12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каширова Елена Евгеньевна87
У каждого человека своя линия жизни. Определить свою дорогу в жизни, выбрать профессию, многое узнать и многому научиться – вот цель жизни. Обучать — значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск

Динамические паузы

Динамические паузы: почему они нужны и как их проводить. Подготовил учитель: Каширова Е.Е. Г.Дзержинск, МБОУ школа № 71 2020г

Ее цель – на время сменить вид деятельности, дать мозгу возможность «перезагрузиться» и, восстановив уровень концентрации, с новыми силами вернуться к занятиям.  Кроме того, это еще одна возможность настроить детей на взаимодействие, повод общаться. Процесс обучения для ребенка очень энергозатратен: он требует усидчивости, концентрации, активной работы мозга. Чтобы избежать переутомления, познавательный процесс прерывают – организовывают общую игру или делают динамическую паузу.

Динамические и физкультурные паузы преследуют несколько целей. Во-первых, они снимают усталость, расслабляют школьников и дают возможность выдохнуть после напряженной умственной деятельности. Во-вторых, командные динамические паузы помогают сплотить коллектив, в игровой форме наладить взаимодействие между ребятами. Третье – это создание в классе доверительной, творческой и комфортной атмосферы. Наконец, заключительное – это развивающая функция: физкультурные упражнения разминают затекшие мышцы, а интеллектуальные игры дают дополнительные навыки и знания

 Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить учебный материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения. Очень полезно для снятия эмоционального напряжения использование музыки. Музыка позволяет без волевых усилий активизировать работу на уровне непроизвольной регуляции выполняемых движений, облегчает выполнение работы, избавляет от опасных психофизических перенапряжений. Музыка формирует положительные эмоции, воспитывает чувство ритма, музыкальность, оказывает  терапевтический эффект. Что такое эмоциональная разрядка или  релаксация? Релаксация –  это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Можно физкультминутки разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функции. В динамическую паузу стоит включать игры и задачи, которые дают возможность детям сменить род деятельности, но не нагружают их физической активностью, не провоцирую сложности с дисциплиной и порядком. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Можно динамические паузы разнообразить чтением стихов, считалок, скороговорок, загадок, пением песен. Иногда такие паузы выливаются в небольшой импровизированный концерт, что доставляет детям большое удовольствие и стимулирует творческий процесс.  

Эмоциональный настрой на урок. Эмоциональный настрой на урок. - Как живете? (дети отвечают жестами и движениями) - Как идёте? - Как бежите? - Ночью спите? - Как даёте? - Как берёте? - Как шалите? - Как грозите? - Как сидите? Эмоциональный настрой на урок. Дети, вам тепло? (Да!) В классе светло? (Да!) Прозвенел уже звонок? (Да!) Уже закончился урок? (Нет!) Только начался урок? (Да!) Хотите учиться? (Да!) Значит можно всем садиться! ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК   Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого -то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа». 

Молекулы В начале игры преподаватель, он же ведущий, объясняет детям, что все предметы состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулами и могут находиться в разных состояниях. Если предмет холодный, то молекулы почти не двигаются, стоят. Если предмет теплый, то молекулы «ходят медленным шагом», если предмету горячо, то молекулы «бегают». Ведущий становится в центр, а все дети представляют себя молекулами. Ведущий в произвольном порядке командует: горячо, тепло, холодно. Соответственно команде дети – молекулы должны двигаться быстро, медленно или стоять. Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель. "Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо, а на нём лёгкие перья облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились и радуетесь этому чуду. Вдруг, вы открыли глаза. Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту. Релаксация

Комплекс упражнений для глаз, носа Покорчим рожи Изобразите мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.   Рисование носом Закройте глаза. Представьте себе, что нос стал длинным и попробуйте нарисовать буквы и т. д.   Круг Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Квадрат Представьте квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата.  

Пример физкультминутки, рекомендуемой для уроков, требующих длительного письма 1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

Советы психолога Устал - рисуй цветы Злой - рисуй линии Болит – лепи из пластилина Скучно - заполни листок разными цветами Грустно - рисуй радугу Страшно - плети макраме, вежи узлы или делай аппликации из тканей Ощущаешь тревогу-сдалай куклу-мотанку Чувствуешь возмущение - рви бумагу на мелкие кусочки Чувствуешь беспокойство - складывай оригами Хочешь расслабиться - создавай узоры Нужно что-то вспомнить - рисуй лабиринты Разочарован – сделай копию известной картины Отчаялся-рисуй дороги Нужно что-то понять-рисуй мандалы Нужно быстро восстановить силы-рисуй пейзаж Хочешь понять свои чувства-рисуй автопортрет Важно запомнить состояние-рисуй цветовые пятна Нужно систематизировать мысли-рисуй соты или квадраты Хочешь разобраться в себе-сделай коллаж Важно сконцентрироваться на мыслях-рисуй точками Нужно найти выход из ситуации-рисуй волны и круги Хочешь сконцентрироваться на цели-рисуй сетки и мишени Чувствуешь,что застрял и нужно двигаться дальше-рисуй спирали

После проведения таких динамических пауз дети еще активнее и более творчески включаются в работу и с удовольствием рисуют и доводят начатую работу до завершения. Проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, релаксаций на уроке является эффективным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности ребят на уроке. Считаю, что используя в обучении здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Креативность и педагогическое мастерство учителей, умелый подбор и неоднократное (в течение урока или занятия) включение в структуру учебной деятельности соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса детей к учебному материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить их здоровье.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. «Переменки и динамические паузы в школе: практическое пособие» (Автор С.А Исаева; Издательство Айрис-Пресс 2010) 2. «Школа-физкультминуток» (учебно-методическое пособие) Автор В.И Ковалько 3. «Упражнение для глаз» Автор Е.А Бойко 4. https://for-teacher.ru/edu/matematika/doc-4thpeff.html 5. https://megalektsii.ru/ 6. http://w.school2100.com/upload/iblock/