12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Артеменков298
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Жизнь императрицы Екатерины II

Проект по истории Россиии по теме Жизнь императрицы Екатерины II Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 14» города Смоленска (МБОУ «СШ № 14») Выполнила: Щербакова Виктория Ученица 9 А класса Руководитель: Артеменков А.Л.

Екатерина II –великая личность в истории. Даже после смерти императрицы разговоры о ней не утихают. Кто-то хвалит ее за всё то, что она сделала для государства, кто-то, наоборот, недоволен реформами.

Объектом исследования является Екатерина II. Предметом исследования – оценка правления императрицы. Цель исследования – обозначить собственную оценку правления княгини, для чего необходимо решить следующие задачи: 1.Провести анализ личности Екатерины II. 2. Раскрыть информацию о том, какие качества позволили ей добиться успеха. 3. Оценить роль Екатерины II в развитии государства.

Екатерина II ( София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская ) родилась в 1729 году в Пруссии в семье губернатора Штеттина князя Цербстского и герцогини Голштейн-Готторпской

В 1744 года вместе с матерью была приглашена в Россию императрицей Елизаветой Петровной и крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны

В 1745 году состоялась свадьба Екатерины II с Петром Федоровичем (будущим императором Петром III) 

После девяти лет брака, отношения между супругами абсолютно разладились. Екатерина II родила наследника престола Павла , которого у нее сразу же отобрали и практически не позволяли с ним видеться

Политика Петра III спровоцировала негодование практически всех слоев русского общества. Екатерина же, напротив, пользовалась немалой популярностью. Неудивительно, что в такой ситуации вскоре сложился заговор, возглавила который именно она.

Екатерина II царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.».

1.Просвещать нацию, которой должно управлять; 2.Ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы; 3.Учредить в государстве хорошую и точную полицию; 4.Способствовать расцвету государства и сделать его изобильным; 5.Сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. С самого первого дня восхождения на престол Екатерина II четко сформулировала свои монаршие задачи и начала активно их реализовывать:

Внутренняя политика

Основные реформы Наз­ва­ние Со­дер­жа­ние 1763 – Ре­фор­ма Се­ната Упо­рядо­чива­ние и сис­те­мати­зация пол­но­мочий и струк­ту­ры. Зак­репле­ние за­коно­датель­ной фун­кции ис­клю­читель­но за им­пе­рат­ри­цей. 1764 – Цер­ковная (се­куля­риза­ци­он­ная) ре­фор­ма Изъ­ятие цер­ковных зе­мель. Пе­реда­ча мо­нас­тыр­ских кресть­ян в уп­равле­ние Кол­ле­гии Эко­номии. 1764 – Уп­раз­дне­ние гет­манс­тва Власть пе­реш­ла к Ма­лорос­сий­ской кол­ле­гии и П. Ру­мян­це­ву-За­дунай­ско­му 1768-86 – Об­ра­зова­тель­ная ре­фор­ма Соз­да­на сеть го­род­ских школ, на­чина­ет­ся от­кры­тие учи­лищ. От­кры­ты си­рот­ские до­ма, ака­демии для маль­чи­ков и Смоль­ный ин­сти­тут бла­город­ных де­виц 1768 – Де­неж­ная (фи­нан­со­вая) ре­фор­ма Соз­да­ние Ку­печес­ко­го и Дво­рян­ско­го бан­ков. Соз­да­ние ас­сигна­ций – бу­маж­но­го эк­ви­вален­та де­нег.

Основные реформы 1775 – Лик­ви­дация За­порож­ской се­чи За пог­ро­мы серб­ских по­селен­цев и под­дер­жку вос­ста­ния Пу­гаче­ва. Так же, пос­ле взя­тия Кры­ма и ис­клю­чения уг­ро­зы со сто­роны та­тар­ских на­бегов их ус­лу­ги ста­ли ме­нее вос­тре­бова­ны. 1775 – Гу­берн­ская (вкл. Су­деб­ная) ре­фор­ма Ук­репле­ние вер­ти­кали влас­ти, раз­гра­ниче­ние фун­кций и от­ветс­твен­ности уп­равля­ющих и су­деб­ных ор­га­нов. Упо­рядо­чива­ние ад­ми­нис­тра­тив­но-тер­ри­тори­аль­ной сис­те­мы. 1768 – Де­неж­ная (фи­нан­со­вая) ре­фор­ма Соз­да­ние Ку­печес­ко­го и Дво­рян­ско­го бан­ков. Соз­да­ние ас­сигна­ций – бу­маж­но­го эк­ви­вален­та де­нег. 1775 – Лик­ви­дация За­порож­ской се­чи За пог­ро­мы серб­ских по­селен­цев и под­дер­жку вос­ста­ния Пу­гаче­ва. Так же, пос­ле взя­тия Кры­ма и ис­клю­чения уг­ро­зы со сто­роны та­тар­ских на­бегов их ус­лу­ги ста­ли ме­нее вос­тре­бова­ны.

