12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фомченко Елена Сергеевна387
Учитель изобразительного искусства, МХК, ОДНКНР,технология. 30 лет педагогического стажа.
Россия, Ростовская обл., г. Красный Сулин (Красносулинский р-н)

ОДНКНР. Искусство кинематографа. История создания Российского кино.

История создания Российского кино Творческая проектная работа по ОДНКНР. Выполнил ученик 9 класса МБОУ Михайловской сош Красносулинского района Ростовской обл. Шляхтин Александр Учитель: Фомченко Елена Сергеевна ОДНКНР. Искусство кинематографа.

В 2020 году киноискусству исполняется 125 лет Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Англии, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность "экранизации”, достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.

 Кинематограф Российской империи Первый киносеанс в России состоялся 4 (16) мая 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем увеселительном саду «Аквариум». С 1900 до 1918 года российское кино бурно развивалось, было очень распространено и популярно в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде, Баку, Тифлисе, Екатеринбурге; было популярно иностранное кино. Кинопроизводство в России тормозилось потоком иностранных лент, но оно постепенно начинает налаживаться - регулярное производство фильмов появляется в стране с 1907-1908 гг.

Известным кинопромышленником в это время был А. Ханжонков. С 1909 по 1914 гг. его фирма выпустила свыше 70 игровых картин. В 1912 г. на Житной улице в Москве, он построил крупнейшее для своего времени киноателье, в котором снимали фильмы. Ханжонков выпускал фильмы-киноиллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и др. писателей. Он снимает и исторические картины: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Оборона Севастополя», «1812 год». А. Ханжонков выпускает также хронику, учебные и научно-популярные фильмы. Именно благодаря ему в России началась съемка объемной мультипликации. Известным кинопромышленником в это время был А. Ханжонков. С 1909 по 1914 гг. его фирма выпустила свыше 70 игровых картин. В 1912 г. на Житной улице в Москве, он построил крупнейшее для своего времени киноателье, в котором снимали фильмы. Ханжонков выпускал фильмы-киноиллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и др. писателей. Он снимает и исторические картины: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Оборона Севастополя», «1812 год». А. Ханжонков выпускает также хронику, учебные и научно-популярные фильмы. Именно благодаря ему в России началась съемка объемной мультипликации.

Что же представляли собой первые российские фильмы? Одним из зачинателей русского кинематографа считается Василий Михайлович Гончаров (1861-1915), написавший сценарий «Понизовой вольницы». Он поставил киноиллюстрации литературных произведений: «Песнь про купца Калашникова» (1909) и «Преступление и наказание» (1909), а также фильмы на сюжеты известных опер и песен. Гончаров получил известность как постановщик исторических картин. Он снял первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (1911).

Кинематограф СССР В 1920-е годы, в эпоху немого кино, зарождалось молодое советское кино. Новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всем мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х гг. были созданы фильмы, способствовавшие развитию всего мирового киноискусства. Первый советский фантастический фильм — «Аэлита» (1924).

Звуковое кино в СССР 5 октября 1929 г. в Ленинграде на Невском проспекте был открыт первый в СССР кинотеатр, где демонстрировались звуковые фильмы. Первыми, кто использовал звук в фильмах, были режиссеры документального кино. В 1931 г. был снят первый полнометражный звуковой фильм «Путевка в жизнь» (Н. В. Экк), рассказывающий о борьбе с детской беспризорностью и воспитании человека в труде в новых социалистических условиях. Важным шагом в развитии звукового кино был фильм «Встречный» (1932) Ф. М. Эрмлера и С. И. Юткевича.

Основополагающим стилем при создании фильмов стал считаться социалистический реализм. Официальной поддержкой государственной власти и свободным доступом на широкий экран пользовались комедии «массового смеха» и курьёзных положений, разрешавшихся в итоге ко всеобщему благополучию в интересах коллективизма и победившего социализма, такие как «Весёлые ребята», «Цирк», «Богатая невеста», «Трактористы». Развивался художественно-исторический кинематограф, получивший наиболее яркое своё воплощение в фильме «Чапаев» (1934).

В 1925 году режиссёром Сергеем Эйзенштейном был создан фильм «Броненосец „Потёмкин“», признанный художественными критиками одним из лучших фильмов всех времён и народов. В 1925 году режиссёром Сергеем Эйзенштейном был создан фильм «Броненосец „Потёмкин“», признанный художественными критиками одним из лучших фильмов всех времён и народов. Первым цветным стал фильм «Груня Корнакова» («Соловей-соловушко»), вышедший в 1936 году.

