игры с поднятием рук, например игра «Мягкий знак или твердый знак?» Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь –то левую. То же самое можно с прилагательными и причастиями. Можно совместить с физминуткой. Если прилагательное - оставайтесь на месте. Если причастие -встаем. Те, кто встал, объясняют, почему они так рещили.

Пример Активных методов релаксации Пример Активных методов релаксации Метод «Земля, воздух, огонь и вода» Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 8-10 минут Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»). Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Пример Активных методов подведения итогов урока Пример Активных методов подведения итогов урока Метод «Ресторан» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Метод «Инфо-угадайка»        Цели метода:    представление нового материала, структурирование материала,    оживление внимания обучающихся.    Группы: все участники.    Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.        Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.        Проведение:    Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист    ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы.    Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные,    но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в    сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в    ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах    темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель    раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные    моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты    маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу    сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы,    учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и    так далее.    Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде    представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.    Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной    теме постепенно заполняются.        В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были    затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не    упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение    краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся,    учитель дает ответы на них.        Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за    аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа    аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации    способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие    участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не    обозначенные разделы темы. Метод «Инфо-угадайка»        Цели метода:    представление нового материала, структурирование материала,    оживление внимания обучающихся.    Группы: все участники.    Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.        Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.        Проведение:    Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист    ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы.    Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные,    но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в    сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в    ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах    темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель    раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные    моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты    маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу    сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы,    учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и    так далее.    Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде    представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.    Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной    теме постепенно заполняются.        В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были    затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не    упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение    краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся,    учитель дает ответы на них.        Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за    аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа    аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации    способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие    участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не    обозначенные разделы темы.

«Кто больше?» «Кто больше?» Кто больше придумает синонимов к слову ХОЛОД? Кто больше вспомнит слов с удвоенной согласной? Кто больше придумает однокоренных слов к слову школа? Кто больше назовет однокоренных слов с корнем РАСТ-РАЩ-РОС ?

Три варианта работы с «Хамелеоном» А.П. Чехова ФИШБОУН - метод структурного анализа причинно-следственных связей (рыбный скеле Почему рассказ называется хамелеон? Хамелеон – ящерица, способная менять окраску тела. Почему рассказ назван «Хамелеон»?

Верхние Нижние 1.Обвинение Хрюкина Оштрафовать мерзавца. Собаку уничтожить 2. Собака генерала 2. Она маленькая, ты здоровила Сам палец расковырял 3.Это не генеральская 3 Ты пострадал Хозяина проучить Собаку истребить 4Вестимо генеральская 4 Дорогая. Собака - тварь нежная Болван. Сам виноват 5.Отродясь у на таких не было 5 Бродячая., истребить 6. Собака генералова брата 6 Гости, братец Собачка, шустренькая цуцик… Доберусь до тебя Вывод: полицейский надзиратель меняет свое мнение в зависимости от того, кому принадлежит собака.

Шляпы Шляпы Белая – Что произошло? Желтая – Найдите положительное в этой ситуации Черная - Найдите отрицательное в данной ситуации Красная – какие эмоции вызвал рассказ? Менялись ли они на протяжении рассказа? Кому из героев вы сочувствуете? Зеленая - Как могли бы повести себя герои? Синяя - Почему вы смеялись, читая рассказ?

Тонкие Толстые Что произошло? Как меняется поведение надзирателя? Кого укусила собака? Чего хочет Хрюкин? Почему меняется поведение надзирателя? Кто проводит расследование? Чего хочет надзиратель? Что он хочет сделать с собакой? Кто из героев вызывает ваше сочувствие? Почему? Сколько раз полицейский надзиратель меняет свое мнение? Тонкие и толстые вопросы

Прием « Фантастическая добавка» Прием « Фантастическая добавка» Анатолий Гин в своей книге «Приемы педагогической техники» определяет «Фантастическую добавку» как прием, направленный на привлечение интереса к произведению. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить какую – либо ситуацию; придумать фантастического героя; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. И. Тургенев, повесть «Му-му» Прошу ребят, погрузиться в роль и "озвучить" мысли и чувства Герасима. Я задаю вопросы Герасиму, а ребята вслух произносят мысли Герасима (что, по-вашему, сказал нам Герасим, если бы умел говорить). Скажи, пожалуйста, Герасим, почему ты не ушел от барыни раньше? Ведь ты мог не топить свою любимую собаку, а сразу с ней уйти в деревню? Думал ли ты, Герасим, что ты мог уйти от барыни со своей собакой? О чем ты, Герасим, думал, когда возвращался в свою деревню из Москвы? Было ли тебе страшно, что барыня велит тебя поймать, привезти опять в Москву? А если бы она велела запороть тебя до смерти? Еще одна ситуация: представьте себе, что спустя 1-2 года спустя барыня и Герасим встретились. Своевольная барыня ездила по деревням. Какой вы себе представляете их встречу?

«Кто быстрее и грамотнее выполнит задание?» «Кто быстрее и грамотнее выполнит задание?» Во время урока, когда дети самостоятельно выполняют упражнения, тем, кто выполнит быстрее и правильнее, ставлю оценки. Первые три тетради на проверку. Обычно это одни и те же ученики, но они между собой соревнуются, кто правильнее.

Использование активных форм организации обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий: - активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций в процессе деятельности; - переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между учителем и учащимися; - постоянный рост самостоятельной работы учащихся; - методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам; - обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования.