12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Итаева Лариса146
Россия, Башкирская респ.

Причины агрессивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Причины агрессивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы снятия агрессивного напряжения между детьми во внеурочное время»

В целом, под агрессией понимают поведение, противоречащее нормам и правилам общества, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт. Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Работа в школе-интернат осложнена тем, что ребенок постоянно находится в коллективе сверстников, что может сопровождаться межличностными конфликтами и отсутствием не только свободного времени, но и сокращением личного пространства, что усиливает состояние эмоциональной тревоги. Дети с агрессивным поведением импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань).

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка (постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и "заражается" их агрессивностью; проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира; унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей. Подавляющее большинство детей испытали агрессию по отношению к себе со стороны близких людей.

Почти в каждом коллективе детей, подростков (группе или семье) встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Этого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять. Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Виды агрессии: Вербальная, т.е. словесная (часто спорят, вступают в конфликт с детьми и взрослыми); Физическая (дети являются инициаторами драки, физически жестоки по отношению к людям и животным). Косвенная (сплетни, злобные шутки – т.е. черный юмор; ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что- либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять просьбы и т. д., воровство по отношению к человеку, который не нравится, намеренная порча имущества, частые прогулы уроков, самовольный уход). Защитная (иногда агрессия является обратной стороной беззащитности. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению. «Агрессия – это ширма страха». В некоторых случаях проявления защитной агрессии адекватны). Аутоагрессия (направленная на себя) Демонстративная агрессивность-это уже не защита от окружающего мира, и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поведенческие проявления демонстративной агрессии: стараются привлечь к себе внимание сознательно неодобряемыми способами.

Не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам.

Агрессивное поведение подростков часто означает "быть взрослым и сильным". Зависимость подростков от мнения сверстников - их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются лидерами или, наоборот, отверженными.

Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях: 1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. Для снятия физической агрессии можно организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, свои эмоции. 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Коррекция поведения: Отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие (отвести руку, удержать за плечи); Лишить на время внимания взрослого, любимых игр, занятий; Предоставить ответственное поручение; Давать положительную оценку его действиям.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией: переключение внимания; уход Изящный уход - это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей.

Правила взаимодействия с агрессивными детьми 1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. 2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Показывать личный пример, эффективного поведения. Не допускать вспышек гнева или нелестные высказывания об окружающих при детях. 3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. 4. Наказания не должны унижать ребенка. 5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. 6. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их. 7. Не следует критиковать человека, а нужно оценивать поступок или действие. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка. 8. Обсуждать поведение только после успокоения. 9. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. 10. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения. 11. Не стремиться угодить агрессору и не позволять манипулировать собой. 12. Дать возможность выплеснуть свою агрессию адекватными способами. Лучше всего с помощью спортивных достижений.

Можно сказать, что основными причинами возникновения трудностей поведения детей в большинстве случаев являются нарушения в семейном воспитании. Работа с родителями, с семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей вид деятельности педагога. Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении подростка и поэтому работа должна проводиться комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.

Формы коррекционной работы – индивидуальные беседы с семьей, групповая встреча нескольких семей по отдельным вопросам, совместная беседа родителей и детей. Старый школьный афоризм: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Профилактика агрессивного поведения в школе-интернат построена в направлении оздоравливающего и позитивного мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

Можно применять следующие психокоррекционные методики и приемы: арт-терапия (раскраски антистресс); сказкотерапия; беседы; Спортивные игры; релаксация.

Способы выражения гнева  Громко спеть любимую песню. Пометать дротики в мишень. Попрыгать на одной ноге. Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции. Пускать мыльные пузыри. Устроить бой с боксерской грушей или подушкой. Пробежать по коридору школы. Полить цветы. Быстрыми движениями руки стереть с доски. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно. Пробежать несколько кругов вокруг школы

Способы выражения гнева  Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей). Постирать белье. Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физ. упражнениями. Сломать несколько ненужных предметов. Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит». Стучать карандашом по парте. Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его. Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее. Помыть посуду. Принять прохладный душ. Послушать музыку.

Помните, что любые методики, какими бы они хорошими не были, никогда не заменят человеческого тепла, участия и просто умения слушать и слышать. Поддержка и понимание – лучшее лекарство для ребенка.

Конечно, сказанное - лишь отдельные законы и правила, позволяющие установить контроль над дисциплиной. Но именно эти - главные, и важно сделать их органичными нашему общению с ребятами. Тогда дисциплина не будет для них архитектурным излишеством, а для нас – проблемой.