В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве (второй в мире после Венецианского). В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве (второй в мире после Венецианского). Достижением советского кинематографа в 1930-е годы оказалось создание особого кинематографического языка, который соединил в себе реалистические традиции русского сценического искусства, известные во всем мире как система Станиславского, с новейшими техническими приёмами, на которые тогда оказался способным мировой кинематограф. Можно отметить таких мастеров кино как Лео Арнштам, Сергей Юткевич, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Лев Кулешов, начинал свой труд прославленного документалиста Роман Кармен.

После Второй мировой войны лишь единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Это объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна иностранному зрителю, советские фильмы считались довольно примитивными. С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри СССР советское кино было популярно, кинотеатры бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход. Целые жанры киноискусства были запрещены цензурой, допустимая художественная стилистика фильмов была значительно сужена. После Второй мировой войны лишь единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Это объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна иностранному зрителю, советские фильмы считались довольно примитивными. С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри СССР советское кино было популярно, кинотеатры бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход. Целые жанры киноискусства были запрещены цензурой, допустимая художественная стилистика фильмов была значительно сужена.

Советское кино в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. В художественных фильмах, созданных в годы войны, нашли отражение темы героической битвы Советской армии с врагом, тяжелых испытаний, выпавших на долю гражданского населения, в том числе детей, а также работа для фронта в тылу, борьба в партизанских отрядах.

В 1942 г. выпуск киносборников прекратился, было налажено кинопроизводство в военных условиях. На экраны стали выходить новые полнометражные фильмы о войне. «Секретарь райкома» (1942) И. Пырьева рассказывал о героической борьбе партизан в тылу врага; «Она защищает Родину» (1943) Ф. М. Эрмлера - о судьбе простой женщины Прасковьи Лукьяновой, на долю которой выпали тяжелые испытания, о ее стремлении мстить врагу за разрушенную жизнь и гибель близких людей. В центре фильма «Радуга» (1943) М. Донского - героический образ простой женщины -партизанки, а также ее односельчан. В 1942 г. выпуск киносборников прекратился, было налажено кинопроизводство в военных условиях. На экраны стали выходить новые полнометражные фильмы о войне. «Секретарь райкома» (1942) И. Пырьева рассказывал о героической борьбе партизан в тылу врага; «Она защищает Родину» (1943) Ф. М. Эрмлера - о судьбе простой женщины Прасковьи Лукьяновой, на долю которой выпали тяжелые испытания, о ее стремлении мстить врагу за разрушенную жизнь и гибель близких людей. В центре фильма «Радуга» (1943) М. Донского - героический образ простой женщины -партизанки, а также ее односельчан. В фильме «Нашествие» (1945) А. Роома, раскрывается тема сопротивления советских людей фашистским захватчикам. В фильме «Фронт» (1944) режиссеров Г. и С. Васильевых был поставлен вопрос о тех трудностях, которые испытывала Советская армия в начале войны, о неподготовленности некоторых военачальников к ведению боевых действий в новых условиях. На экраны страны выходили также фильмы, рассказывающие о личной жизни и переживаниях простых людей в тяжелые годы войны. Фронтовой дружбе был посвящен фильм «Два бойца» (1943) Л. Д. Лукова; фильм «Жила-была девочка» (1944) В. В. Эйсымонта рассказывал о жизни в осажденном Ленинграде. Выходили на экраны и комедии, которые поднимали настроение зрителей, поддерживали уверенность в победе: «Антоша Рыбкин» (1942) К. К. Юдина, «Новые похождения Швейка» (1943) С. Юткевича, «В шесть часов вечера после войны» (1944) И. Пырьева, и др.

Советское кино второй половины 40-50-х гг. Фильмы, вышедшие в конце 40-х гг., были посвящены, прежде всего, теме Великой Отечественной войны, в них говорилось о подвигах народа, выдающихся полководцев, роли партии в победе над фашизмом. В 1948 г. С. Герасимов снял фильм «Молодая гвардия», рассказывающий о молодых комсомольцах-подпольщиках Краснодона. О подвиге летчика А. Маресьева в годы войны рассказывал фильм «Повесть о настоящем человеке» (1948). Из фильмов о Великой Отечественной войне к наиболее удачным относились «Третий удар» (1948), «Звезда» (1949). Приключенческий жанр представляли фильмы «Подвиг разведчика» (1947), «Смелые люди» (1950). Теме борьбы за мир были посвящены фильмы «Встреча на Эльбе» (1949), «Русский вопрос» (1947) и «Секретная миссия» (1950).

