12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
oliver007102
Россия, Татарстан респ., г.Нурлат

Становление и развитие татарской музыкальной этнографии в советский период.

Становление и развитие татарской музыкальной этнографии в советский период. Работу выполнила: Юнусова А.Р.

Становление общенационального песенного стиля новые музыкальные инструменты развивались новые жанры сочинялись песни «Күбәләгем» («Бабочка моя»), «Алмагачлары» («Яблони»), «Баламишкин» («Дитя Мишкина»), «Сабан туе» («Сабантуй»), «Арча» («Арск»), «Сарман» («Сарманово»)

Основные жанры По тематике и функции песни бывают: лирические обрядовые трудовые игровые колыбельные

По форме и музыкальному стилю протяжные (озын көй) короткие песни (кыска көй) деревенские напевы (авыл көе)

Озын көй Озын көй — протяжные лирические песни. Как правило, на них накладывали тексты десяти- или девятислогового строения. Классические примеры: «Кара урман» («Дремучий лес») «Әллүки» «Сибелә чәчәк» («Осыпаются цветы») «Салкын чишмә» («Холодный родник»).

Кыска көй Кыска көй — подвижные мелодии с четкой «квадратной» структурой и незначительным количеством распевов. Популярные примеры: «Күбәләгем» («Бабочка моя») «Алмагачлары» («Яблони») «Баламишкин» («Дитя Мишкина») «Сабан туе» («Сабантуй»)

Авыл көе Авыл көе— лирические песни умеренного темпа. В названиях нередко содержатся наименования мест их возникновения и распространения. Часто исполняются коллективно, под аккомпанемент гармони. Популярные примеры: «Сарман» «Арча»

В ней нашли отражение В ней нашли отражение исторические судьбы, мечты и сокровенные думы, условия жизни и труда, своеобразие художественного мышления народа. Музыка, чутко отражая духовный мир народа, в различные исторические периоды не оставалась неизменной.

Первые нотные записи татарских народных мелодий Первые нотные записи татарских народных мелодий были сделаны Иваном Добровольским, учителем музыки Астраханской гимназии. В 1816-1818 гг. он издал 8 тетрадей песен различных народов, живущих в Астраханском крае, в том числе и татар.

В начале 20-х гг. XX в. вопросами музыкального фольклора занималась музыкально-этнографическая комиссия при Казанской Высшей восточной музыкальной школе, где заслушивались доклады о татарской музыке И.А. Козлова, В.С. Гаврилова, С.Х. Габяши, Н.В. Никольского. В начале 20-х гг. XX в. вопросами музыкального фольклора занималась музыкально-этнографическая комиссия при Казанской Высшей восточной музыкальной школе, где заслушивались доклады о татарской музыке И.А. Козлова, В.С. Гаврилова, С.Х. Габяши, Н.В. Никольского. В 1920 гг. Н.В. Никольский издал компилятивную работу «Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья», которая стала, своего рода, первым учебным пособием по изучению татарской музыки.

Султан Габяши (1891-1942)

Султан Габяши Он в числе первых делал хоровые отработки народных песен, создавал музыкальные композиции в традициях протяжных народных песен. В 20-е гг. С. Габяши впервые совершает музыкально-этнографическую экспедицию с фонографом и пишет работу «Звуковой строй татарской музыки». Габяши также первым ставит вопрос о достоверной расшифровке народных мелодий, изучает особенности мелодического и ладового строения, исполнительство татарской народной песни.

Александр Ключарев (1906-1972)

Василий Виноградов (1874-1948)

Первый сборник татарских народных песен (1941г.) Композиторы А.С. и В. Виноградов в 1941 г. издали сборник татарских народных песен. Определяя жанры народной песни, авторы приходят к следующему выводу: основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует.      Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама».

Второй том (1955г.) В 1955 г. в свет вышел второй том татарских народных песен А.С. Ключарева и В.И. Виноградова. В сборнике 3 раздела: Фольклор советского периода; Дооктябрьский фольклор; Инструментальный наигрыш.

Третий том (1964г.) Существует и третий том татарских народных песен, изданный Казанской консерваторией и известный как «музафаровский» сборник (1964). Нотные записи в нем выполнены М. Музаффаровым, комментарии – В. Виноградовым, а тексты песен – З. Хайруллиной.

Первый татарский балет «Шурале» Ф.Яруллина

Александр Ключарев (1906-1972)

Первый сборник татарских народных песен (1941г.) Композиторы А.С. и В. Виноградов в 1941 г. издали сборник татарских народных песен. Определяя жанры народной песни, авторы приходят к следующему выводу: основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует.      Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама».

Первый сборник татарских народных песен (1941г.) Композиторы А.С. и В. Виноградов в 1941 г. издали сборник татарских народных песен. Определяя жанры народной песни, авторы приходят к следующему выводу: основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует.      Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама».

Большой вклад в татарскую профессиональную музыку Большой вклад в татарскую профессиональную музыку внес композитор Александр Ключарев . Несмотря на то, что он был русским по национальности – он хорошо разбирался в татарско-башкирской национальной мелодии, татарском народном творчестве. Ключарев после А.А. Эйхенвальда возглавляет работу фольклорного кабинета и вскоре совместно с В.Виноградовым, М.Садри создает первый сборник татарских народных песен, он создал свой стиль обработки татарской народной песни, на котором учились многие его последователи

Балет «Горная быль» (1951) Балет «Горная быль» на либретто А.Ключарева и Р.Хисамова, созданный на основе башкирских сказаний и музыкального фольклора (1951; 2 редакция 1959) и поставленный на сцене Башкирского театре оперы и балета

Загид Хабибуллин (1910-1983)

Балет «Раушан» (1960) или «Заколдованный мальчик»(1974) Детский балет «Заколдованный мальчик», который написан по мотивам татарских народных сказок и сказок Г. Тукая. Главная героиня балета - девочка Раушан отправляется на поиски брата Гали, заколдованного Бабой Ягой. Много испытаний, трудностей встречается на пути Раушан, но проявив смелость и находчивость, она спасает Гали и возвращается с ним домой.

Фасиль Ахметов (1935-1998)

Детская музыка Ф.Ахметова близка и понятна детям. Детская музыка Ф.Ахметова близка и понятна детям. Такие песни как: «Юные космонавты», «Песня юных магелланцев», «Я дружу с ветром», «Возвращаясь из школы»

Салих Сайдашев (1900-1954)

Песни для детей из творчества С.Сайдашева: Песни для детей из творчества С.Сайдашева: «Москва», «Без усэ,без» (Мы растём), «Жэй» (Лето), «Дуслык турында жыр» (Песня о дружбе), «Дэу эни» (Бабушка) и др. Последним сборником, увидевшим свет ещё при жизни автора, оказались «Балалар жырлары» (Детские песни) на слова А. Ерикеева, Ш. Маннура, Г. Насыри, М. Садри, С. Урайского.

Сотрудники кабинета музыкального фольклора