12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баранова Лариса Александровна46
Россия, Удмуртская респ., Сарапул

Выступление на педсовете "Воспитание - вчера, сегодня, завтра"

Воспитание – вчера, сегодня, завтра

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком  и узком смысле:  Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией; представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности Воспитание в узком смысле -  это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

На основе дошедших до нас археологических данных уже в первобытном обществе мы можем выделить такие формы воспитания, как уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища, которое осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей. Воспитание было коллективным и усложнялось по мере усложнения видов труда, связанного в первую очередь с развитием начатков земледелия и животноводства. На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ ПетраI под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание» , поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» 

В следующей общественно-исторической формации — рабовладельческом обществе, первом обществе, разделенном на антагонистические классы — рабовладельцев и рабов, с резко различавшимися условиями жизни, положением в обществе, воспитание стало функцией государства. В странах древнейшей цивилизации — Греции, Египте, Индии, Китае и др. для осуществления воспитания стали создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения. В классовом обществе воспитание стало классовым, появились разные системы воспитания, строящиеся в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей — представителей разных классов. Воспитание стало особой функцией государства, руководство им осуществлялось правящим классом, и поэтому оно было направлено на укрепление позиций господствующей верхушки. По мере развития общества процесс воспитания усложнялся и приобретал более организованный характер:

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. И несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях: воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль; эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс; результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу. Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.

Сколько существуют люди, столько существует и воспитание. Всегда взрослые растили детей и готовили их к жизни – обучали их жизненным ценностям, навыкам общения с другими людьми, принятым в то время, трудовым умениям, знакомили с правилами и укладом жизни общества – как создавать семью, как праздновать, как относиться к старшим, как защищать свою землю, свою семью и т.д. По существу, воспитание существовало всегда. Родители, бабушки и дедушки, все окружающие вносили свой вклад в воспитание – своими словами, поступками, или отсутствием поступков. И результат этого – жизнь человека. Будет лучше для всех, если этот результат будет хорошим, и каждый ребёнок встретит на своём пути людей, которые помогут ему понять правила, ведущие к успешной жизни, которые помогут ему понять своё место в мире, раскрыть способности, поверить в себя и в свои силы, увидеть в своей жизни смысл и цель, достичь эту цель.