12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шахворостова Инна Николаевна116

Формирование каллиграфических навыков учеников начальных классов

Формирование каллиграфических навыков учеников начальных классов Шахворостова Инна Николаевна учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Школа№115»

Связь каллиграфических навыков с грамотностью письма Чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения

Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях: При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв  Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма у младших школьников Графические навыки относятся к сенсомоторным (сюда же входят и такие действия, как вырезание, вязание и т.п.), но включаются они не в трудовую деятельность, а в письменную речь человека и формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи

Формирование письменной речи связано с деятельностью коры головного мозга:  - височные области левого полушария отвечают за слуховой анализ процесса письма (письмо на слух)  - заднецентральные области левого полушария управляют речедвижениями (артикуляцией), кинестетическими ощущениями  - затылочно-теменная область осуществляет зрительную организацию процесса письма (пространственные ориентиры)  - премоторная область коры – соблюдение чередования и последовательности букв. Моторный образ слова  - левые лобные доли отвечают за сохранность замысла при письме К началу школьного обучения у детей не до конца сформированы многие участки коры головного мозга, особенно лобные доли.

Двигательные умения и навыки, необходимые для осуществления процесса письма сгибание и вращение пальцев и кисти, движения предплечья, развиваются в течение всего дошкольного возраста в условиях правильно организованного развития мелкой моторики к 7 годам ещё не заканчивается окостенение фаланг пальцев и только начинает появляться зрительный контроль действий руки при рисовании установлено, что у детей 4-5 лет дрожат пальцы при письме некоторых элементов (линии с закруглениями, петли, овалы). К 6-7 годам у некоторых детей ещё сохраняется тремор руки, который в норме исчезает в ходе специальных упражнений на укрепление мускулатуры руки и зрительного контроля

Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью 1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.            Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.

Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью 2. Каллиграфические ошибки: Неумение придерживаться строки Несоблюдение наклона и размеров букв Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам) «дрожащее письмо» Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.

От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию. Дисграфия– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён.

Дизорфография: неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления (диагностируется на 3 году обучения). Дисграфия: стойкие ошибки одного или нескольких видов (диагностируется во 2 полугодии 2-го года обучения). Дизорфография: неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления (диагностируется на 3 году обучения).

дисграфия не может быть поставлена на 1 и 2 году обучения, однако уже в 1-2 классах можно выявить группу детей, имеющих реальные симптомы развивающейся дисграфии.

Основная цель работы над каллиграфией– автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности

Игнатьева Т.В. Чистописание: рабочие тетради Под ред. В.Г.Горецкого.-М.: Издательство «Экзамен»

Рабочие тетради для формирования почерка учащихся 1-4классов Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. В основе тетради лежит академический шрифт, утверждённый Российской академией образования и Институтом русского языка. Тетради по чистописанию отличаются систематизированным подходом к формированию почерка учащихся, что является одной из главных задач начальной школы. В тетрадях используются разнообразные методы совершенствования почерка: это и копировальный метод, и метод визуализации. Росчерки вносят в процесс обучения элемент творчества, художественной изобретательности, они тренируют глазомер детей, совершенствуют мускулатуру кисти руки и пространственную ориентацию. Комплект рабочих тетрадей можно использовать на минутках чистописания на уроке, для домашних занятий и работы на факультативе, так как они обеспечивают весь необходимый материал для проведения занятия и могут быть использованы с любым учебником русского языка. Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях.