12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баликоева Альбина Мурзаевна1484
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

"Современные технологии в работе педагога"

«Современные технологии в работе педагога» Учитель физики МБОУ СОШ с. Михайловское Баликоева А.М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА « …Сначала отделите Ребёнка от злости, потом Приближайте к знаниям. Сначала притупите в Ребёнке зависть, потом обостряйте взор к знаниям. Сначала воспитывайте Ребёнка, потом обучайте...» Шалва Амоношвили. Какие бы приёмы и методы образования на уроках мы не использовали, ребёнок, имеющий проблемы и переживания внутри себя, не в состоянии воспринимать и усваивать учебный материал. Это, равносильно тому, что стучаться в закрытые двери. Не секрет, что лучшими учениками становятся воспитанные дети. В связи с этим, задачи воспитания должны решаться параллельно в той же степени, что задачи образования в рамках учебных учреждений. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения для детей эпохи цифровых технологий, которые с двух лет свободно разбираются в компьютере, мобильном пространстве, заставляют нас, педагогов, искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Такой новизной в воспитательной работе, являются интерактивные классные часы

«Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность к красивому - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому» писал В.А.Сухомлинский. Ни для кого не секрет, что если учителю удаётся пробудить интерес у учащихся, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы, и ученики будут стремиться к знаниям, преодолевая все трудности. А желание появляется тогда, когда есть интерес. Отличаются интерактивные классные часы от традиционных и тем, что учащиеся заранее ничего не заучивают, тему открывают они сами в процессе рассуждений и выполнения различных заданий. И самое главное условие удачного классного часа, это тщательная подготовка самого педагога, умелое построение хода работы, активная организация, и поддержание темпа работы. Поддержать темп работы и интерес в течение всего занятия возможно только при применение разнообразных образовательных технологий, методов и приемов этих технологий.

Вот уже более двадцати лет российские школы проходят через множество изменений и испытаний. Новые школьные стандарты, введение частного образования, интернационализация подходов к образованию, широкая коммерциализация школьного образования, принятие тестовой системы ЕГЭ – это далеко не полный перечень вызовов российской школе. Один из самых сложных вызовов заключается в том, что произошла смена ценностных ориентиров,. Эти изменения, которые далеко не всегда проходят безболезненно, как для детей, так и для взрослых и привели к появлению существенных разногласий внутри общества в восприятии и переосмыслении основ поведения и ценностей жизни и, как следствие, требований образования к школе. Изменились требования и к проведению классных часов. Одна из важнейших задач воспитания, от успешного решения которой зависят его результаты, состоит в том, чтобы пробудить интерес учащегося. Анализ успешного опыта организации и проведения уроков, а также других воспитательных мероприятий, к которым интерес учащихся был высок, показывает, что это происходит тогда, когда ученик активно взаимодействует на протяжении всего времени обучения с учителем, одноклассниками, источниками информации (текстом, образом, экспериментом), стараясь связать новые знания и опыт с тем, что он уже знает и умеет. Такими занятиями являются интерактивные занятия.

Слова известного педагога Шалва Амонашвили: «Так какую же задачу должна выполнять школа? Выпускать образованных негодяев, бессердечных отличников? Или мыслящих людей, которым ведомы сострадание, чуткость, понимание и любовь? В ком больше нуждается общество? Амонашвили исходит из первоначального значения слова «школа». В переводе с латинского scale – «лестница». Лестница, по которой взбираются наши души. Иоанн Лественник (VI век новой эры) описывает 30 ступеней этого восхождения. Последняя, тридцатая ступень – ступень любви к людям. Учитель поднимется к ней вместе с учеником. «Мы – соработники у Бога», – говорит Амонашвили о миссии учителя. ОБРАЗОВАНИЕ от слова ОБРАЗ. «Дом духа – это сердце. Сердце каждого человека просит, чтобы его облагородили. Кто подарит ему это благородство? Ты, он, она... Кто, если не мы Учителя? А что такое урок? «Форма организации учебного процесса». У – свет, РОК – судьба. Учитель дарит свет, чтобы ты нашел свою судьбу, свою миссию... А классный час, это урок посвящённый воспитанию ребёнка.

