12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горбунова Марина Викторовна187

Презентация: Конституция Российской Федерации - путь к правовому государству.

«Конституция РФ – путь к правовому государству» Выполнила: обучающаяся группы №84 Верхова И.С.

Задачи: 1.Обозначить исторические вехи создания основного закона в Российском государстве. 2.Раскрыть исторические особенности принятия современной Конституции 3.Определить основные признаки правового государства. 4.Проанализировать основы конституционного строя России. Цель: изучение истории становления Российской Конституции, как основного закона государства; определение её роли в формировании правового государства.

Что такое Конституция? Конституция РФ – это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства, в котором изложены основные цели создания государства.

Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция РСФСР 1918 года Была принята постановлением VВсероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти. Конституция 1918 года закрепила за собой диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доход или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.

Конституция СССР 1924 года Первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза. Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами. В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления реорганизации органов советского управления.

Конституция СССР 1936 года Неофициальное название «Сталинская Конституция» Несмотря на свое название, основным автором был репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом Конституции непосредственное участие принимал И.В.Сталин. Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма.

Конституция СССР 1977 года Конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему. Вошла в историю как «Конституция развитого социализма» и «Брежневская Конституция»

Конституция 1993 года Была принята на референдуме 12 декабря 1993 года( 58 % проголосовавших за конституцию). Вступила в действие со дня её опубликования: 25 декабря 1993 года.

Действующая Конституция С 2005 года 12 декабря не является в России выходным днем. День конституции причислен к памятным датам России. В действующей Конституции РФ закреплены демократические и гуманистические ценности, определяется место России в современном Мире.

Структура Конституции Преамбула Раздел первый. Основные положения Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64) Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79) Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93) Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109) Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117) Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129) Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133) Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137) Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Правовое государство Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Признаки правового государства Верховенство права и закона. Сильная независимая судебная власть. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Признание прав и свобод человека высшей ценностью. Взаимная ответственность государства и личности. Единство права и закона.

Верховенство права и закона Доказательство этого признака находится в статьях:1;2;3 часть 1;4 часть 2;5 части 2,3,4; 11;15 части 1,2;19;26; 64; 76; 135. В них сказано, что Россия- правовое государство, человек его права и свободы являются высшей ценностью, Конституция РФ имеет верховенство на всей территории России. Положения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным собранием, тем самым, доказывая, что в Конституция России имеет высшую юридическую силу.

Так как этот признак как и первый признак являются основными для правового государства, ему посвящено множество статей в Конституции РФ: 2;3 часть 1; 10;12;17;18;46 часть 1. В них сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Признание прав и свобод человека высшей ценностью

Разделение властей. В статьях 10 и 11 сказано, что Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые являются самостоятельными. Целью разделения власти является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Политический и идеологический плюрализм. Статья 13 полностью подтверждает политический и идеологический плюрализм в Российской Федерации. В ней сказано, что в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может быть государственной или обязательной, признаются политическое многообразие и многопартийность. В статье 14 части 1 сказано, что «Российская Федерация- светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Независимая судебная власть Данный признак находит своё отражение в статьях: 10,120,121,122. В них сказано, что судебная власть самостоятельная, судьи независимы, несменяемы и неприкосовенны, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; суд принимает решение в соответствии с законом; полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Ответственность между государством и личностью. В статье 2 сказано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В статье 15 сказано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов, законы (даже хорошие, правовые) не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников. Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Недостаточно развито гражданское общество, невысока правовая культура в обществе. Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления. Однако идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу. Заключение