12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихонова Юлия Анатольевна152
Россия, Московская обл., Ногинск

Презентация «Использование кейс-технологии в процессе обучения»

Использование кейс-технологии в процессе обучения. Тихонова Юлия Анатольевна ГБПОУ МО “Ногинский колледж”

Кейс-технология Метод case-study Кейс-метод Метод конкретных ситуаций– от английского case – случай, ситуация; Портфель

метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решении кейсов), обеспечивает готовность обучающихся решать практические задачи и находить решение в реальных, жизненных, а также проблемных ситуациях Сущность и цели

Задача метода case-study совместными усилиями обучающихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы

Кейс (ситуация, случай) – это описание реальной ситуации, случая; «кусочек» реальной жизни; событие, реально произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для, того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, сподвигнуть обучающихся к обсуждению, анализу ситуации и принятию решения; конкретная практическая ситуация, рассказывающая о случае, событии, в котором можно обнаружить проблему, описывающая конкретных людей в момент принятия важного решения, сталкивающихся с необходимостью принимать какие-то действия и нести ответственность за последствия.

- это совокупность обстоятельств, условий, противоречий развития какой либо деятельности, требующих конкретного разрешения с учетом множественности выходов из создавшегося положения. Ситуация (фр. положение, обстановка) –

Краткая характеристика ситуаций Конкретные ситуации существуют реально в деятельности, связаны с учебными (производственными) проблемами, которые умеют или не умеют разрешать обучающие. Базовые ситуации отличаются степенью обобщенности конкретных ситуаций. Это организационные, поведенческие, педагогические и т.д. Ситуация-проблема – реальная проблема, требующая оперативного разрешения, вырабатывает умение по поиску оптимального решения. Ситуация-оценка – реальная ситуация с готовым решением, которое следует оценить как правильное или неправильное и предложить свое адекватное решение.

Краткая характеристика ситуаций Ситуация-иллюстрация реальная ситуация, включаемая в лекционный материал в качестве примера. Описание ситуации вырабатывает у обучающихся умение визуализировать информацию с целью облегчения поиска способов ее решения. Ситуация-тренинг представляет собой банк стандартных или перечисленных ситуаций, используемых для отработки конкретного умения. Разбор корреспонденции –работа с реальной входящей или исходящей корреспонденцией с целью формирования у обучающихся умений вдумчиво читать, выделять главное, конструировать решения и прогнозировать последствия.

Краткая характеристика ситуаций Классическая ситуация – ситуация, взятая из средств массовой информации, литературы, практики или искусственно сконструированная, описанная по всем требованиям кейс- метода. Стандартная ситуация – типичная, часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах; имеющая одни и те же источники и причины. Данные ситуации имеют большое значение, т.к. учат предупреждать и эффективно разрешать и действовать в стандартных ситуациях.

Краткая характеристика ситуаций Критическая ситуация- нетипичная, неожиданная, заставшая врасплох, нарушает планы, наносящая материальный и моральный ущерб, требующая экстренного и радикального вмешательства. Экстремальная ситуация – уникальная, не имеющая в прошлом аналогов, приводящая к негативным изменениям или разрушению каких-либо систем, требующая привлечения незапланированных и непредусмотренных материальных и человеческих ресурсов.

Анализ ситуаций это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, определения путей и способов ее оптимального и оперативного разрешения

Кейс – портфель представляет специально подготовленные учебно-методические материалы, содержащие описание ситуации, направленных на формирование у обучающихся навыков самостоятельного конструирования алгоритмов решения социальных, экологических и других задач.

Два условия эффективного использования case – технологии хороший кейс; определённая методика его использования в учебном процессе

Кейс – портфель представляет специально подготовленные учебно-методические материалы, содержащие описание ситуации, направленных на формирование у обучающихся навыков самостоятельного конструирования алгоритмов решения социальных, экологических и других задач.

Сase - должен удовлетворять следующим требованиям содержать чёткие дидактические цели, соответствующие особенностям обучающихся; содержание ситуации и представленные материалы должны быть актуальными, достоверными, иллюстрировать различные аспекты реальной жизни, экономики, экологии, производства и т.д.; не устаревать слишком быстро; развивать аналитическое мышление; провоцировать дискуссию.

Суть обучения методом case-study каждый из участников или группа предлагает варианты разрешения ситуации, исходя из имеющихся знаний, практического опыта и интуиции. Поскольку любая ситуация имеет несколько вариантов решения, происходит обсуждение и поиск оптимального варианта.

Классификация кейсов исходя из целей и задач обучения: - Обучающие анализу и оценке; - Обучающие решению проблем и принятию решений; - Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом

Источники для составления кейсов: художественная и публицистическая литература, информация из СМИ; «местный» материал; статистические материалы, различного рода сведения научная литература: статьи, монографии и научные отчёты, посвящённые той или иной проблеме; Интернет ресурсы.

Основные этапы создания кейсов: Формулировка дидактических целей кейса, выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки обучающихся. Определение проблемной ситуации. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. Построение или выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности. Выбор жанра кейса. Написание текста кейса. Диагностика правильности и эффективности кейса и его корректировка. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса).

Требования к Кейсу: должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком; содержать проблему и методические рекомендации по разбору ситуации и проведению занятия; демонстрировать положительные и отрицательные стороны проблемы; соответствовать потребностям контингента обучающихся; содержать необходимое и достаточное количество информации; текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы

Структура кейса Сюжетная часть– описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных; Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий; Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для обучающихся.

Этапы решения кейса ознакомление с текстом кейса; анализ кейса; организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации; оценивание участников дискуссии; подведение итогов дискуссии.

Последовательность действий преподавателя Предварительная работа: Выдача домашнего задания   Определение сроков выполнения задания  Ознакомление с системой оценивания решения кейса  Определение технологической модели занятия  Проведение консультаций (по необходимости) Работа над ситуацией в аудитории   Вступительное слово педагога; постановка основных вопросов Распределение обучающихся по малым группам (по 3-6 человек) Организация работы обучающихся в малых группах, определение докладчиков  Организация презентации решений в малых группах  Организация общей дискуссии Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации  Оценивание обучающихся.