В связи с введением новых стандартов современной школе придется приложить больше усилий для достижения личностных результатов - таких, как развитие навыков сотрудничества, умения разрешать жизненные проблемы, находить выходы из спорных ситуаций. С моей точки зрения, в формировании личностных качеств могут помочь интерактивные методы, т.к. именно создают условия для открытого доверительного общения, развивают умение слушать и слышать, помогают активной включенности в деятельность всех участников процесса.

Классный час выполняет следующие функции: Просветительская - Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражение в учебных программах. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие. Направляющая - Призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. Ориентирующая - Способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Формирующая - Формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения

Есть одна известная китайская пословица: «Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму»

Проблему обогащения нравственного опыта учащихся и повышения качества воспитательного процесса на интерактивных классных часах можно добиться путем внедрения следующих инновационных педагогических технологий, методов и приёмов ФГОС: Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком..

Педагогическая технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский). Методический приём - это структурный элемент метода; это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия.

-Технология развития критического мышления. Структура данной технологии состоит из трёх стадий: ( кратко ВОР) 1 стадия – вызов, состоит из трёх этапов: мотивация – интерес к изучаемой теме; активация – вспоминает предыдущий жизненный опыт, своя точка зрения. Систематизация – что знаем и чего не знаем. Цель и тема классного часа. 2 стадия - осмысление включает получение новых знаний и корректировка поставленных целей. 3 стадия - рефлексия включает размышление, анализ полученных знаний, рождение нового знания, Методы: заполнение кластеров; установление причинно следственных связей между блоками информации; составление списка известной информации; метод инсерт, заполнение концептуальных таблиц. Развивает умение сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать, формулировать вопросы, искать ответы, делать выводы.

. -Технология личностно - ориентированного подхода при организации интерактивных классных часов предполагает ценностный подход к детской личности, понимание того, что ребёнок имеет свою жизненную историю, своё собственное «Я», своё мнение, свой внутренний мир, свои переживания. Технологии личностно-ориентированного образования направлены на организацию поисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся и характеризуются такими чертами, как сотрудничество, диалогичность, предоставление ребенку свободы принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения. Развивает умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, осмысливать, обобщать. Приёмы: оценочная линия, синквейн, ассоциативный куст, микрофон.

- Технология коллективного творческого дела КТД. Применение системно-деятельного подхода на интерактивных классных часах позволяет увидеть ребёнка в процессе воспитания. Ребёнка надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно только ему, когда у него имеются определённые мотивы для её выполнения. Приёмы: соревнования, выпуск плакатов, лозунгов, коллективная работа при заполнении кластеров, игр, конкурсов, диалоги.

- Информационно - коммуникационные технологии ИКТ. На классном часе используется для аудио, видео оформление. Демонстрация презентаций. Применение всех видов современных цифровых технологий. Ситуативные технологии. На интерактивном классном часе это формы работы в малых или больших группах по решению возникшей проблемы. Приём: поиск ответов, установление причинно – следственных связей, синтез мыслей. - Технология сотрудничества предполагает работу в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для всех контактов. Приём: «Выбор цвета» «Пословицы» « Афоризмы»

Дидактические технологии. Приёмы: игра, конкурс, соревнование. Они вводят учащегося в реальный мир сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей - Кейс (ситуация) технология – основана на использовании специально смоделированной ситуации в целях анализа. Совокупность действий персонажей, требующая разрешения путём анализа и принятия решения. Приём: эмпатия, заполнение концептуальных таблиц. Технология мозгового штурма (Брэйнсторминг) стимулирует группу к быстрому генерированию большого количества новых оригинальных идей, которые могут быть использованы в получении новых знаний, решения проблем. Приёмы: поиск ответов на поставленные вопросы, обсуждение в группах, вопросы по Блуму.

Информационно аналитическая технология используется на классных часах для знакомства с историческими фактами или другой важной информацией. Приём: использование разрезного готового материала для всех участников или отдельных - Технология поощрения и стимулирования даёт возможность сохранения активности работы на протяжении всего классного часа. Приём «Корзина идей», система баллов, очков, сюрпризов. Технология проектирования используется при составлении программ саморазвития личности и создания положительных перспектив. Приём: составление программ, схем самовоспитания. -Технология проблемного обучения – предполагает поиск ответов на данную проблему. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано со стремлением личности к гармонии.