В послевоенных фильмах большое место отводилось созданию образов современников, людей мирных профессий. К несомненным удачам этого периода относится фильм М. Донского «Сельская учительница» (1947). В центре фильма - жизнь Варвары Мартыновой (В. Марецкая), простой сельской учительницы, посвятившей себя образованию и воспитанию деревенских детей, всю жизнь проработавшей в школе. В эти же годы были созданы фильмы: «Сказание о земле Сибирской» (1948) и «Кубанские казаки» (1950) И. Пырьева, «Сельский врач» (1951) С. Герасимова, «Кавалер Золотой Звезды» (1950) Ю. Райзмана, «Донецкие шахтеры» (1951) Л. Лукова, и др. Большое место в репертуаре студий в это время занимали фильмы, знакомящие зрителей с жизнью выдающихся людей - полководцев, ученых, деятелей культуры: «Адмирал Нахимов» (1946), «Мичурин» (1948), «Академик Иван Павлов» (1949) и «Мусоргский» (1950), «Тарас Шевченко» (1951). Эти фильмы через биографии выдающихся людей раскрывали страницы истории страны, имели не только художественную, но и большую познавательную ценность для зрителей.

Кинематограф 50-х гг. По-прежнему много внимания отводилось фильмам историко-революционной тематики. В конце 1950-х годов ситуация стала меняться. «Оттепель» способствовала тому, что сама стилистика советского кино изменилась — в фильмах уменьшилось количество пафоса, оно приблизилось к реализму, нуждам и заботам простых людей. На экран пришли новые герои - простые люди, жизнь которых была сломана войной, которые шли защищать свою родину, не думая о личном благе. Война была показана как тяжкое испытание не только для всей страны, но и для каждого человека - испытание мужества, верности, человечности. Фильмы «Дом, в котором я живу» (1957), «Летят журавли» (1957), «Баллада о солдате» (1959) не только получили всеобщее признание зрителей, но и стали любимыми фильмами на многие годы.

Экранизация литературных произведений. В эти годы выходят на экраны страны фильмы: «Сорок первый» (1956); «Отелло» (1956); «Дон-Кихот» (1957), «Попрыгунья» (1956); «Идиот» (1958). С. Герасимов создает одно из самых своих значительных произведений - трехсерийный фильм «Тихий Дон» (1957-1958). В 1959 г. на экраны вышел фильм «Судьба человека» - по одноименному произведению М. А. Шолохова. Жизни современного рабочего класса были посвящены фильмы: «Большая семья» (1954); «Весна на Заречной улице» (1956); «Высота» (1957). Жизнь послевоенной деревни нашла отражение в фильмах «Дело было в Пешкове» (1958), «Отчий дом» (1959) и др.

Советское кино в 1960-1970-е гг. Советский кинематограф 60-х гг. знаменовался большими творческими достижениями. Такой герой не принимает ничего на веру, старается понять смысл того, что делается вокруг, осознать свое место в жизни. Тема прошедшей войны по-прежнему продолжает волновать кинематографистов. Фильм «Чистое небо» (1961) рассказывает о сложной судьбе летчика Астахова. Особое место среди фильмов о войне занял фильм «Иваново детство» (1962). Этот фильм — о ребенке на войне. Он стал первым полнометражным фильмом молодого А. Тарковского, который создал свой особый стиль поэтического кинематографа.

Военной теме был посвящен фильм «Живые и мертвые» (1963). На студиях союзных республик были созданы фильмы, получившие высокую оценку и зрителей, и профессионалов: «Никто не хотел умирать» (1965), «Тени забытых предков» (1965) , «Отец солдата» (1965). В первой половине 60-х гг. выходят на экраны два фильма В. Басова: «Битва в пути» (1961) и «Тишина» (1964). На школьную тему был создан ряд фильмов, ставших любимыми для многих поколений, и среди них — «Звонят, откройте дверь!» (1966) и «Доживем до понедельника» (1969).

