12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Oksana59

Психология для учителя

Психология для учителя Психолог МБОУ СОШ №188 Пушкарева О.А.

Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить.

Процессы памяти Запоминание Сохранение Воспроизведение запечатление непроизвольное запоминание заучивание собственно сохранение забывание узнавание собственно воспроизведение припоминание

Память По объекту запоминания По степени волевой регуляции По длительности сохранения в памяти По органам чувств Образная Словесно-логическая Двигательная Эмоциональная Произвольная Непроизвольная Кратковременная Долговременная Оперативная Зрительная Слуховая Моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая

Приемы запоминания Для развития различных видов памяти существуют следующие приемы и методы запоминания: группировка – разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.); выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.); план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

«Внимание – сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь» (С.Ожегов). «Внимание – это концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов» (Г.В.Разумова).

Виды внимания Внимание Произвольное Непроизвольное

Произвольное и непроизвольное внимание Произвольное внимание проявляется в форме волевого усилия, то есть человек сам направляет свою деятельность на что-то. Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека под действием каких-нибудь раздражителей.

Качества внимания 1. Концентрация – удержание внимания на чем-нибудь при отвлечении от всего основного. 2. Устойчивость – длительное удержание внимания на чем-нибудь. 3. Объем – количество объектов, воспринимаемых сознанием одновременно. 4. Распределение - концентрация сознания на двух или нескольких объектах в одно и то же время. 5. Переключение – быстрый переход внимания с одного объекта на другой.

Формы чувственного познания ощущение - отражение отдельных свойств предметов восприятие - отражение предмета в целом, целостный образ предмета представление - сохранившийся образ предметов

Воображение – это возникновение в голове человека образов, никогда ранее в целом не воспринимавшихся.

Мышление – это процесс деятельности мозга, главным образом сознания. Оно характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, получать выводы.

Основные формы рационального мышления понятие умозаключение суждение

Основные операции мышления Операции мышления Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Конкретизация Обобщение

Анализ – это мысленное разъединение целого на части. Синтез – это мыслительное соединение отдельных частей, свойств, признаков или действий в целое. Абстрагирование – это выделение существенных свойств предметов, объектов, явлений и привлечение от несущественных. Сравнение – это мыслительная операция, позволяющая установить сходство или различие предметов и явлений. Конкретизация – это мыслительный процесс, противоположный абстрагированию. Обобщение – это мыслительное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Основные качества мышления Качества ума Быстрота Самостоятельность Критичность Гибкость Широта

Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Типы интеллекта лингвистический музыкальный логико-математический пространственный

Способности Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности – качества, обеспечивающие успешность овладения и продуктивность той или иной деятельности.

Общие способности Общие способности определяют уровень любой умственной деятельности и зависят от сформированности познавательных процессов – мышления, памяти, внимания

Специальные способности – это способности в какой-либо области знаний и деятельности. Специальные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.

Разновидности специальных способностей литературные технические организаторские математические педагогические художественные

Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.

Темперамент и свойства нервной системы Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову Выдающиеся личности Флегматик Работоспособный Малоэмоциональный Серьезный Надежный Спокойный Сильный Уравновешенный Малоподвижный Кутузов Крылов Ньютон Сангвиник Активный Энергичный Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный Сильный Уравновешенный Подвижный Наполеон Холерик Очень энергичный Вспыльчивый Эмоциональный Напористый Чувствительный Сильный Неуравновешенный Подвижный Петр Первый Пушкин Суворов Меланхолик Замкнутый Ранимый Сдержанный Задумчивый Грустный Слабый Неуравновешенный Сдержанный Лермонтов Блок Гоголь

Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Виды черт характера по отношению к людям (общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие) по отношению к деятельности (добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность) по отношению к общественной и личной собственности (аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость) по отношению к себе (скромность, самокритичность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм)

Самооценка – это способность оценивать себя самого. Самооценка – оценка самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков называется самооценкой.

Мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Пирамида А.Маслоу Физиологические Безопасности и защищенности Социальные Уважения Самовыражения потребности первичные вторичные

Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.