-Здоровье сберегающие технологии предполагают создание доброжелательной обстановки и психологического комфорта. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровье сберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Учитывать активность учащихся: 5-25 минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%. Приёмы: уместный юмор, спокойная беседа, позитивная реакция учителя, культура общения, гуманное отношение к ученикам, ситуация успеха, поощрение.

Описание некоторых приёмов и методов: КЛАСТЕР (английское слово - гроздь) предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Например, в качестве основы взять «Человеческие пороки» или «Причины сквернословия» и Такая форма работы позволяет охватить большее количество информации. Приём может быть использован как на этапе вызова, так и на этапе осмысления. СИНКВЕЙН (фр. слово-пятистишье) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический приём на этапе рефлексии. Позволяет ребёнку глубоко обдумать смысл слова. Например, придумать синквейн на слово «Счастье». У каждого ребёнка свой, индивидуальный синквейн позволяющий судить о внутреннем мире ребёнка. ИНСЕРТ – маркировка текста значками по мере его чтения. «V» - уже знал, «+» - новое, « _» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. Приём обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Приём и таблица делают зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным в этом приёме является обсуждение выводов.

БРЭЙНСТОРМИНГ - название происходит от английских слов «мозг» и «буря» техника мозгового штурма. Такая техника предполагает наличие руководителя, который призывает участников классного часа или урока к свободному выдвижению и аккумулированию идей, высказываний, которые позже могут быть использованы для получения новых знаний, решения проблем, составления аргументов. Критика идей запрещается! На классных часах этап мозгового штурма целесообразно организовать по вопросам Блума. ВОПРОСЫ ПО БЛУМУ - -Простые вопросы. Для ответа на них нужны конкретные знания о понятиях. Например, а вы раньше знали, что такое сквернословие, что означает такая речь. -Уточняющие вопросы, например: «Если я правильно понял, то…..»То есть ты говоришь, что… -Интерпретационные, например: « Почему молодёжь использует в своей речи сквернословие…. - Творческие вопросы, например «Как вы думаете, что будет если…..» - Оценочные вопросы: «Почему вы считаете, что это хорошо, а что-то плохо…? -Практические вопросы: « Где в обычной жизни это встречается, наблюдается…»

ОЦЕНОЧНАЯ ЛИНИЯ - этот метод применяется в тех случаях, когда необходимо, чтобы каждый из учащихся принял решение о своем отношении к определённой теме или проблеме. В разработках конкретные применения. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА - используется для развития способности к мыслительным операциям анализа и синтеза при систематизации новой информации, когда сопоставимы три или более понятий или явлений. В разработках описание. Т-ГРАФИК - таблица с двумя симметричными столбцами, позволяющая разделить информацию по критериям «хорошо-плохо», « за - против»

ОБСУЖДЕНИЕ В ПАРАХ – один из самых простых методов для стимулирования учащихся в обучении. С его помощью каждый ученик задумывается над изучаемым явлением, преодолевает неуверенность в своих знаниях. ЭМПАТИЯ - метод личной аналогии, когда ученик становится частью механизма или деталью, стараясь описать происходящий процесс от своего лица. Развивает образное мышление. Способность понимать и распознавать эмоциональное состояние другого человека, побыть в роли другого, например, описать своими словами, что испытывали КОРЗИНА ИДЕЙ – приём позволяет фиксировать активность работы групп. ЭССЕ – приём используется для продолжения работы дома, с условием продолжения обсуждения выбранной темы.

ПРИЁМ Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. « Друдлы». Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. ПРИЁМ МИКРОФОН – один из самых простых методов для стимулирования учащихся к ответам. С его помощью каждый ученик задумывается над заданным вопросом. Суть приёма в том , что дети по очереди дают ответы на вопросы.. Для разрядки ситуации можно использовать микрофон.