Основные реформы 1775 – Ма­нифест о сво­боде пред­при­нима­тель­ства От­кры­тие пред­при­ятий для всех сво­бод­ных (не кре­пос­тных) без спе­ци­аль­ных раз­ре­шений 1782 – По­лицей­ская ре­фор­ма  «Ус­тав бла­гочи­ния» — вве­дения кон­тро­ля за на­селе­ни­ем со сто­роны по­лиции и цер­кви. 1785 – Го­род­ская ре­фор­ма «Гра­мота го­родам» – оп­ре­деле­ние ор­га­нов са­мо­уп­равле­ние и их фун­кций. Раз­де­ление раз­ря­дов го­род­ско­го на­селе­ния, их обя­зан­ностей, прав и при­виле­гий. «Грамота Дворянству»  — зак­репле­ние и рас­ши­рение сво­бод и при­виле­гий бла­город­ных дво­рян. 1775 – Ма­нифест о сво­боде пред­при­нима­тель­ства От­кры­тие пред­при­ятий для всех сво­бод­ных (не кре­пос­тных) без спе­ци­аль­ных раз­ре­шений 1782 – По­лицей­ская ре­фор­ма  «Ус­тав бла­гочи­ния» — вве­дения кон­тро­ля за на­селе­ни­ем со сто­роны по­лиции и цер­кви.

Внешняя политика

Фавориты Екатерины II Екатерина II умела ладить с людьми и очаровывать их. С 1752 по 1796 у нее было много фаворитов. Умея подмечать людские слабости, Екатерина была очень дальновидной, когда дело доходило до государственных интересов .

Самые известные фавориты Екатерины II Платон Зубов . Григорий Потемкин Григорий Орлов

При Екатерине II в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека Культура и просвещение

Екатерина II покровительствовала различным областям искусства – архитектуре, музыке, живописи Культура и просвещение

Развитие системы образования В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Фактически было положено начало современной системе образования

Развитие системы образования 11 октября 1783 года основана Российская академия наук. В академиях работали лучшие зарубежные учёные Эйлер, Паллас, Бёмер, Шторх, Крафт, Миллер, Вахмейстер, Георги, Клингер и другие

При Екатерине II в России началась история женского светского образования. В 1764 году она учредила Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге — первое в стране образовательное учреждение для женщин Женское образование

Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты Развитие системы здравоохранения

Началась кампания по обязательному прививанию оспы Развитие системы здравоохранения

Екатерина II занималась литературной деятельностью, оставив после себя большое собрание сочинений — записки, переводы, басни, сказки, комедии Литературная деятельность

Особая заслуга принадлежит Екатерине II в развитии российской журналистики. Среди авторов еженедельного сатирического журнала «Всякая всячина», издававшемся с 1769 года была и сама императрица Журналистская деятельность

1. Ухудшалось положение крестьян, что вызывало все больше недовольства в массах. 2.Слишком поощрялось дворянское сословие (о чем свидетельствует жалованная грамота дворянам). 3.Неудачей закончилась и инициатива с Уложенной комиссией, на которую народ возлагал большие надежды. Минусы периода правления Екатерины II

16 ноября 1796 года у Екатерины II произошло кровоизлияние в мозг, по терминологии XVIII века – «апоплексический удар». На следующий день, не приходя в сознание, она скончалась. Похоронили ее в Петропавловском соборе Смерть Екатерины II

В три с половиной десятилетия правления Екатерины II уложилась неоднозначная и очень важная эпоха, когда сформировалась основная часть фундамента современного русского государства. И дирижировала страной в те времена женщина, масштабу которой до сих пор не нашлось равных в истории России.

Екатерина Великая была действительно мудрой правительницей. Она создала множество важных, можно даже сказать, необходимых для того периода реформ. Именно за свою современность, соответствие эпохе, её и любили. Она знала, в чём нуждается Россия и старалась сделать максимально много. Выводы