12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никишова103

Презентация «Музыка – душа моя…»

Музыка – душа моя… М.И. Глинка Всероссийский дистанционный конкурс для учащихся начальных классов на лучшую презентацию «Известные люди России и мира»

Весна. Ярко-зеленый покров обновляет старинный парк в селе Новоспасское, что на Смоленщине, резные листья могучих великанов-дубов выделяются на синеве небе, зацветает сирень, и соловьи завораживают своим пением. В один из таких дней, 20 мая 1804 года, в семье Ивана Николаевича Глинки и его жены Евгении Андреевны родился сын – будущий великий композитор Михаил Иванович Глинка.

По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья, с его восхитительными трелями. В Новоспасском прошло детство Глинки. Здесь получил он первые музыкальные впечатления, познал красоту русской народной песни, здесь работал над своими бессмертными произведениями.

Большое влияние на будущего композитора оказала его няня Авдотья Ивановна. «Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, – вспоминал Глинка в своих «Записках», – были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Юный Глинка воспитывался как и все дети того времени. Была у него гувернантка-француженка, обучавшая читать и писать. Архитектор, нанятый в имение, учил рисовать. Увлечение географией определило дальнейший интерес к странствиям.

Другим ярким музыкальным впечатлением раннего детства был перезвон колоколов родовой церкви Глинок. Маленький Глинка не только с упоением слушал колокольный звон, но и пытался воспроизводить его дома с помощью медных тазов. Возможно, страсть, зародившаяся в детстве, помогла впоследствии найти блестящее применение колокольного звона в финале оперы «Иван Сусанин».

Волнение так охватило юного Глинку, что он потом несколько дней был невнимателен ко всему прочему, рассеян и на вопрос учителя рисования ответил фразой, которая вошла в историю как крылатая. «Что же делать? – сказал он. – Музыка – душа моя». С этого времени страсть к музыке уже не покидала Глинку никогда.   Страсть к музыке ворвалась лет в 10-11 после одного из концертов оркестра дяди Афанасия Андреевича. Квартет с кларнетом Б. Крузеля погрузил мальчика в «неизъяснимое, томительно-сладкое состояние», произведя «непостижимое, новое и восхитительное впечатление».

В 1817 году Глинка начинает обучение в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге, параллельно с учебой берет уроки игры на фортепиано у известных музыкантов. В начале лета 1822 года он окончил Благородный пансион, оказавшись вторым учеником. Успех приносит и сыгранный в день выпуска фортепианный концерт Гуммеля. Глинка поступает на службу в ведомство путей сообщения, но вскоре выходит в отставку, так как работа отрывала от занятий музыкой.

Приезда Глинки с нетерпением ждали в Новоспасском. Завороженно слушал он песни крестьян и отдавался «настоящей игре». Глинка играл с крестьянским оркестром, экспериментировал и понемногу сам сочинял музыку, со счастливым самозабвением юности наслаждаясь гармонией звуков. В парке, недалеко от дома, сохранился древний дуб-великан с развесистой кроной. Говорят, Глинка любил слушать шум ветра в его могучей листве. Он пробуждал в нем музыку. 

Все чаще мысли Глинки занимали мечты о путешествии. За границей он наделся расширить музыкальные знания, усовершенствовать композиторский талант и поправить здоровье. В 1830 году Глинка отправился в далекую Италию. Он посещает оперные театры, знакомится со знаменитыми композиторами и певцами, берет уроки вокала и композиции, сочиняет для итальянских певцов. Три года, проведенных в Италии, стали годами вдумчивого труда.

Возвращаясь домой через Германию, Глинка знакомится со знаменитым музыкальным теоретиком З. Деном и остается учиться. Учеба обогащает знаниями для начала работы над первым крупным произведением. Это была опера «Иван Сусанин» - ставшая первой русской национальной оперой. Глинка в течение своей жизни посетил много стран Европы, но всегда тосковал о Новоспасском и поэтому более двадцати раз возвращался домой. По пути он обдумывал будущие творения.

В Новоспасском композитор написал многие сцены «Ивана Сусанина». Здесь складывались в воображении фрагменты оперы «Руслан и Людмила». В деревне он услышал свадебную величальную песню «Из-за гор, гор высоких», мелодией которой начинается знаменитая «Камаринская». В Новоспасском было создано много фортепианных пьес. На протяжении всей творческой жизни Глинка сочинял романсы. Интересно, что первое его произведение - романс, и самое последнее произведение композитора - тоже романс.

Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года - в Берлине. Он переезжает из города в город, из страны в страну и нигде не находит успокоения. В России ему плохо, потому что никто, кроме самых близких друзей, его не понимает. «Искусство - это данная мне небом отрада – гибнет…, у меня сумели отнять все, даже энтузиазм к моему искусству - мое последнее прибежище».

А вскоре пришло настоящее признание. И  «Руслана и Людмилу», и «Ивана Сусанина»  начали ставить на всех сценах страны. Михаил Иванович Глинка был официально назван основоположником русской классической музыки. Великого композитора признали гением только после смерти. К великому сожалению, многим замыслам Глинки не суждено было сбыться. После одного из концертов композитор сильно простудился и 3 февраля 1857 года умер. М.И. Глинка был похоронен на лютеранском кладбище Берлина, но в мае того же года прах композитора был перевезен в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры

Наследие М.И. Глинки  Симфонические произведения • Симфония на две русские темы (1834) • Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1842) • Испанская увертюра №1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845) •  «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848) • Испанская увертюра №2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851) •  «Вальс-фантазия» (1839, 1856) Оперы • «Жизнь за царя» (1836) • «Руслан и Людмила» (1837-1842)

Наследие М.И. Глинки Камерно-инструментальные сочинения • Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828) • Дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса • Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832) • «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Наследие М.И. Глинки Романсы и песни • «Венецианская ночь» (1832) • «Я здесь, Инезилья» (1834) • «Ночной смотр» (1836) • «Сомнение» (1838) • «Ночной зефир» (1838) • «В крови горит огонь желанья» (1839) • Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839) • «Попутная песня», «Признание» (1840) • «Слышу ли голос твой», «Заздравный кубок» (1848) • «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848) • «Мери», «Адель» (1849) • «Финский залив» (1850) • «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855) • «Не говори, что сердцу больно» (1856)

Наследие М.И. Глинки Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого Государственным  гимном Российской Федерации является мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М.И. Глинки в аранжировке А. Петрова. Патриотическая песня по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации. Гимн исполнялся без слов. Общепризнанного текста не было.