Стратегия решения  проблем   И.Д.Е.А.Л. Применяется на стадии осмысления.    Данная стратегия включает в себя пять этапов: 1. ИДЕНЦИФИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ. 2.ДОБЕРИТЕСЬ ДО СУТИ. 3. ЕСТЬ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЙ 4. А ТЕПЕРЬ ЗА РАБОТУ 5. ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ. 1.Проблема определяется в самом общем виде 2.На втором  этапе  учащиеся  формулируют проблему в виде вопроса 3. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы этот этап  осуществляется  посредством использования "мозговой атаки". Любая критика здесь запрещена.  Важно количество - чем больше, тем лучше (можно использовать кластеры). 4. Выбор наилучших вариантов Теперь учащиеся,  "взвесив" все "за" и "против", выбирают наиболее лучший(-ие) вариант(-ты) решения проблемы. 5. Планирование осуществления решения. На последнем этапе учащиеся разрабатывают  план  осуществления своего решения.

Активные методы обучения (АМО) Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внешнее кольцо – это стоящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики через каждые 30 секунд меняются (движутся по часовой стрелке). Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. ПРИЁМ Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. ПРИЁМ Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. ПРИЁМ «Дерево решений» - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Часто используется такая форма интеракции, как, ПРИЁМ «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

«Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит": связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать учеников. Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение. Мордашки : Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.

Коучинг: Особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост. Технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности. Метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления. Не учит, а помогает учиться. Искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС Есть одно качество, которым требуется обладать, чтобы побеждать, и это определенность цели, знание, чего человек хочет, и жгучее желание достигнуть этого.   Наполеон Хилл Для того, чтобы ребенок относился к учебно – воспитательному процессу более осознано, всё, что получает в школе, должен приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Мероприятия, для многих школьников, даже старших и выпускных классов, является нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться. Помочь ученикам перестать быть пассивными участниками образовательно – воспитательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой, может коучинг.  Что такое коучинг? Так что же такое коучинг? Коучинг (coaching) — новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey). Открытие Т. Гэлвея состояло в том, что значительным фактором спортивного успеха, а, следовательно и спортивных тренировок, оказалось душевное состояние спортсмена, то, как он думает, как направляет внимание, что считает для себя возможным, а что — нет. Книги Т. Гэлвея стали бестселлерами. Он определил коучинг как “технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“. Коучинг представляет собой форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.  Автором этого проекта стал Ян Георг Кристиансен – мастер-коуч Международной Федерации Коучинга, глава Эриксоновского университета Нордик с 1998 г. С 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях. Приоритет по внедрению коучинга в сферу образования принадлежит Ростову-на-Дону

Помочь ребёнку понять себя, оценить свои запросы. Задачи коучинга в образовании: Разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития. 1 2

Педагогический коучинг — это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определённые проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность овладения знаниями, повысить самооценку.

1. Повысить эффективность педагогической деятельности. 2. Психологически грамотно сопровождать учеников по жизненному и образовательному пути. 3. Ставить перед собой и учениками реальные и релевантные цели. 4. Определить жизненные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу. 5. Развивать навыки управления личным временем. 6. Улучшить отношения в семье и с другими людьми. 7. Преодолеть стресс. 8. Повысить уверенность в себе. 9.Эффективно и быстро преодолеть неблагоприятные жизненные обстоятельства. Педагогический коучинг призван:

- Как ты поймешь, что достиг цели? - Какие самые важные вехи ты замечаешь? - Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача? - Как эти задачи были взаимосвязаны? - Какие самые первые, самые лёгкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату? Этап рефлексии:

Колесо развития. Тема «Shopping»: 1 Я и Эрудиция: учёба, культура речи, аргументированность суждений, сообразительность, чтение, 2 Я и Трудолюбие: добросовестность,самостоятельнось. Рукоделие, или другой вид деятельности 3 Я и Природа: способность к восхищению, к охране окружающей среды. 4 Я и Общество: межличностные отношения. готовность понять другого, помочь, правила общественной жизни. Доброта, милосердие, патриотизм. 5 Я и эстетика: аккуратноность, опрятность, умение находить прекрасное в жизни, посещение культурных мест, внесение эстетического в жизнь. 6. Я и отношение к себе: управляю своим поведением, создаю правила гигиены. 7.Я и Бережливость: умение распределять время, бережное отношение к личному и чужому имуществу. 8 Я и любовь во мне: к труду, к обществу, к тучебе, спорту …..

