12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия Самофалова86

Презентация к докладу "Инновации в работе школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности"

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА№110 ГОРОДА ДОНЕЦКА» Семинар «Инновации в работе школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности Подготовила: библиотекарь МОУ «Школа№110 г.Донецка» Самофалова Наталия Викторовна

Цель: совершенствование профессионального мастерства библиотекарей по формированию информационной культуры личности

Задачи: ознакомить участников семинара с инновационными формами, методами и приёмами работы школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности; презентовать работу школьного библиотекаря по теме семинара; создать участникам семинара условия для обмена опытом.

«…современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка» Сергей Иванович Вавилов «Кто владеет информацией - тот владеет миром» Майер Ротшильд

ИНФОРМАЦИЯ

Школьная библиотека – это информационно – образовательный и культурный центр образовательного учреждения.

Согласно пункту 2.4 Государственного Образовательного Стандарта Донецкой Народной Республики «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение умениями работать с информацией»

Согласно пункту 2.5 Государственного Образовательного Стандарта Донецкой Народной Республики «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», предметные результаты среднего общего образования должны обеспечивать:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; - овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты; - поиск информации с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках). ).

Школьная библиотека выступает, как образовательное подразделение школы, где библиотекарь: решает педагогические задачи; выполняет роль специалиста в области повышения информационной культуры учащихся.

Под информационной культурой, следует, прежде всего понимать: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Формирование информационной культуры личности: - начальное звено; - среднее звено; - старшее звено.

- категория книги, её структура, научный аппарат; - развитие книгоиздания; - история возникновения и развития библиотек, в том числе особенности; - справочно-библиографический аппарат библиотеки (каталоги, картотеки, энциклопедические издания, библиографические издания); - библиографирование документов, принципы создания указателей, списков, обзоров и т.д. Библиотечные занятия:

- научить учащихся рациональным приёмам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации; - привить учащимся умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Цели школьных библиотекарей:

Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной личности учащегося, подготовке ребёнка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.

- принцип системного подхода; - принцип преемственности; - последовательное усложнение при подаче материала уроков; - ориентирование на конкретную возрастную - группу учащихся и на реальные потребности школы. Требования при проведении библиотечных уроков:

- традиционные (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества); - игровые, соревновательные (конкурс, турнир, викторина, «информины») Формы работы:

- информационно-поисковая цель; - усваивающая цель; - аналитико-критическая; - творческая. Цели чтения:

- чтение должно быть вдумчивым; - в ходе чтения следует выделять неизвестные термины, находить их значение; - целесообразно делать выписки, необходимые для работы. Правила чтения:

- находить и выделять главное в тексте, использовать сжатые формы (или «свёрнутые») записи информации (заметки, тезисы, конспекты); - определять в тексте связи между явлениями; - пользоваться библиографическими изданиями, справочной литературой; - привлекать в процессе чтения дополнительные источники; - проводить анализ, синтез и обобщение на материале изучаемых источников. Основные умения, необходимые читателю научной и научно-познавательной литературы:

- титульный лист; - аннотация; - предисловие; - оглавление; - послесловие Структура книги, основные элементы:

- планы; - заметки; - тезисы; - конспекты В ходе работы с книгой учащиеся осваивают умение делать сжатые формы записи:

- «ромашка вопросов»; - кластер; - синквейн Приёмы работы библиотекаря:

Библиотека – один из важнейших социальных институтов, выполняющий различные роли в жизни общества.

Спасибо за внимание!