12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маврина Ирина Николаевна40

Использование дидактических игр для подготовки детей к школе в свете ФГОС ДО»

«Использование дидактических игр для подготовки детей к школе в свете ФГОС ДО»   Воспитатель Маврина И. Н.  2019

Задачи Исследовать сущность и компоненты готовности детей к школе. Дать понятие дидактических игр, рассмотреть возможности использования их в подготовке детей к школе. Выявить особенности подготовки детей к школе с использованием дидактических игр в свете ФГОС ДО. Осуществить диагностику готовности к школе детей подготовительной группы ДОУ «Солнышко» г. Бердска. Провести формирующий эксперимент: разработать программу подготовки детей к школе, соответствующую ФГОС ДО с применением дидактических игр.

Методологическая основа Методологическая основа: положения ФГОС ДО работы отечественных ученых-педагогов, разрабатывающих проблемы эффективной подготовки дошкольников к школе посредством дидактических игр, - Эльконина Д. Б. , Дьяченко О.М. , Бондаренко А.К. , Коротковой Н.С. Методы исследования: анализ литературных источников; психологическая диагностика; методы математической статистики; анализ результатов исследования.

Практическая значимость возможность использования системы дидактических игр, рассмотренных во второй главе работы, в практике дошкольных учреждений при подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Сущность понятия «готовность детей к школе» «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками» ,- А.Анастази достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. Й.Шванцара именно произвольность поведения младшего школьника является центральным моментом, определяющим его готовность к обучению, поскольку она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в системе его отношений к взрослому (учителю), сверстникам и самому себе. Л.И.Божович «..целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» . А.И.Запорожец Комплексный характер, - физический, специальный и психологический. Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова

К завершению дошкольного образования (к 7 - 8 годам) ребёнок : - овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, старается разрешать конфликты; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; достаточно хорошо владеет устной речью, развита крупная и мелкая моторика; способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам поведения интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; - способен к принятию собственных решений

формирование у детей правильных представлений о школе и учении формирование положительного эмоционального отношения к школе формирование опыта учебной деятельности Формы и методы работы воспитателя ДОУ по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе экскурсии в школу беседы о школе чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним рисование школы и игра в школу

Автодидактизм – непреднамеренное обучение с помощью дидактических игр Дидактические игры с предметами разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: рас­ширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспиты­вать произвольность поведения, памяти, внимания. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня» Игры- инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела») о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», и т.д.) Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера (кегли, пазлы) Особая группа – словесные игры, где процесс решения обучающей задачи осуществляется на основе представлений и без опоры на наглядность (потешки, прибаутки, загадки)

Структура дидактической игры Структура дидактической игры Обучающая (дидактическая) задача Игровые действия. Основная цель— организовать действия, поведе­ние детей Игровые правила Условия произвольность Вывод: чтобы сформировать у детей готовность к обучению в школе нужно, прежде всего, помочь им овладеть навыка­ми сюжетно-ролевой игры. Задача воспитателя - научить каждого ребенка понимать и реализовывать ролевые отношения, чтобы он мог легко воспринимать учебные задачи и безболезненно перехо­дить от игры к учению.

Методические приемы системы дидактических игр, для подготовки детей к школе : 1)совместная деятельность-игра, в ходе которой дети должны согласовывать свои действия при решении общей задачи; 2)взрослый наблюдает за совместной игрой детей, учит их взаимодействовать в ситуации обшей задачи, подсказывает, сове­тует, помогает решать совместными усилиями; 3)введение в игру детей-болельщиков, которые своими воз­гласами одобрения поддерживают одного участника или команду, помогают играющим установить соревновательные отношения; 4)введение ребенка-управляющего, который «дирижирует» игрой сверстников, но сам не принимает в ней участия; 5)введение двух детей-управляющих с взаимно противополож­ными позициями, которые должны решать единую игровую задачу, сохраняя соревновательные отношения; 6)обучение ребенка выполнению роли одновременно двух партнеров с взаимно противоположными интересами, формирование у него умения рассматривать сложившуюся ситуацию с разных сторон

Особенности подготовки детей к школе с использованием дидактических игр в свете ФГОС ДО реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование создание образовательной среды, являющейся для ребенка моделью социума формирование у дошкольников мотивации к познанию и творчеству социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие речевое развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» - интегративные качества: физически развитый, любознательный и т.д.