Колесо развития строится на определённый период (по определённой теме). Определить направления (области) работы над темой (виды работы). Шкала удовлетворённости каждым направлением, где 1 – минимальная удовлетворённость, 10 – максимальная. По каждому направлению – что для Вас «10» на этот временной период? Какая степень удовлетворённости сейчас по шкале от 1 до 10? Рекомендации по работе с «Колесом развития»: И что Вы замечаете, глядя на это колесо? Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области. Если сдвинуть её на один пункт, то что изменится в каждой из областей? (Если выбранная область не двигает остальные – попробовать другую.)

Инструменты коучинга на занятиях

«+» я это знал, «-» это для меня новое, «…» это противоречит моим знаниям, «?» об этом хочу узнать больше. Инсерт: Маркировочная схема ЗУХ: ЗНАЮ УЗНАЛ ХОЧУ ЗНАТЬ

«Что?» «Кто?» «Где?» «Когда?» «Почему?» Сюжетная схема: Схема «Толстые и тонкие вопросы»: Тонкие вопросы требуют однозначного ответа: Кто? Что? Когда? Толстые вопросы не имеют определённого ответа: Почему? В чём разница?

После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идёт обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Чтение со «стопами»: Составление синквейна: (необходимо резюмировать учебный материал) 1-я строка: одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна. 2-я строка: два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. 3-я строка: три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4-я строка: целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. 5-я строка: слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

1, 7 строчки – существительные-антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному. Приём «Диаманта»: Приём «Верные-неверные утверждения»: - Учащимся предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. - Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. - На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

при рассмотрении способов решения проблемы совершается такая их перестановка, которая позволяет получить принципиально новые, порой парадоксальные решения. Метод «Инверсия» — Этапы инвентирования: Сформулировать задачу. Перечислить все предположения и допущения, которые её сопровождают. Перевернуть все эти предположения. Взять каждое перевернутое предположение и спросить себя, как сделать его возможным. Фиксировать все возникающие идеи. Оценить и выбрать лучшие идеи.

оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Метод «Мозговая атака» - Этапы метода: 1. Спонтанное изложение идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения. 2. Запись «выданных» идей. 3. Поочерёдное обсуждение и оценка каждой идеи. 4. Отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.

основан на заимствовании опыта посредством поиска, тщательного анализа достоинств и недостатков и «улучшения» чужих идей в научной и методической литературе. Метод «Наводящая задача-аналог» - Метод «Изменение формулировки задач»- расширение границ поиска решения актуальной проблемы. Меняя формулировки структурных составляющих готового и реализованного проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы.

позволяет упорядочить поиск вариантов решения проблемы через вопросы: - Почему данную проблему нужно решать? - Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась? Метод «Наводящие вопросы» - Советы по применению: - Заранее продумайте основополагающие вопросы. - Следите за ответами. - Задавайте зондирующие вопросы. - Фиксируйте ключевые моменты. - Подключите как можно больше участников. - Позвольте участникам самостоятельно раскрывать новые знания.

применяется для описания проблемной ситуации, когда необходимо собрать информацию и составить полный развернутый перечень недостатков, подлежащих изменению. Метод «Перечень недостатков» - Метод «Свободное выражение функции»- описание всех функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели.

перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения). Метод аналогии - Метод неологии - метод использования чужих идей, но при условии изменения структуры, содержания, оформления, представления.

предполагает привязку свойств проектированного объекта к удобству его использования, т. е. определение условий и обстоятельств, наличие которых обеспечит максимальный комфорт для целевой группы проекта. Метод «Антропотехника» - Метод «Семикратный поиск » - метод, построенный на семи ключевых вопросах: «Кто?», «Что?», «Где?», «Чем?», «Зачем?», «Как?», «Когда?», применяемых для выявления проблем и формулировки творческой задачи.