Советские фильмы неоднократно выдвигались на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Победу одержали три картины: «Война и мир» (1968), советско-японский «Дерсу-Узала» (1975), «Москва слезам не верит» (1981). Советские фильмы неоднократно выдвигались на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Победу одержали три картины: «Война и мир» (1968), советско-японский «Дерсу-Узала» (1975), «Москва слезам не верит» (1981).

Советские кинематографисты достаточно активно сотрудничали с коллегами из стран социалистического лагеря (преимущественно — из Восточной Европы) и несмотря на декларируемые идеологические противоречия, с продюсерами, режиссёрами, актёрами из «капиталистических стран». Сергей Бондарчук был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом; в советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»). Советские кинематографисты достаточно активно сотрудничали с коллегами из стран социалистического лагеря (преимущественно — из Восточной Европы) и несмотря на декларируемые идеологические противоречия, с продюсерами, режиссёрами, актёрами из «капиталистических стран». Сергей Бондарчук был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом; в советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»).

Несмотря на цензуру и запреты, в Советском Союзе во второй половине XX века было создано несколько талантливых «авторских» киноработ, шедевров мирового кинематографа. Здесь фильмы АндреяТарковского,   Несмотря на цензуру и запреты, в Советском Союзе во второй половине XX века было создано несколько талантливых «авторских» киноработ, шедевров мирового кинематографа. Здесь фильмы АндреяТарковского,   Сергея Параджанова, открывшего бездны выразительности на фольклорном материале, и Киры Муратовой.Любовью и популярностью зрителей пользовались комедии Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая, вышел ряд фильмов катастроф («Экипаж» (1979) и пр.) и боевиков («Пираты XX века» (1980) и др.)

Постсоветское кино России Со времени распада СССР, все 1990-е годы российское кино долгое время находилось в упадке. Из-за дефолта 1998 года финансирование кинопроизводства резко сократилось. В связи с этой ситуацией появлялось много мелких частных киностудий. Но иногда выходили такие значительные кассовые фильмы, как: «Анкор, ещё анкор!» (1993), «Вор» (1997), комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Ширли-мырли» (1995), «Особенности национальной охоты» (1995). Первым хитом этого времени была картина «Брат» (1997) Алексея Балабанова, затем его же фильм «Про уродов и людей» (1998).

В 2000-е годы стали появляться кинокомпании, которые занимаются массовым производством телевизионных фильмов и сериалов, в основном малобюджетных (к примеру. Появились многочисленные телесериалы на криминальную тематику: «Улицы разбитых фонарей» (с 1998), «Бандитский Петербург» (с 1999), «Агент национальной безопасности» (с 1999) с продолжениями и другие. Появились и мелодраматические сериалы, рассчитанные на женщин: большие рейтинги приобрели «Обручальное кольцо», «Кармелита» и другие сериалы, заменившие на экране поток аналогичных бразильских и мексиканских. В 2000-е годы стали появляться кинокомпании, которые занимаются массовым производством телевизионных фильмов и сериалов, в основном малобюджетных (к примеру. Появились многочисленные телесериалы на криминальную тематику: «Улицы разбитых фонарей» (с 1998), «Бандитский Петербург» (с 1999), «Агент национальной безопасности» (с 1999) с продолжениями и другие. Появились и мелодраматические сериалы, рассчитанные на женщин: большие рейтинги приобрели «Обручальное кольцо», «Кармелита» и другие сериалы, заменившие на экране поток аналогичных бразильских и мексиканских.

На сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер (95 % фильмов). Это объясняется высокой прибыльностью, особенно в области телевизионного кино, и высокими рейтингами таких фильмов на телевидении. Однако в России снимаются и такие драматические кинокартины, как «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го…», «Остров» (2006) и другие. На сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер (95 % фильмов). Это объясняется высокой прибыльностью, особенно в области телевизионного кино, и высокими рейтингами таких фильмов на телевидении. Однако в России снимаются и такие драматические кинокартины, как «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го…», «Остров» (2006) и другие.

Кинематограф России характеризуется обилием фильмов, в основном для массового зрителя, на криминальную, комедийную и историческую тематики. Однако в общем плане общая стилистика российского кино ещё только формируется, что режиссёр Карен Шахназаров связывает с «дефицитом организации» в кино.